Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаК настоящему времени практика достаточно убедительно вскрыла существенные предпосылки обеспечения качества продукции, работ, услуг и показала, что основными являются технические, административные и человеческие факторы. С развитием науки управления, можно уверенно утверждать, что для обеспечения качества требуется: материальная база (лаборатории, кабинеты, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений и т.д.); квалифицированный персонал (управленческие структуры, учебно-воспитательные службы, технический персонал и т.д.); глубоко продуманная организационная структура, четкое управление в целом и управление качеством, в частности.
Два фактора – активный квалифицированный персонал и материальная база – определяют необходимую основу для выпуска высококвалифицированных специалистов. Поэтому их следует считать фундаментом, базой качества.
Третий фактор – организация и управление – дополняет фундамент и позволяет реализовать возможности, создаваемые материальной базой и квалифицированным персоналом.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что указанные три фактора: необходимая материальная база, активный и квалифицированный персонал и четкая организация работ в совокупности составляют не только необходимые, но и достаточные условия для обеспечения качества, для выпуска высококвалифицированных специалистов отрасли.
Цель данной работы – показать особенности работы цикловой комиссии с использованием рекомендаций международных стандартов системы качества в подготовке специалистов для предприятий отрасли.
Задачи:
В данной работе предложен принципиально новый подход в организации работы цикловой комиссии специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий по подготовке специалистов для предприятий отрасли, как одного из структурных подразделений Бутурлиновского механико-технологического колледжа.
Рисунок 1. Проект предлагаемой модели профессиональной подготовки выпускника специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. (основание: рекомендации международных стандартов системы качества)
Комментарий:
Эффективность и качество организации работы цикловой комиссии специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» по профессиональной подготовке специалистов для предприятий отрасли может быть осуществлено на основе анализа всех этапов процесса подготовки согласно предложенной модели (по секторам).
Сектора:
1. Маркетинг. Поиски и изучение рынка.
2. Сектор проектной деятельности.
3. Материально-техническая база. Анализ. Пополнение.
4. Подготовка учебно-воспитательного процесса. Определение особенностей, направлений, акцентов.
5. Учебная деятельность.
6. Аналитический сектор. Контроль и анализ учебной деятельности.
7. Сектор развития.
8. Сектор распределения выпускников на предприятия отрасли.
Каждый сектор курирует преподаватель – член комиссии, планирующий работу своего сектора на учебный год. На основе планов составляется общий план работы цикловой комиссии. По результатам работы сектора куратор составляет отчет о проделанной работе, который составляет базу общего отчета о работе цикловой комиссии за учебный год. Следует заметить, что вся работа начинается и заканчивается сектором маркетинговых исследований.
1.1 Маркетинг. Поиски и изучение рынка
Маркетинг – комплекс мероприятий в области исследований профориентационной работы, трудоустройства и анализа востребованности выпускников, изучение и корректировка всех факторов, оказывающих влияние на процесс подготовки специалистов.
Цели:
- привлечение абитуриентов, создание «имени» специальности;
- превращение «случайных» работодателей в постоянных;
- сохранение существующих работодателей;
- увеличение количества трудоустроенных выпускников;
- расширение рынка трудоустройства за счет освоения новых его сегментов и т.д.
Деятельность сектора маркетинга основывается на обширной накопительной информации. Очень важно, чтобы цели и направления работы совпадали, накопительная информация своевременно обрабатывалась, корректировались мероприятия. Количественный состав – 5 человек. Курирует, анализирует и направляет работу член цикловой комиссии – преподаватель, работа ведется совместно со студентами специальности, 2 человека от каждой группы.
Работа сектора начинается с изучения мотивов поступления в колледж уже обучающихся студентов. Для этого проводится анкетирование в группах: задается вопрос и предлагается 6 вариантов ответов, из которых анкетируемые выбирают наиболее приемлемый для себя. Полученная информация обрабатывается, приводится в диаграмме и используется в профориентационной работе на следующий учебный год. Кроме того, следует заметить, что особый интерес родителей и потенциальных абитуриентов проявляется к:
- практическим умениям выпускников;
- высокому уровню знаний;
- профессиональной мобильности и успешной адаптации на рынке труда;
- возможности продолжения обучения в ВУЗе в сокращенные сроки;
- основным показателям подготовки высококвалифицированных специалистов;
- мониторингу трудоустройства;
- анализу востребованности выпускников.
