Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка для преподавателей анатомии и физиологии медицинских колледжей «Олимпиада «ВПЕРЁД, К ВЕРШИНАМ АНАТОМИИ!»

28.10.2014 2765 5307
Яковлева Светлана Зинатовна
Яковлева Светлана Зинатовна, преподаватель анатомии и физиологии высшей квалификационной категории

Челябинский медицинский колледж
Пояснительная записка


Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Вперёд, к вершинам Анатомии!» составлена с целью обмена опытом  проведения олимпиады по дисциплине «Анатомия и физиология человека» среди студентов, обучающихся специальности Сестринское дело.

В работе определены цели олимпиады, даны основные сведения по организации мероприятия, приведены примеры некоторых конкурсных заданий, перечислены источники, использовавшиеся при разработке заданий олимпиады.


Цели проведения олимпиады


Дисциплина «Анатомия и физиология человека», изучаемая в цикле общепрофессиональных дисциплин, является одной из самых сложных и объёмных. Знания, полученные студентами при её освоении, расцениваются преподавателями клинических дисциплин как базовые для изучения в последующем программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В свете изложенного любое мероприятие, позволяющее студенту – второкурснику закрепить и углубить знания по анатомии и физиологии человека, в конечном итоге, служит цели повышения качества подготовки специалиста.

Учебные цели:

  • Создание условий для  закрепления, углубления и систематизации знаний и компетенций студентов по дисциплине;
  • Способствование лучшей подготовке студентов к промежуточной аттестации по анатомии и физиологии.

Развивающие цели:

  • Стимулирование познавательного интереса студентов к углублению знаний, развить навыки умственного труда и логического мышления;
  • Актуализация полученных теоретических знаний, выработка умения применять их при выполнении олимпиадных заданий;
  • Развитие творческой составляющей личности студента, его эрудиции и находчивости.

Воспитательные цели:

  • Закрепление навыков самоорганизации личности, воспитание ответственного отношения к подготовке  мероприятия.

Методическая цель:

  • Разработка фонда стандартных и нестандартных заданий для использования при проведении различных внеаудиторных мероприятий (конкурс, олимпиада и т.д.)

 

Организация и порядок проведения олимпиады

 

Олимпиада «Вперёд, к вершинам Анатомии!» проводится для студентов второго курса, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Олимпиадные задания, эталоны ответов и критерии выставления баллов составляются преподавателем кафедры «Лечебное и сестринское дело». Задания имеют повышенный уровень сложности. Каждое задание предваряется краткой инструкцией по его выполнению. Для каждого тура олимпиады разработаны бланки ответов на задания.

Мероприятие проводится в два тура:

Первый тур:

  1. Проводится заочно в онлайн режиме. Материалы заочного тура размещаются на сайте Челябинского базового медицинского колледжа в личном кабинете преподавателя анатомии и физиологии.
  2. Участие студентов в первом туре является добровольным.
  3. Конкретные сроки проведения первого тура определяются в зависимости от расписания занятий по дисциплине.
  4. Дата начала заочного тура, срок окончательной сдачи заданий и ссылка для доступа в личный кабинет на сайте сообщаются студентам преподавателем дисциплины.
  5. На выполнение заданий первого тура студентам отводится 15 дней. Выполненные задания сдаются для проверки преподавателю дисциплины не позже указанного срока.
  6. Проверка выполненных заданий проводится преподавателем дисциплины на основании разработанных критериев.
  7. По итогам проверки определяется общая сумма баллов, набранная каждым участником.
  8. Кандидатами для участия во втором туре олимпиады становятся студенты, у которых количество набранных баллов соответствует оценкам «5» и «4». При этом используется общепринятая система перевода количества баллов в конкретные оценки.
  9. Результаты заочного тура доводятся до сведения студентов. Случаи апелляции разбираются индивидуально.

