Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности работы цикловой комиссии с использованием рекомендаций международ-ных стандартов системы качества в подготовке специалистов отрасли

15.10.2014 577 1095
Торко Светлана Ивановна
Торко Светлана Ивановна, председатель ЦК специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, преподаватель высшей категории, Почетный работник СПО Российской Федерации

Бутурлиновский механико-технологический колледж

К настоящему времени практика достаточно убедительно вскрыла существенные предпосылки обеспечения качества продукции, работ, услуг и показала, что основными являются технические, административные и человеческие факторы. С развитием науки управления, можно уверенно утверждать, что для обеспечения качества требуется: материальная база (лаборатории, кабинеты, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений и т.д.); квалифицированный персонал (управленческие структуры, учебно-воспитательные службы, технический персонал и т.д.); глубоко продуманная организационная структура, четкое управление в целом и управление качеством, в частности.

 

Два фактора – активный квалифицированный персонал и материальная база – определяют необходимую основу для выпуска высококвалифицированных специалистов. Поэтому их следует считать фундаментом, базой качества.

 

Третий фактор – организация и управление – дополняет фундамент и позволяет реализовать возможности, создаваемые материальной базой и квалифицированным персоналом.

 

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что указанные три фактора: необходимая материальная база, активный и квалифицированный персонал и четкая организация работ в совокупности составляют не только необходимые, но и достаточные условия для обеспечения качества, для выпуска высококвалифицированных специалистов отрасли.

 

Цель данной работы – показать особенности работы цикловой комиссии с использованием рекомендаций международных стандартов системы качества  в подготовке специалистов для предприятий отрасли.

 

Задачи:

  • исследовать взаимосвязь этапов процесса подготовки специалистов, создающих базу для определения эффективности работы специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий;
  • установить основные факторы, оказывающие влияние на процесс их  подготовки;
  • выявить  резервы увеличения спроса и предложения выпускников специальности на рынке труда;
  • на основе полученных результатов, сделать заключение о результативности работы цикловой комиссии по профессиональной подготовке специалистов в современных условиях развития общества.

 

В данной работе предложен принципиально новый подход в организации работы  цикловой комиссии специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий по подготовке специалистов для предприятий отрасли, как одного из структурных подразделений Бутурлиновского механико-технологического колледжа.

 

Рисунок 1. Проект предлагаемой модели профессиональной подготовки выпускника специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. (основание: рекомендации международных стандартов системы качества)


Комментарий:

Эффективность и качество организации работы цикловой комиссии специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» по профессиональной подготовке специалистов для предприятий отрасли может быть осуществлено на основе анализа всех этапов процесса подготовки согласно предложенной модели (по секторам). 

 

Сектора:

1. Маркетинг. Поиски и изучение рынка.

2. Сектор проектной деятельности.

3. Материально-техническая база. Анализ. Пополнение.

4. Подготовка учебно-воспитательного процесса. Определение особенностей, направлений, акцентов.

5. Учебная деятельность.

6. Аналитический сектор. Контроль и анализ учебной деятельности.

7. Сектор развития.

8. Сектор распределения выпускников на предприятия отрасли.

   Каждый сектор курирует преподаватель – член комиссии,  планирующий работу своего сектора на учебный год. На основе планов составляется общий план работы цикловой комиссии. По результатам работы сектора куратор составляет отчет о проделанной работе, который составляет базу общего отчета о работе цикловой комиссии за учебный год. Следует заметить, что вся работа начинается и заканчивается сектором маркетинговых исследований.

 

1.1 Маркетинг. Поиски и изучение рынка

 

Маркетинг – комплекс мероприятий в области исследований профориентационной работы, трудоустройства и анализа востребованности выпускников, изучение и корректировка всех факторов, оказывающих влияние на процесс подготовки специалистов.

 

Цели:

- привлечение абитуриентов, создание «имени» специальности;

- превращение «случайных» работодателей в постоянных;

- сохранение существующих работодателей;

- увеличение количества трудоустроенных выпускников;

- расширение рынка трудоустройства за счет освоения новых его сегментов и т.д.

 

Деятельность сектора маркетинга основывается на обширной накопительной информации. Очень важно, чтобы цели и направления работы совпадали, накопительная информация своевременно обрабатывалась, корректировались мероприятия. Количественный состав – 5 человек. Курирует, анализирует и направляет  работу член цикловой комиссии – преподаватель, работа ведется совместно со студентами специальности, 2 человека от каждой группы.