1.2 Сектор проектной деятельности
Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности, учебным планом, образовательной программой и квалификационной характеристикой. В учебном процессе используются следующая документация:
- рабочие программы учебных дисциплин, КТП, КОСы и т.д.;
- программы практики (по профилю специальности, квалификационная, стажировка и преддипломная);
- УМК по дисциплинам.
В НТД вносятся коррективы в соответствии с изменениями требований потребителей (работодателей), Государственного образовательного стандарта.
1.3 Материально-техническая база. Анализ. Пополнение
Данный сектор контролирует наличие материально-технической базы, анализирует ее соответствие современным требованиям и систематически пополняет необходимым оборудованием и инвентарем.
1.4 Подготовка учебно-воспитательного процесса. Определение особенностей, направлений, акцентов
Результаты маркетинговых исследований заложены в основу работы данного сектора. Определяются задачи; изучаются индивидуальные особенности студентов группы; осуществляется формирование коллектива группы; планируются мероприятия по воспитанию интереса к учебе и выбранной профессии, развитию личности студента, способного к самообразованию, самостоятельному труду. Количественный состав – 5 человек: курирует преподаватель, работа ведется совместно со студентами специальности, по 1 студенту от каждой группы.
Акцентируется внимание на:
- адаптацию студентов к режиму учебы в колледже (изучается расписание звонков, осуществляется знакомство с расположением и нумерацией кабинетов и лабораторий, с режимом работы столовой, библиотеки, администрации, здравпункта), классные руководители знакомят студентов и родителей с графиком учебного процесса и учебным планом, системой ежемесячной аттестации, допуском к сессии, наличием и разновидностью стипендий, премий и материальной помощи;
- внимательное отношение к успехам и неудачам студентов;
- воспитание интереса к профессии и желание работать по специальности и т.д.
1.5 Учебная деятельность
Согласно квалификационной характеристики выпускника колледжа по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий основными видами его деятельности являются:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- опытно-экспериментальная (исследовательская);
Все виды деятельности требуют обладания определенным уровнем навыков, умений и знаний, определенным уровнем интеллектуального развития. Для его изучения систематически на учебных занятиях и во внеклассной работе классными руководителями групп специальности проводится работа по выявлению уровня развития внимания, мышления, памяти, темперамента и прочих профессионально значимых качеств.
Именно поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов и определил способ организации обучения и итоговой аттестации в виде моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.
Наша специальность готовит техников и старших техников. При этом следует отметить, что требования к специалистам все время повышаются. Современное производство требует от специалистов высокого уровня знаний и культуры, умения «работать головой и руками». Для обеспечения такого уровня подготовки было решено смоделировать профессиональную деятельность нашего выпускника. При разработке модели обозначили основные функции, профессионально значимые качества специалиста.
Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе дает студентам представление о ее целостности, о взаимосвязи и взаимозависимости составленных элементов, о реальных междисциплинарных связях. Кроме того, разработка модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в учебных дисциплинах, и создает возможность для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего учебного материала. На специальности, как и в колледже успешно проявляет себя промежуточная аттестация, которая позволяет преподавателю:
- определить «узкие» места в учебном процессе;
- уровень подготовки студента;
- провести анализ своей работы;
- подготовить комплекс корректирующих мероприятий.
Студенту:
- акцентировать внимание на пробелы в знаниях;
- активизировать учебную деятельность, грамотно распланировав при этом время.
При анализе особое внимание обращали на те профессиональные знания и личные качества, которые в соответствии с ГОС должны быть сформированы, - «готов к успешной адаптации на рынке труда; ориентирован в смежных областях деятельности; готов к социальной и профессиональной мобильности; готов к проявлению творческой инициативы, рационализаторству». К требованиям, представленным в квалификационной характеристике, пришлось добавить некоторые новые – уметь воспринять новые технологии и участвовать в их внедрении на производстве и т.д.
Результаты промежуточной аттестации передаются в аналитический сектор.
1.6 Аналитический сектор. Контроль и анализ учебной деятельности
Куратор данного сектора совместно со студентами (по 1 представителю от учебной группы) получает информацию от учебного сектора и приступает к ее анализу.
По результатам анализа даются рекомендации о мероприятиях, позволяющих скорректировать работу и повысить результаты работы студентов (групповые собрания, производственные совещания на специальности, расширенные заседания цикловой комиссии с приглашением родителей и администрации и др.).