Второй тур:

  1. Срок проведения очного тура определяется в зависимости от расписания занятий и не может быть установлен ранее даты окончания изучения дисциплины во всех группах студентов.
  2. О дате и времени проведения очного тура олимпиады студенты извещаются заблаговременно.
  3. Очный тур проводится в учебной аудитории кабинета анатомии.
  4. Для выполнения заданий очного тура отводится время в количестве 90 – 100 минут.
  5. При выполнении заданий преподавателем дисциплины контролируется полная самостоятельность студентов.
  6. Проверка выполненных заданий проводится преподавателем дисциплины на основании разработанных критериев.
  7. По итогам проверки определяется общая сумма баллов, набранная каждым участником. 
  8. Призёрами олимпиады, занявшими I, II, III места являются студенты, набравшие наибольшее количество баллов в порядке их убывания.
  9. В случае равенства баллов допускается присуждение призового места нескольким участникам.
  10. Победители олимпиады награждаются грамотами и бонусными подарками.
  11. Результаты очного тура доводятся до сведения студентов. Случаи апелляции разбираются индивидуально.


Характеристика олимпиадных заданий

 

Комплект заданий для заочного тура включает:

№ п/п

Тип задания

Суть задания

Количество

1.

Тестовые задания на выбор одного или нескольких верных ответов;

Выбор одного ответа из четырёх предложенных;

100 шт.

Выбор нескольких ответов из пяти предложенных.

20 шт.

2.

Тестовые задания на установление соответствия;

Установить соответствие между структурами и их признаками;

10 шт.

3.

Задания на выбор правильных утверждений из предложенных;

Оценить каждое предложенное суждение с точки зрения его истинности. Выбрать верные.

30 шт.

4.

Ситуационные задачи;

Выполнить и обосновать необходимые действия. Произвести безошибочно расчёты.

5 шт.

5.

Задания на знание сути физиологических процессов и установление правильной их последовательности.

Смоделировать физиологические процессы. Расположить в правильной последовательности анатомические образования или физиологические процессы.

3 шт.

 

Итого:

 

168 шт.

 

Комплект заданий для очного тура включает:

№ п/п

Тип задания

Суть задания

Количество

1.

Задание на знание численных значений;

Указать значение различных величин в анатомии и физиологии;

20 шт.

2.

Задание на объединение анатомических понятий;

Выявить признак, объединяющий три понятия из четырёх предложенных. Назвать объединяющий признак. Указать «лишнее» понятие и обосновать своё решение.

10 шт.

3.

Задание на распознавание анатомических образований;

По предложенным трём наводящим фразам распознать анатомическое образование;

10 шт.

4.

Ситуационные задачи;

Ответить на поставленные вопросы. Выполнить и обосновать необходимые  действия. Произвести  безошибочно расчёты.

5 шт.

5.

Задание по «слепому» рисунку;

Назвать анатомическую структуру, распознать элементы строения (обозначены цифрами);

1 шт.

6.

Задание на распознавание анатомических названий в рассказе. Возможные темы рассказов: «Наш дом», «Поход на базар за покупками», «Наш садово-огородный участок», «Моя кукла» и др.

Выписать выделенные в рассказе слова. Привести примеры, доказывающие причастность их к анатомии. 

1 рассказ (до тридцати слов).

 

Критерии оценивания ответов и выставления баллов


Для каждого тура к каждому заданию разработаны конкретные критерии оценивания ответов и выставления баллов. К большинству заданий олимпиады применим критерий:

За полный и верный ответ на вопрос задания – 1 балл; За неполный ответ – 0,5 балла; За неверный ответ – 0 баллов.

Определяется максимальное количество баллов за каждое задание каждого тура и за каждый тур в целом.


Примеры некоторых олимпиадных заданий

 

ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ

Вспомните анатомические численные значения. Укажите порядковый номер вопроса и требуемую величину.

