Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные методы обучения и личность педагога

31.10.2014 579 1152
Игошина Наталья Евгеньевна
Игошина Наталья Евгеньевна, преподаватель высшей категории

Белебеевский медицинский колледж

Условиями современного мира продиктована новая политика в образовательных учреждениях. Наш современный мир, столь быстро меняющийся, ставит перед нами иные задачи. Сегодня, чтобы быть практичным, образование  должно готовить человека для выполнения работы, которая и не существует в то время, когда дети учатся в школе, а молодые люди в колледже или институте, когда еще не может быть даже угадана природа новых проблем, которые в будущем предстанут перед нами.


Таким образом, первичной задачей образования является обучение будущих специалистов быстро  и гибко реагировать на изменяющиеся условия, добывать необходимую информацию, самообразовываться, продуцировать новые идеи, а не только давать знания и высокий профессионализм в определенной области.


Этого можно добиться только путем развития творческих способностей, что требует новых подходов и методов обучения.


О смене традиционных методов обучения заговорили давно, еще в середине 20 века. С тех пор вышло в свет немало авторских программ. Проходят различные конференции по обмену опытом новых методик, но широкого распространения они не получают, в лучшем случае применяются в средней школе. В колледжах эти методики, так и остаются инновационными. Конечно, кабинеты оснащаются компьютерами, мультимедийными установками, видео. Но большая ли разница между таблицей, нарисованной на доске или показанной через проектор с точки зрения преподавания. Любая техника это лишь необходимый инструмент, информационная составляющая, но не методическая. Только от того, что мы будем писать красивой, современной ручкой стихи они не будут гениальными, для этого нужен талант.


Результат творческого продукта напрямую и целиком зависит от личности человека. Преподавание – это искусство уже в силу того, что знание его методики и овладение конкретными педагогическими приёмами, которым учат в педагогических вузах, ещё не делает человека хорошим педагогом, как не делают, например, балерину выдающейся только технические танцевальные навыки или природная гибкость тела. И в первом, и во втором случаях основой высокого уровня мастерства является личность творца.


Инновационные технологии опираются на идею взаимодействий равноценных личностей педагога и ученика, что противоречит старой системе образования. В ней основной задачей учителя было – правильно и полно рассказать то, что надо знать ученику, а основной задачей ученика – правильно и полно воспроизвести всё, что тебе рассказали. Педагогу необходимо понимать, что в  первом варианте осуществляется в настоящем смысле взаимодействие, при выборе второго – воздействие. Кроме того, в первом случае появляется такой фактор, как активное участие ученика в процессе обучения, что, с одной стороны, создаёт для педагога дополнительные возможности, а с другой – предъявляет дополнительные требования к его личности.


Система требований должна давать студенту обратную связь об его учебных достижениях, предоставлять возможность осознания собственных ошибок для по следующего их исправления. Все это можно применить на практике при наличии ряда условий предъявляемых педагогу, он должен осознавать основные задачи изучения данного предмета, быть психологически готовым добиваться выполнения необходимых требований от студента.


В тоже время должно заметить, что творческий процесс не терпит ограничений, как бы они ни были полезны. Творческий процесс не поддается принуждению, не возможно заставить творить. Чтобы запустить этот процесс необходимо сформировать мотив творчества. Как известно, формирование новых мотивов происходит с помощью механизма сдвига мотива на цель.Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями.


Положительный заряд может дать преподаватель, который является авторитетом для учеников, имеющий интерес к своему предмету и стремление разделить этот интерес. Первый фактор способствует формированию идентификации ученика с учителем. То есть происходит процесс самоотождествления с педагогом, на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Этот бессознательный механизм, помогает педагогу, донести информацию, которая вызывала в нем сопротивление на сознательном уровне. Как результат ученик увлекается предметом, появляется стремление к познанию, самоактуализации, появляется исследовательской деятельности.


Все вышеперечисленное относится к эмоциональной и мотивационной сферам психики. Это профессионально важные качества личности педагога, влияющие на проявление творческой активности учеников в процессе обучения.

