Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы в ГОУ СПО «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»

08.11.2011 561 4056
Исакова Муясар Исматовна
Исакова Муясар Исматовна, методист учебной части

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Самостоятельная работа является важной частью учебного процесса, и значение ее в перспективе должно возрастать.

В ГОУ СПО ««Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»   самостоятельная работа по учебным дисциплинам и модулям осуществляется путем индивидуальной работы со студентами. Этот вид работы  дает возможность включиться  в эффективную обучающую систему «преподаватель - студент» на лекционных и практических занятиях, где преподаватель общается одновременно с большим числом студентов. Эффективность индивидуального стиля деятельности заключается в том, что это побуждает студентов к самопониманию, самопрогнозированию и самоорганизации труда.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. №543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.


Проблема эффективности самостоятельной работы студентов сохраняет свою актуальность в педагогике длительное время.


Одни авторы рассматривают самостоятельную работу как метод обучения, вторые — как одно из средств обучения, третьи — как форму организации познавательной деятельности.


Одни педагоги считают, что: „самостоятельная работа студентов, включаемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время".


Другие отмечают:„...самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познавания".При раскрытии сущности самостоятельной работы третьи выделяют следующие признаки: «Студент ведет ее сам, без прямой посторонней помощи; он опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрения, выражая при этом личное отношение, собственную аргументацию, инициативу, творческое начало; содержание работы — образовательное, воспитательное, логически развивающее  мышление и положительные качества ученика».


Самостоятельная работа студентов (далее - самостоятельная работа) проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования  компетенций, умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.


В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.


Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине или междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.


Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и модулей.

Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы в целом по теоретическому обучению, по каждому циклу дисциплин и по каждому модулю, исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.


Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин и модулей;

- в примерных программах учебных дисциплин и модулей;

- в рабочих программах учебных дисциплин и модулей с ориентировочным распределением по разделам или темам.


Сейчас  делается попытка соизмерить, привести в соответствие объем времени, необходимого для самостоятельной работы по изучению дисциплин, с реальным временем студентов.


Оба эти параметра в каждом отдельном случае отличаются от их среднестатистических значений, ибо индивидуализация обучения складывается из огромного числа факторов, влияющих на это соотношение. Важно, насколько трудовая деятельность способствует приобретению  компетенций по изучаемым дисциплинам и модулям


Каждому требуется разное время для ликвидации пробелов в ранее изученном учебном материале. Скорость и прочность усвоения самостоятельно изучаемого материала зависит от владения навыками самостоятельного умственного труда, психологических особенностей личности в процессе восприятия, осмысления, запоминания, а также от организованности, собранности, умения сосредоточиться.


Тем не менее составление графиков недельной учебной нагрузки регулирует самостоятельную работу, приучает студентов к систематичности в работе и в конечном  итоге положительно  влияет на ее результат.


Если рассматривать самостоятельную работу как весь процесс самостоятельного изучения учебного предмета, то его также можно представить в виде общей схемы структуры процесса обучения, только каждый этап и каждая составляющая процесса обучения будут состоять из большего числа элементов, отличаться вариативностью.


Формирование готовности студентов к самостоятельной работе складывается из следующих компонентов: необходимости работы по специальности, близкой к приобретаемой в училище; соответствующего уровня общеобразователъной подготовки; наличия умений и навыков самостоятельного умственного труда; устойчивой мотивации обучения.


Все эти компоненты прямо или косвенно отражаются на эффективности самостоятельной учебной работы.


Их реализация достигается комплексом подготовительных мероприятий, организуемых в учебном заведении.


Это прежде всего профориентационная работа, подготовительные курсы, изучение студентами  нового курса основ организации самостоятельной работы, проведение установочных занятий по всем учебным предметам, составление планов самостоятельных занятий и др.


Многие проблемы совершенствования методики самостоятельной работы заложены в организации педагогического взаимодействия педагога и студента.


Для повышения эффективности целесообразно выбирать наиболее оптимальный способ организации учебного процесса на основе анализа состава контингента, улучшать качество учебной и учебно-методической литературы и обеспечение ею.


Непосредственно педагогическое взаимодействие осуществляется при проведении  практических занятий, а также консультаций - групповых и индивидуальных, письменных и устных.


Большое значение для самостоятельной работы студентов имеет обеспечение учебно-методической литературой, ее качество.


Методические указания и контрольные задания для  студентов кратко освещают значение основных вопросов раздела (темы) для изучения учебного материала той или иной дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным материалом в том или другом предмете; содержат дополнительный учебный материал; рекомендуют рациональные методы поэтапного изучения материала темы, решения типовых примеров и задач, выполнения упражнений с учетом возможности использования в них элементов проблемного обучения; определяют цель проведения   практических занятий по соответствующей теме;   дают постраничное указание основной и дополнительной литературы к каждой теме программы.


Контроли за самостоятельной работой студентов следует уделять особое внимание.

Систематический контроль за учебной деятельностью студентов позволяет выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках, дать предварительную оценку качеству усвоения пройденного.

Для обеспечения результативности внеаудиторной самостоятельной работы студентов    преподаватели ведут наблюдение за деятельностью студентов при изучении своего предмета, устанавливают контакты, дают консультации по телефону, письменные, собеседований по результатам проверки.


До сознания  студентов доводится тот комплекс требований, который преподаватель предъявляет к выполнению контрольной работы.