 

Работа сектора начинается с изучения мотивов поступления в колледж уже обучающихся студентов. Для этого проводится анкетирование в группах: задается вопрос и предлагается 6 вариантов ответов, из которых анкетируемые выбирают наиболее приемлемый для себя. Полученная информация обрабатывается, приводится в диаграмме и используется в профориентационной работе на следующий учебный год. Кроме того, следует заметить, что особый интерес родителей и потенциальных абитуриентов проявляется к:

- практическим умениям выпускников;

- высокому уровню знаний;

- профессиональной мобильности и успешной адаптации на рынке труда;

- возможности продолжения обучения в ВУЗе в сокращенные сроки;

- основным показателям подготовки высококвалифицированных специалистов;

- мониторингу трудоустройства;

- анализу востребованности выпускников.


1.2 Сектор проектной деятельности

 

Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности, учебным планом, образовательной программой и квалификационной характеристикой. В учебном процессе используются следующая документация:

- рабочие программы учебных дисциплин, КТП, КОСы и т.д.;

- программы практики (по профилю специальности, квалификационная, стажировка и преддипломная);

- УМК по дисциплинам.

В НТД вносятся коррективы в соответствии с изменениями требований потребителей (работодателей), Государственного образовательного стандарта.


1.3 Материально-техническая база. Анализ. Пополнение

 

Данный сектор контролирует наличие материально-технической базы, анализирует ее соответствие современным требованиям и систематически пополняет необходимым оборудованием и инвентарем.

 

1.4 Подготовка учебно-воспитательного процесса. Определение особенностей, направлений, акцентов

 

Результаты маркетинговых исследований заложены в основу работы данного сектора. Определяются задачи; изучаются индивидуальные особенности студентов группы; осуществляется формирование коллектива группы; планируются мероприятия по воспитанию интереса к учебе и выбранной профессии, развитию личности студента, способного к самообразованию, самостоятельному труду. Количественный состав – 5 человек: курирует преподаватель, работа ведется совместно со студентами специальности, по 1 студенту от каждой группы.

Акцентируется внимание на:

- адаптацию студентов к режиму учебы в колледже (изучается расписание звонков, осуществляется знакомство с расположением и нумерацией кабинетов и лабораторий, с режимом работы столовой, библиотеки, администрации, здравпункта), классные руководители знакомят студентов и родителей с графиком учебного процесса и учебным планом, системой ежемесячной аттестации, допуском к сессии, наличием и разновидностью стипендий, премий и материальной помощи;

- внимательное отношение к успехам и неудачам студентов;

- воспитание интереса к профессии и желание работать по специальности и т.д.

 

1.5 Учебная деятельность

 

Согласно квалификационной характеристики выпускника колледжа по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий основными видами его деятельности являются:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- опытно-экспериментальная (исследовательская);

 

Все виды деятельности требуют обладания определенным уровнем навыков, умений и знаний, определенным уровнем интеллектуального развития. Для его изучения систематически на учебных занятиях и во внеклассной работе классными руководителями групп специальности проводится работа по выявлению уровня развития внимания, мышления, памяти, темперамента и прочих профессионально значимых качеств.

 

Именно поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов и определил способ организации обучения и итоговой аттестации в виде моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.

 

Наша специальность готовит техников и старших техников. При этом следует отметить, что требования к специалистам все время повышаются. Современное производство требует от специалистов высокого уровня знаний и культуры, умения «работать головой и руками». Для обеспечения такого уровня подготовки было решено смоделировать профессиональную деятельность нашего выпускника. При разработке модели обозначили основные функции, профессионально значимые качества специалиста.

 

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе дает студентам представление о ее целостности, о взаимосвязи и взаимозависимости составленных элементов, о реальных междисциплинарных связях. Кроме того, разработка модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в учебных дисциплинах, и создает возможность для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего учебного материала. На специальности, как и в колледже успешно проявляет себя промежуточная аттестация, которая позволяет преподавателю:

- определить «узкие» места в учебном процессе;

- уровень подготовки студента;

- провести анализ своей работы;

- подготовить комплекс корректирующих мероприятий.

Студенту:

- акцентировать внимание на пробелы в знаниях;

- активизировать учебную деятельность, грамотно распланировав при этом время.

 

При анализе особое внимание обращали на те профессиональные знания и личные качества, которые в соответствии с ГОС должны быть сформированы, - «готов к успешной адаптации на рынке труда; ориентирован в смежных областях деятельности; готов к социальной и профессиональной мобильности; готов к проявлению творческой инициативы, рационализаторству». К требованиям, представленным в квалификационной характеристике, пришлось добавить некоторые новые – уметь воспринять новые технологии и участвовать в их внедрении на производстве и т.д.

 

Результаты промежуточной аттестации передаются в аналитический сектор.

 

1.6 Аналитический сектор. Контроль и анализ учебной деятельности

 

Куратор данного сектора совместно со студентами (по 1 представителю от учебной группы) получает информацию от учебного сектора и приступает к ее анализу.

 

По результатам анализа даются рекомендации о мероприятиях, позволяющих скорректировать работу и повысить результаты работы студентов (групповые собрания, производственные совещания на специальности, расширенные заседания цикловой комиссии с приглашением родителей и администрации и др.).

