Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения

20.10.2014 1667 4774
Дудинова Виктория Владимировна
Дудинова Виктория Владимировна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В настоящее время в системе образования происходит изменение приоритетных направлений развития личности учащихся. Перед учебным процессом ставится задача формирования интеллектуально развитой личности, способной отвечать всем требованиям современного общества. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностью в профессиональных кадрах. Появляется новое понятие «критическое мышление», которое становится ведущим в реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения.

Существует большое разнообразие подходов к понятию «критическое мышление». C одной стороны, оно ассоциируется с негативностью суждений, так как предполагает спор, критику; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» используется в практике педагогов-психологов сравнительно давно, в профессиональном лексиконе педагогов в России его стали употреблять сравнительно недавно И..А. Зимняя подчеркивает, что именно в нашей стране в практике преподавания иностранного языка была впервые поставлена задача обучения мышлению на иностранном языке [3].

Под критическим мышлением понимают способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты в разнообразных ситуация общения. Главной особенностью технологии является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Основной целью развития критическо­го мышления учащихся на уроках английского языка является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общение, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения английскому языку личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи. В процессе развития критического мышления формируются коммуникативные, когнитивные умения учащихся. Развитие критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся нравственно-ценностные мотивы поведения, развивать креативность, воспитывать инициативность [1].

Важнейшая задача в развитии критического мышления учащихся - обучение умению правильно выражать свои мысли. Возникает необходимость решения задачи в уме, которая затем проявляется в действии. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Учащиеся должны уметь проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности [4].

Любая мысль должна быть аргументирована и обоснована. Технология развития критического мышления осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. В процессе обучения это достигается посредством использования на занятиях различных видов парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, ролевых игр. Необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. В процессе обучения английскому языку закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия, развиваются интеллектуальные способности [2]. Возникает необходимость в самостоятельном добывании знаний учащимися, а не в получении их в готовом виде. Приобретенные таким образом знания, лучше усваиваются и запоминаются. Самостоятельность является неотъемлемой характеристикой критического мышления.

Коммуникативная компетенция является ведущей целью урока английского языка и определяет структуру урока - совокупность различных вариантов взаимоотношений между элементами урока, обеспечивающая его целенаправленную действенность. В основе технологии критического мышления лежит трехфазовая структура урока.

Первая стадия (фаза вызова) предполагает актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановку обучающимися собственных целей обучения. На данной стадии является эффективным использование приема «вопросительного слова», который позволяет решить две задачи одновременно – извлечение информации и развитие навыков составления вопросительных предложений. При изучении темы «Speaking about England» учащиеся формулируют вопросы, используя знакомые конструкции, записывают их на доске. В процессе урока учащиеся извлекают необходимую информацию, самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные ими в начале урока.

Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Он может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль педагога на данном этапе заключается в следующем:

1) стимулировании учащихся к активной мозговой деятельности,

2) способствованию бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся;

3) скрытом контроле за процессом поиска необходимой информации.

Следующая стадия (фаза осмысления содержания) состоит в изучении нового материала и получении информации. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес, созданный во время фазы вызова. На данной стадии целесообразно использовать такие приемы, как инсерт, фишбон и прием «толстых» и «тонких» вопросов.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Завершающая стадия (фаза рефлексии) включает в себя усвоение материла, постановку новых образовательных целей. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. На данном этапе на уроках активно используется наиболее творческий прием – синквейн.

Базовая модель технологии критического мышления «вызов – осмысление содержания – рефлексия» отражает три стадии единого процесса взаимодействия педагога и учащегося от поставленных целей к результатам освоения новой темы или тематического курса в целом.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление содержания, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности[4].

Таким образом, технология критического мышления повышает интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, вырабатывает умение работать в сотрудничестве с другими, повышает качество образовательного процесса. Критическое мышление представляет собой подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на развитие умственного потенциала. Учащийся становится полноценным членом общества, способным ставить перед собой социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

 

Список литературы:

  1. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.- № 1. 
  2. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. - № 4. C. 67-73.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Педагогика. – 2002. – 234 с.
  4. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. C. 55-58.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*