Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированное занятие как форма интерактивного обучения

27.10.2014 822 1382
Хилько Анна Александровна
Хилько Анна Александровна, преподаватель экономических дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

«Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет»

К. Д. Ушинский.

 

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и формами проведения интегрированного занятия

Задачи мастер-класса:

  • представить опыт проведения интегрированных занятий;
  • сформировать представление об интегрированном занятии как одной из форм интерактивного обучения
  • обсудить преимущества и недостатки интегрированных занятий с участниками мастер-класса.

 

Сценарий мастер-класса

 

1 этап. Мотивация

 

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня для вас будет проведен мастер-класса. Этапы его проведения представлены на слайде.

Обратите внимание на экран. Итак, на нем представлены схемы, характеризующие  два метода обучения. Как вы думаете какие?


Участники мастер-класса. Отвечают на поставленный вопрос.


Ведущий.Совершенно верно – активные и интерактивные.

Новые требования, выдвинутые  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования основную  задачу – подготовку компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, то есть обладать определенными федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся  не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

 Сегодня мастер-класс будет посвящен не в целом интерактивным методам обучения, а интегрированным занятиям как форме  интерактивного обучения.

Цель и задачи данного мастер-класса представлены на слайде.

Обратите внимание, на столах у вас находятся карточки. Поднимите соответствующую карточку, которая отражает:

  - вы готовы к изучению технологии развивающего обучения


- вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии


 

 

- вам это не интересно

 

 

2 этап. Теоретическая часть

 

Ведущий. Обратите внимание на конспекты в раздаточном материале, в них отражены тезисы по рассматриваемой теме, в рабочей карте, прикрепленной к ним, вы можете фиксировать необходимую вам информацию.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению дидактических задач, которые он ставит на занятии. Интегрированное занятие как форма интерактивного обучения является одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Хотелось бы отметить, что тема мастер-класса выбрана не случайно, поскольку мною накоплен значительный опыт в организации интегрированных занятий.

Методику их проведения, а так же все преимущества и недостатки их внедрения я изучаю  вместе с коллегами в рамках творческой проблемной группы (ТПГ), которой я руковожу - «Внедрение инновационных форм обучения в процессе формирования компетенций».

Полученные нами теоретические знания по изучаемой проблеме, мы подтверждаем проведением учебных занятий. Вы можете наблюдать их на экране.

Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) - производить интеграцию, объединять части в одно целое.

Интеграция - средство интенсификации занятия, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний студентов в родственных предметах.

Идея использования междисциплинарных связей не нова.

В российской педагогике она прошла три стадии.

Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном занятии - вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой.

При проведении интегрированных занятиях, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.

Интегрированным занятием присущи значительные возможности. Именно здесь обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных дисциплин. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной дисциплины в другую. Это в свою очередь формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

Реализовать потенциал, который присущ интегрированным занятиям  можно при следующих дидактических условиях:

а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

б) тесное сотрудничество преподавателей при подготовке занятия;

в) руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на интегрированном занятии;

г) на всех этапах занятия активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

д) обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.

Далее рассмотрим классификацию интегрированных занятий:

  • конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного занятия одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Можно выделить следующие варианты формирования содержания интегрированных учебных занятий.

  1. Содержание занятия формируется из содержания учебных дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одной дисциплины не превышает содержание другой; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
  2. Содержание занятия формируется из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
  3. Содержание занятия формируется из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
  4. Содержание занятия формируется на основе дисциплин из близких образовательных областей, но одна дисциплина сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

Остановимся на проведении учебного занятия, для которого был выбран вариант формирования содержания интегрированных учебных занятий на основе учебных дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. Вы можете ознакомиться с методической разработкой данного учебного занятия, структурой его проведения.

Учебное  занятие проводилось на основе следующих дисциплин: Экономической теории и Экономики организации (предприятия), при этом Экономическая теория являлась предметом обеспечивающим.

Одним из условий проведения интегрированного занятия является правильное вычленение междисциплинарного объекта изучения: он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь. Таким объектом была выбрана тема - «Рынок труда».

Эта тема, согласно учебному плану и рабочим программам, отдельно рассматривается как в Экономической теории, так и в Экономике организации. Она является весьма актуальной в современных экономических условиях, входит в число приоритетных направлений развития экономики страны.

Была выбрана форма проведения занятия – урок-диалог с элементами исследования.

Целью учебного занятия являлось формирование знаний о рынке труда на основе сопоставления, анализа и обобщения теорий классиков экономической мысли и современных социально-экономических  и статистических знаний.

Основными задачами при проведении данного учебного занятия являлись:

- формирование общих и профессиональных компетенций;

- применение теоретических знаний по теме при реализации своих общих и профессиональных компетенций.

- умение систематизировать и анализировать учебный материал;

- активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приемов обратной связи,

- обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.

