Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение скрипичных штрихов

29.03.2024 56 61
Строкова Софья Игоревна
Строкова Софья Игоревна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов (С. Фейнберг).

Под штрихами скрипачи понимают не только ведение смычка вверх или вниз, но и широкий круг самых разнообразных приемов звукоизвлечения, а также графическое обозначение этих приемов в нотном тексте. Основная цель скрипача-редактора в отношении смычка состоит в определении направления его ведения и моментов его смен. Серьезное влияние на «разметку» штрихов оказывают музыкально обусловленные потребности расходования и распределения смычка. Поскольку в выборе штрихов находит отражение то или иное решение динамических тембровых и артикуляционных задач, можно говорить о триединой художественной функции штриховой редакции. Тембровая окрашенность скрипичного звука в той мере, в которой она зависит от действий смычка, рождается в результате взаимодействия весового давления смычка на струну, скорости его движения и места касания смычка со струной. Место касания приобретает главенствующее значение тогда, когда требуется специфическая окраска звучания, которую, как правило, предлагает сам композитор с помощью соответствующих пометок (sul tasto, sul ponticello). Если же скрипач стремится к получению свободного от призвуков полноценного звучания инструмента, то точка касания определяется степенью нажима смычка на струну (чем он сильнее, тем ближе к подставке точка касания), а также положением, занимаемым на грифе пальцами левой руки (чем выше позиция и, следовательно, короче колеблющийся отрезок струны, тем больше точка касания должна приблизиться к подставке). Те же показатели — скорость ведения и сила вертикального нажима смычка на струну — определяют и динамический уровень звучания. Таким образом, тембровые и динамические задачи при их решении средствами штриховой редакции оказываются неразрывно сплавленными. Воплощение в скрипичных штрихах двух основных артикуляционных сфер — легато и нон легато — принципиально различно. Скрипичное легато артикуляционно однозначно и реализуется всегда одним игровым приемом, в то время как нон легато представлено большим количеством артикуляционных градаций и, соответственно, штриховых вариантов. Любой нонлегатный прием так или иначе модифицирует звучание в зависимости от направления смычка, его расходования, участка смычка, способа звукоизвлечения и так далее. В этом плане артикуляционная функция тесно переплетается с темброво-динамической. Правая рука вкупе со смычком образует своеобразную подвижную двигательную систему со своими законами функционирования. Попытаемся проследить объективные условия звукоизвлечения, так как лишь на основе их учета и использования возможна художественная штриховая редакция.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение скрипичных штрихов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*