 

1.7 Сектор развития

 

В данном секторе успешно проводится работа в двух направлениях: научно-исследовательская и практическая деятельность. Кураторство по научно-исследовательской работе осуществляют преподаватели – члены комиссии, а по направлению практическая деятельность – преподаватель, ей помогают мастера производственного обучения и студенты 4 курса.  Важную роль в этом секторе может сыграть участие студентов и преподавателей в работе научно-практического центра специальности и учебно-тренировочных фирм. Кроме того, рекомендуется преподавателям специальных дисциплин на учебных занятиях, при подготовке к государственным испытаниям использовать деловые (ролевые) игры, решение производственных ситуаций с последующим анализом. Следует студентам постоянно напоминать о логической связи теории и практики, науки и практической деятельности (таким образом, на базе опытно-экспериментальной лаборатории проведена научно-исследовательская работа по разработке новых видов изделий, которая успешно экспериментально была подтверждена выпечкой нового изделия «Хлеб Дорожный», хлебобулочных изделий лечебно-профилактического назначения: хлеба «Черноземочка», направленного на лечение и профилактику сердечно-сосудистых заболеваний; хлеба «Гречишного» для профилактики сахарного диабета; хлебцев «Диетические», направленных на лечение и профилактику ожирения.

 

1.8 Сектор распределения выпускников на предприятия отрасли

 

После завершения учебной деятельности в колледже специалисты получают распределение по заявленным предприятиям. На сегодняшний день, это практически 13 предприятий отрасли готовы принять наших выпускников ОАО «Тобус», г. Воронеж, Воронежский хлебозавод №2, Калачеевский хлебозавод, ОАО «Бутурлиновкахлеб», Хлебозавод, г. Тверь, Мини-пекарня, г. Ступино, предприятия г. Москвы и Московской области, С. Петербурга, г. Киреевск, Тульской области, г. Тула, г. Орел, г. Брянск, г. Белгород  и др.

 

Согласно сектора 1 планируется и дальнейшее развитие программы «Социальное партнерство».

 

Деятельность ЦК по измерению, анализу и улучшению

 

Деятельность по измерению, анализу и улучшению является составной частью всех процессов системы качества (секторов). Особенности этой деятельности каждого сектора указаны в отчетах кураторов. В качестве основных заинтересованных сторон результатов образовательного процесса выступают:

- преподаватели (кураторы), студенты и их семьи;

- предприятия – работодатели;

- общество и государство в целом;

 

Исследование требований потребителей образовательных услуг в  системе качества осуществляется в рамках сектора «Маркетинг», в рамках этого же процесса осуществляется измерение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Методы измерения и анализа удовлетворенности приводятся в информационной карте и отчетах кураторов сектора. Ежемесячно проводится внутренний аудит работы сектора. План работы сектора, исходя из этого, может корректироваться в оперативном порядке, например:

- при поступлении информации от работодателя;

- при изменении образовательной программы;

- введении новых мероприятий, повышающих качество работы и др.

 

Систематически проводимые внутренние аудиты, предназначенные для обеспечения цикловой комиссии объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям:

- соответствие фактической деятельности цикловой комиссии требованиям ГОСТ.

 

Результаты внутренних проверок используются:

- при оценке эффективности и результативности работы;

- при принятии решения о запуске корректирующих и предупреждающих действий;

- при планировании мероприятий по улучшению работы сектора и цикловой комиссии в целом.

 

Таким образом, для любого учебного заведения, работающего в условиях рыночной экономики, основным фактором успеха в повышении эффективности работы являются, прежде всего: завоевание устойчивого финансового положения; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских разработок, умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных характеристик выпускников (высокий уровень подготовки); анализ слабых и сильных сторон работы нашего учебного заведения и коллег (других учебных заведений аналогичного профиля) на основе объективной информации.

 

Экономический успех сопутствует в большей степени именно тем учебным заведениям, которые умеют соперничать на уровне функциональной конкуренции. Для этого необходимо уметь анализировать рынок труда и параллельно работу своего учебного заведения, причем при анализе учитывать тенденции в экономике страны в целом, ситуацию в отрасли и соотнести их с особенностями работы учебного заведения, с имеющимся планом развития. Выполнение этих условий может свидетельствовать о высоком уровне конкурентоспособности учебного заведения и характеризовать его способность эффективно работать в условиях рыночной экономики.

 

Цикловая комиссия является одним из структурных элементов,  определяющих результат работы учебного заведения. Таким образом,  от эффективности и качества организации работы цикловой комиссии зависят показатели и результативность работы учебного заведения.

 

Используемая литература

  1. Огвоздин В.Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики» Учебное пособие, 4-е издание, исправленное и дополненное. М., Дело и Сервис, 2002 г.
  2. Международные стандарты системы управления и обеспечения качества.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*