При применении активных методов обучения, вследствие взаимодействия педагога и ученика, субъекты образовательного процесса воздействуют друг на друга. Воздействие личности активного, творческого ученика на учителя приводит, в частности, к повышению креативной продуктивности педагога. Весь этот процесс порождает еще одно последствие – невозможность жесткой структурированности, полного программирования учебного занятия. Педагогическая ситуация становится до известных пределов непредсказуемой, как непредсказуем результат любого творческого акта.


Многих педагогов такая непредсказуемость пугает, воспринимается по-разному. Если педагог не обладает коммуникативной компетенцией, недостаточно хорошо ориентируется в преподаваемой дисциплине или в смежных с ней областях, неуверен в себе, возможно снижена самооценка, то открытый диалог с учениками приводит его к фрустрации и потребности в безопасности. Поэтому педагог не приемлет инновационные методы обучения, он ориентирован на традиционные. Ему легче прочитать лекцию, дать готовые ответы на поставленные задачи, которые с его точки зрения правильные и верные.


Другой тип педагогов имеющие завышенный уровень самооценки и склонен проявлять демонстрационный тип поведения, может так же быть приверженцем традиционных методов или лишь громко заявлять о использовании активных методов обучения.


В обоих случаях мы не можем говорить о проявлении творчества со стороны студентов, так как вся деятельность педагога превращается в «театр одного актера» и все иные мнения, суждения, трактовки пресекаются на корню. Проблема таких педагогов заключается еще и в том, что им не достаточно рефлекии. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида».


Система требований такого педагога имеет две разновидности: либо он практически ничего не требует ни в течение учебного семестра, ни на экзамене, либо требования настолько разнообразны и мало понятны, что сдать ему экзамен практически нереально. Легко заметить, что обе эти разновидности имеют одинаковую причину – низкий уровень осознания задач из учения данного предмета, неспособность выделить основные дидактические единицы дисциплины, а также потребность в самоутверждении за счёт студентов (в первом случае педагог позиционирует себя по отношению к ним родной любящей матерью, во втором – строгим принципиальным отцом).


Причина невозможности адекватного использования активных методов обучения педагогами обоих типов кроется не в их отдельных недостатках (малый объем знаний, акцентуированный тип характера и т.д.), а в направленности личности, которая определяется в психологии как система устойчивых в неситуативных мотивов, регулирующих деятельность личности в целом. Оба типа направлены на себя в науке (и в преподавании), а не на науку в себе.


Направленность личности на решение научных и педагогических проблем, развитая потребность в самоактуализации, подлинный интерес к своей профессиональной деятельности могут компенсировать отдельные недостатки характера, темперамента, способностей – известно, что любимому педагогу ученики многое (но не всё) прощают. Преподавателя, обладающего направленностью на поиск научной истины, не фрустрирует наличие разных мнений по поводу обсуждаемой проблемы, его не смущает непредсказуемость результата творчества, не пугает открытая дискуссия или неожиданный вопрос студента – просто для него это в порядке вещей, это норма. Он позволяет быть своим ученикам талантливее его, позволяет им ошибаться и помогает увидеть ошибки, не стесняясь признавать свои – и всё это потому, что он ориентирован не на удовлетворение ситуативных потребностей, а на творческую сверхзадачу.


Таким образом, очень важным является именно личностный аспект использования современных методов обучения. Личность педагога является тем источником, который питает само желание (мотивацию) выбора преподавателем активных инновационных методов и методик педагогической деятельности, несмотря на их высокую энергозатратность. Личностные особенности педагога обеспечивают также корректное и эффективное применение этих методик, включаясь во взаимодействие с личностными особенностями студента.


Творчество есть функция целостной личности, а не какой-то её части. И, воспитывая в стенах колледжа специалиста высокого уровня, преподаватель должен его именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние не только на его познавательную сферу, но и на мотивационно личностную. В возможности охвата педагогическим воздействием обеих этих сфер и состоит основное достоинство активных методов обучения.

 

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3_е изд. – СПб.: Питер, 2007.
  2. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. 1971. №7.
  3. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.
  4. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. // Семья и школа. 1987. №10.
  5. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
  6. Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*