1.7 Сектор развития
В данном секторе успешно проводится работа в двух направлениях: научно-исследовательская и практическая деятельность. Кураторство по научно-исследовательской работе осуществляют преподаватели – члены комиссии, а по направлению практическая деятельность – преподаватель, ей помогают мастера производственного обучения и студенты 4 курса. Важную роль в этом секторе может сыграть участие студентов и преподавателей в работе научно-практического центра специальности и учебно-тренировочных фирм. Кроме того, рекомендуется преподавателям специальных дисциплин на учебных занятиях, при подготовке к государственным испытаниям использовать деловые (ролевые) игры, решение производственных ситуаций с последующим анализом. Следует студентам постоянно напоминать о логической связи теории и практики, науки и практической деятельности (таким образом, на базе опытно-экспериментальной лаборатории проведена научно-исследовательская работа по разработке новых видов изделий, которая успешно экспериментально была подтверждена выпечкой нового изделия «Хлеб Дорожный», хлебобулочных изделий лечебно-профилактического назначения: хлеба «Черноземочка», направленного на лечение и профилактику сердечно-сосудистых заболеваний; хлеба «Гречишного» для профилактики сахарного диабета; хлебцев «Диетические», направленных на лечение и профилактику ожирения.
1.8 Сектор распределения выпускников на предприятия отрасли
После завершения учебной деятельности в колледже специалисты получают распределение по заявленным предприятиям. На сегодняшний день, это практически 13 предприятий отрасли готовы принять наших выпускников ОАО «Тобус», г. Воронеж, Воронежский хлебозавод №2, Калачеевский хлебозавод, ОАО «Бутурлиновкахлеб», Хлебозавод, г. Тверь, Мини-пекарня, г. Ступино, предприятия г. Москвы и Московской области, С. Петербурга, г. Киреевск, Тульской области, г. Тула, г. Орел, г. Брянск, г. Белгород и др.
Согласно сектора 1 планируется и дальнейшее развитие программы «Социальное партнерство».
Деятельность ЦК по измерению, анализу и улучшению
Деятельность по измерению, анализу и улучшению является составной частью всех процессов системы качества (секторов). Особенности этой деятельности каждого сектора указаны в отчетах кураторов. В качестве основных заинтересованных сторон результатов образовательного процесса выступают:
- преподаватели (кураторы), студенты и их семьи;
- предприятия – работодатели;
- общество и государство в целом;
Исследование требований потребителей образовательных услуг в системе качества осуществляется в рамках сектора «Маркетинг», в рамках этого же процесса осуществляется измерение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Методы измерения и анализа удовлетворенности приводятся в информационной карте и отчетах кураторов сектора. Ежемесячно проводится внутренний аудит работы сектора. План работы сектора, исходя из этого, может корректироваться в оперативном порядке, например:
- при поступлении информации от работодателя;
- при изменении образовательной программы;
- введении новых мероприятий, повышающих качество работы и др.
Систематически проводимые внутренние аудиты, предназначенные для обеспечения цикловой комиссии объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям:
- соответствие фактической деятельности цикловой комиссии требованиям ГОСТ.
Результаты внутренних проверок используются:
- при оценке эффективности и результативности работы;
- при принятии решения о запуске корректирующих и предупреждающих действий;
- при планировании мероприятий по улучшению работы сектора и цикловой комиссии в целом.
Таким образом, для любого учебного заведения, работающего в условиях рыночной экономики, основным фактором успеха в повышении эффективности работы являются, прежде всего: завоевание устойчивого финансового положения; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских разработок, умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных характеристик выпускников (высокий уровень подготовки); анализ слабых и сильных сторон работы нашего учебного заведения и коллег (других учебных заведений аналогичного профиля) на основе объективной информации.
Экономический успех сопутствует в большей степени именно тем учебным заведениям, которые умеют соперничать на уровне функциональной конкуренции. Для этого необходимо уметь анализировать рынок труда и параллельно работу своего учебного заведения, причем при анализе учитывать тенденции в экономике страны в целом, ситуацию в отрасли и соотнести их с особенностями работы учебного заведения, с имеющимся планом развития. Выполнение этих условий может свидетельствовать о высоком уровне конкурентоспособности учебного заведения и характеризовать его способность эффективно работать в условиях рыночной экономики.
Цикловая комиссия является одним из структурных элементов, определяющих результат работы учебного заведения. Таким образом, от эффективности и качества организации работы цикловой комиссии зависят показатели и результативность работы учебного заведения.
Используемая литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.