  1. Количество долей больших полушарий головного мозга
  2. Количество лейкоцитов в крови
  3. Количество отделов толстого кишечника

Критерии оценивания:

За верный ответ – 1 балл. За неверный ответ – 0 баллов.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

У пациента с черепно-мозговой травмой с диагностической целью выполнена спинномозговая  пункция (прокол между позвонками позвоночного столба с целью получения из межоболочечного пространства спинного мозга ликвора для исследования). В полученной спинномозговой жидкости обнаружена кровь.

Вопросы: 1. Как вы думаете, на каком уровне выполняется прокол при этой  пункции, чтобы избежать повреждения спинного мозга? Дайте анатомическое обоснование.

2. В какое межоболочечное пространство, произошло кровоизлияние? Почему вы так думаете?

3. Где это пространство  располагается? Как оно ещё называется?

Эталон ответов и критерии оценивания:

Требуется ответить на три вопроса:

  1. Спинной мозг лежит в позвоночном канале  и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка (1 балл). В связи с этим прокол при проведении люмбальной пункции выполняется на уровне не выше L2 (1 балл).
  2. Кровоизлияние произошло в субарахноидальное межоболочечное пространство спинного мозга (1 балл), так как именно в нём содержится спинномозговая жидкость (1 балл).
  3. Субарахноидальное пространство расположено между паутинной (средней) и сосудистой (внутренней) оболочками спинного мозга (1 балл). Второе название пространства - подпаутинное (1 балл).

За каждый полный и верный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов 6.

 

ЗАДАНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Представленные ниже понятия (три из четырёх) можно объединить по какому-либо признаку. Укажите  понятие, не отвечающее данному условию. Назовите объединяющий признак.

а) затылочная кость;

б) лобная кость;

в) скуловая  кость;

г) височная кость.

Эталон ответов и критерии оценивания:

Объединяющий признак – принадлежность костей к мозговому отделу черепа.

Верный ответ - в) скуловая кость – кость лицевого черепа.

За верный ответ – 1 балл. 

За неверный ответ – 0 баллов.

 

ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПОНЯТИЙ

Распознайте анатомическое образование по указанным наводящим фразам:

  1. Он необходим в домашнем хозяйстве;
  2. И невролог им пользуется при обследовании пациента;
  3. Входит в состав слуховой цепи.

Эталон ответов и критерии оценивания:

Молоточек – слуховая косточка.

За верный ответ – 1 балл.  

За неверный ответ – 0 баллов.

 

ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКИХ  НАЗВАНИЙ

Прочитайте рассказ. Обратите внимание на выделенные слова и припомните, при изучении каких органов и образований вы с ними встречались. Приведите по одному примеру на каждое слово.

Фрагмент рассказа:

…Выросло в нашем саду красивое дерево.  У него был мощный корень с корешками, толстый ствол, покрытый корой. От ствола отходили ветви с отростками

Возможные ответы:

  1. Дерево - бронхиальное дерево;
  2. Корень - корень лёгкого; корень полового члена;
  3. Корешки - передние и задние корешки спинного мозга;
  4. Ствол - часть головного мозга;
  5. Кора - слой серого вещества на поверхности полушарий и мозжечка;
  6. Ветви - ветви артерий; ветви периферических нервов.  Ветви лонной кости; ветви нижней челюсти;
  7. Отростки - отростки позвонка; отростки верхней челюсти; отростки клиновидной кости.

Критерии оценивания: за каждый правильный пример – 1 балл.

 

При составлении заданий использованы источники:

  1. Барышников С.Д.  Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.
  2. Сборник тестовых заданий, морфо – функциональных и ситуационных задач и ответов для студентов по предмету «Анатомия и физиология человека». – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
  3. http://www.informio.ru/ Методическая разработка региональной олимпиады по дисциплине «Анатомия и физиология». Герценбергер Н.А. – преподаватель анатомии и физиологии ГБОУ СПО «Амурский медицинский колледж». 2012 г.
  4. http://www.zavuch.info/ Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека». Яковлева М.Н. преподаватель ГООАУ СПО «Кольский медицинский колледж», к.б.н. 2012 г.
  5. http://www.polezen.ru/ Человек в цифрах: занимательная анатомия.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*