Формой итогового контроля в средних специальных учебных заведениях являются экзамены,   в процессе которых осуществляется индивидуальный контроль.


Организация самостоятельной работы – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности студентов.


При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.


Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.


Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента. 


Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность  учебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.


Рациональное управление обучением обеспечивает становление специалиста, отвечающего требованиям социального заказа. Продуманное привлечение студентов к поиску способов овладения специальными приемами учебной деятельности, направленными на качественное усвоение учебного материала, развивает их инициативу, деловитость и самостоятельность.

 

Алгоритм действий по формированию профессионально-педагогической

самостоятельности во внеаудиторное время 

Содержание

 

Логические действия

Педагогические умения

Отбор материала по теме

- Составление библиографии по теме

- Выделение материала, прямо или косвенно касающегося темы

 

- Умение работать с перво-источниками;

- знание типов каталогов и навык работы с ними;

- навык работы со справочной литературой;

- навык ориентировки в профессиональной периодической литературе

Группировка   материала

 

- Выделение групп.

- Отнесение   материала к группам

 

- умение работать с первоисточниками;

- умение вести записи по прочитанному;

- умение систематизировать

- материал

Осознание последовательности отдельных фактов положений

- Установление взаимосвязи между отдельными фактами и положениями.

- Составление логического плана темы.

- умение видеть структуру изложения материала;

- умение составлять простой и сложный план

 

Выделение основного

и второстепенного

- Выделение основных идей, мыслей.

- Поиск фактов,   подтверждающих данную идею, мысль

 

- умение работать с перво-источниками;

- умение вести записи по прочитанному;

- умение видеть структуру изложения материала;

- умение делать выписки;

- умение написать конспект

Сравнение и обобщение

- Установление  сходства.

- Установление   различия.

- Суммирование результатов

- умение анализировать педагогические явления (факты)

- умение расчленить изучаемые явления (факты) на составные элементы


Одним из  способом приобщения студента к научному поиску является аннотация,которая предполагает краткое изложение содержания, часто с критической оценкой.


Аннотация дается в том случае, когда необходимо отразить лишь общие представления о книге, брошюре, статье.


Можно выделить следующие методические советы по составлению аннотации:

  • Внимательно  прочитайте  работу;
  • осмыслите ее содержание;
  • сформулируйте вывод о том, чему посвящена данная работа, в чем ее новизна, практическое значение;
  • для обоснования аннотации сделайте выписки-цитаты из прочитанной работы.

Аннотация играет важную роль при обосновании проблемы исследования и анализе литературы.


Другой используемый в работе момент - это построение структурно-логической схемы по прочитанному. Этот вид самостоятельной работы учит студентов лаконично, компактно, сжато кодировать материал при помощи схемы.


Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексного использования приобретенных навыков работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать и делать выводы. Материал в реферате излагается с позиции автора исходного текста и не содержит никаких элементов интерпретации или оценки. Деятельность по реферированию имеет две основные цели: информативную и учебную. Как информативный документ реферат удовлетворяет определенную информативную потребность и рассчитан на какую-то группу потребителей информации, иначе говоря, он имеет определенный адрес. Его цель – заменить  первоисточник и сэкономить читателю время при знакомстве с объектом описания. Отсюда требование - составлять рефераты таким образом, чтобы при их использовании у потребителя не возникла необходимость обращаться к первоисточнику.


Нужно уделять внимание реферированию потому, что оно целиком построено на законах компрессии текста, т.е. на тех принципах, которые обуславливают понимание текста при чтении. Обучение реферированию - это эффективный способ обучения работе с литературой и одновременно  извлечения информации из текста.


Можно использовать и такие виды рефератов как реферат-обзор, реферат-выдержки, реферат-резюме, реферат-обобщение.В реферате мы предполагаем следующую структуру:

I. Введение- 1-2 стр.

II. Обзор литературы-10-12 стр.

III. Заключение - 2-3 стр.

IV. Список используемой литературы.


Таким образом, указанные формы работы предполагают постепенное вхождение в научную проблему, приобщение к различного рода работе с литературой. Студент подготавливается к научной, поисковой деятельности, овладевая теоретическими методами через указанные формы, а уже работа по ознакомлению с научными данными, исследованиями создает предпосылки для моделирования собственного эксперимента и описания практической части работы.


В современных условиях важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, особенно в условиях училищ олимпийского резерва. В среднем профессиональном образовании такого типа условия обучения имеют свою специфику:

  • во-первых, здесь весь образовательный процесс проходит в основном в училище (за исключением заочной формы обучения);
  • во-вторых,  создаются возможности применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить свои знания.

Методике организации самостоятельной работы студентов придается больше значение. От правильного решения этого вопроса зависит качество знаний, навыков, воспитание у студентов стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности студентов.


Итак, внеаудиторная форма работы

•   обеспечивает непрерывность образовательного процесса, более высокий уровень мотивации и усвоения теоретического материала в учебно-практической деятельности;

•  ведет к накоплению знаний о себе как профессионале через расширение самостоятельной деятельности в образовательном процессе;

•  способствует становлению таких личностных качеств студента, как самостоятельность, активностъ, творческое отношение к учебной деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992.
  2. Бепозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педа-гогика, 1989.
  3. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста, М.: Высшая школа, 1985.
  4. Громкова М. Т. Образование - стимул самообразования личности. // Педагогика, 1993, №3.
  5. Казакина М. Право выбора в американской школе. // Педагогика, 1994, №6.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*