На каждом этапе проведения занятия использовались межпредметные связи дисциплин экономическая теория и экономика организации по вопросам трактовки понятий рынка труда, концептуальных подходов  к анализу его функционирования  и т.д.

В результате проведен анализ, синтез, сопоставление полученных знаний  по рассматриваемым вопросам, сделаны  обобщающие выводы и внесены предложения.

А сейчас давайте обсудим с вами услышанное.

- Знакомы ли вам данная тема?

- Способствует ли выделение междисциплинарных связей повышению эффективности обучения?

- Используете ли вы при изучении своих дисциплин междисциплинарные связи?

- Проводили ли вы занятия, основанные на междисциплинарных связях (интегрированные, бинарные)?


Участники мастер-класса. Обсуждение изученного материала.

 

3 этап. Практическая часть. Групповая работа по кафедрам.

 

Ведущий. Итак, мы переходим к третьему этапу, практической работе, которая будет заключаться в групповой разработке структуры интегрированного урока.

У вас на столах находится Информационная карта технологии «Интегрированное обучение», которая поможет вам при разработке структуры урока, который вы можете так же отразить в рабочей карте.


Ведущий. А сейчас я попрошу озвучить результаты вашей практической работы.

Вызвала ли у вас данная работа сложности, если да, то какие.


Участники мастер-класса. Представление и обсуждение разработок урока.

 

4 этап. Рефлексия.

 

Ведущий. Мастер-класс подходит  к концу и мне хотелось бы услышать ваше мнение о нужности и полезности увиденного и услышанного сегодня, а так же вместе с вами определить достоинства и недостатки интегрированного обучения.


Ведущий. Участники мастер-класса.

Преимущества интегрированного обучения заключаются в том, что оно:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесс;

- не только углубляют представление о дисциплине, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных дисциплинах.

-структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе проводимого занятия, большой информативной емкостью материала.


Затруднения, которые могут возникнуть:

Во-первых, правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения

Во-вторых, если занятие готовиться двумя преподавателями, при составлении плана занятия следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, психологическая и методическая совместимость педагогов, участвующих в подготовке и проведении занятия.

В-четвёртых, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного занятия.


Ведущий. На основе выше изложенного можно сделать вывод, что интеграция положительно сказывается на учебном процессе, расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокой  и детальной проработки содержания учебных дисциплин, способствует возрастанию роли самостоятельной работы студентов и их инициативы в проведении исследовательской деятельности, и как следствие росту их общих и профессиональных компетенций.


С помощью карточек ответьте на вопросы.

 

  - готовы применять технологию интегрированного обучения


- не готовы применять

- сомневаюсь

 

 

Спасибо всем участникам! Я рада была общению с Вами.

 

Приложение

 

Информационная карта технологии

 

Теоретическое обоснование

Характеристика

Определение

 

Совокупность действий, способствующих целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности обучающегося

Цель

На основе интегративного типа познания формирование в учебном процессе системного мышления

Типы

1. Межпредметная интеграция

2. Внутрипредметная интеграция

Этапы

1. Определение интегрированных целей

2. Согласование видов деятельности

3. Определение интегративного содержания

4. Организация процесса обучения на интегративной основе.

Приемы и методы

1. Актуализация личностного опыта

2. Обращение к образу

3. Обращение к чувственной сфере личности

4. Умение составлять и воспроизводить пересказ, опираясь на картинный план (свой рисунок)

5. Создание информационного образа, который

  • "включает" все каналы восприятия, опираясь на личный опыт студента или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного);
  • создается студентом или преподавателем в качестве визуальной помощи мысли;
  • играет роль знака, в нем схвачена сущность учебного материала

Формы работы

Интегрированные уроки; интегрированный учебный день; комплексные семинары; комплексные лабораторные знания.

Методы и приемы

оперирование понятиям; установление взаимосвязей между предметами и явлениями; абстрагирование; создание образов на разном материале; перенос Установленных знаний; выявление закономерностей; творческий синтез; дополнительное конструирование и др.

Педагогический результат

Сформированность синтетического мышления, умения исследовать объекты комплексно, целостно.

 

вопрос 1 - вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения

вопрос 2- готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения

вопрос 2- готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вам это не интересно

вопрос 2 - вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вам это не интересно

вопрос 2 - вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 - сомневаюсь.

вопрос 1 - вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 - сомневаюсь.

вопрос 1 - вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения 

вопрос 2- готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения 

вопрос 2- готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вам это не интересно

вопрос 2 - вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вам это не интересно

вопрос 2 - вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 - вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 - сомневаюсь.

вопрос 1 - вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 - сомневаюсь.

 

Список литературы

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006.
  2. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк — Ростов на Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000/
  3. Данилюк, А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк // Педагогика. №2. -1998/
  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М. : Народное образование, 1998.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*