Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка проведения классного часа «Встреча-знакомство с участником Великой Отечественной войны на тему: «Поклонимся великим тем годам»

08.10.2014 1658 3251
Зайцева Надежда Михайловна
Зайцева Надежда Михайловна, преподаватель

Мамалыга Людмила Ивановна
Мамалыга Людмила Ивановна, преподаватель

Калачеевский аграрный техникум

Цели:

  1. познакомить студентов с событиями Великой Отечественной войны, показать роль личности, индивидуальности в общем, героическом деле защиты своей страны;
  2. развивать познавательный интерес обучающихся, формировать их мировоззрение, умение критично мыслить и оценивать действия и поведение человека в той или иной ситуации;
  3. воспитывать чувства толерантности, патриотизма, сопереживания.

Задачи:

  1. воспитывать гражданские качества;
  2. изменять ценностные отношение к жизни, формировать личную ответственность за свое поведение;
  3. способствовать осознанию себя как личности родного края, Отечества.

Участники: студенты групп 1 эл «А» и 4 эл «Б», классные руководители.

 

Подготовительная работа:

  1. Организация встречи с участником Великой Отечественной войны: а) просмотр видеоматериалов, фотоальбомов; б) подготовка видеозаписи.
  2. Студенты оформляют стенгазеты на темы: Герои войны, Герои Советского 
  3. Союза Калачеевского района.
  4. Поиск необходимых материалов и художественной литературы в библиотеках.
  5. Изучение газетных и журнальных публикаций.
  6. Подготовка стенда на тему: «Поклонимся великим тем годам»
  7. Подбор музыкального и поэтического сопровождения.
  8. Установить и настроить средства мультимедиа.

Оформление, оборудование:

  1. Средства мультимедиа: компьютер, экран, проектор.
  2. Стен. газеты.
  3. Стенд с литературой
  4. Фотоальбомы «Слобода Калач», «85 лет Калачеевскому району Воронежской области», «Поклонимся Великим тем годам».

 

Сценарий


Вступительное слово классного руководителя


1 ведущий. 

Прогремела война. Все дальше и дальше уходят от нас военные годы.

   Все меньше мы встречаем ее реальных участников. Незаметно уходят наши ветераны и кое-кто начинает присваивать себе плоды нашей победы. Кроить на свой лад историю. Осквернять памятники героям войны, но мы с вами русские люди и должны помнить, что войну развязал фашизм. Это вероломная Германия напала на нашу Родину без объявления войны. Это русский воин-освободитель прошел пешком до Берлина. Это наши солдаты освободили не только свою Родину, но и Европу. Ни кто до России не мог противостоять фашизму и это мы должны свято помнить и знать. Чтить тех, кто добыл эту победу, подарил свободу всему миру. 1418 страшных мучительных дней, миллион покалеченных,  осиротевших, обездоленных 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.


2 ведущий.

Мы помним, чтим поклоном низким

Всех кто войну не пережил

И тех ушедших в обелиске

И тех, кто вовсе без могил.

Это советский воин-солдат.


3 ведущий.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся мертвым, и живым-

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот великий бой!


4 ведущий.

Об одном из таких героев мы говорим сегодня с вами на классном часе. Это представитель повзрослевшего поколения, воспевшего одну из самых  героических страниц в историю нашего Отечества. Героических и трагических. Человек с биографией - испытаний и побед - на «десять жизней».

   Моложавый, стройный, с очень живыми умными глазами, являющийся образцом мужества, трудолюбия, преданности общественной жизни города и страны. Это Иван Моисеевич Мамалыга, он является участником Великой Отечественной войны, инвалид, человек сложной и интересной судьбы, за плечами которого: годы войны, разруха, восстановление народного хозяйства, технические изобретения, активная общественная жизнь и позиция, поэзия. Одним словом боевые и трудовые свершения и победы на протяжении всего жизненного пути.


5 ведущий.

Прервавшись на шести классах, его образование возобновится через долгие годы. Война ворвалась в их деревню в Кировоградской области, когда Ивану шел четырнадцатый год, о чем расскажет сам Иван Моисеевич, (видеозапись).

   Все ужасы оккупации: побои за неявку по приказу в комендатуру, арест, лагерь для военнопленных, побег, месяцы тяжелых скитаний по чердакам родных и знакомых- все это он испытывал мальчишкой (видеозапись).


6 ведущий.

В 41-ом я был молодым,

И мечтал быть опорой родным.

Но настигла событий волна...

Эх, война, ты злодейка война!

Всюду горе, стенанье и плач и плач,

Торжествует захватчик - палач.

Тяжесть ноши уж больно сильна.

Эх, война, ты злодейка война!

Все боролись. И каждый сумел.

Был отважен, и крепок, и смелю

Смерть за Родину нам не страшна.

Эх, война, ты злодейка война!

Победим. Возвращаюсь я домой.

Тихо трону калитку рукой.

Мама, в косах твоих седина...

Эх, война, ты злодейка война!

Звучит песня «Темная ночь»


7 ведущий.

Только в сорок четвертом, когда освободили Украину, семья узнала, что под Сталинградом погиб отец. Фашисты сравняли с землей госпиталь, куда он попал тяжело раненым.

   Сын решил мстить за отца, за горе, которое принес фашизм его семье, его Родине. Приписал себе годы, обивал пороги военкомата и все-таки добился призыва. Зря боялся, что фашистов добью без него, - и ему, призванному на фронт в начале сорок четвертого, войны досталось с лихвой. Яссо-Кишиневская группировка с тяжелыми боями и потерями теснила ожесточенно сопротивлявшихся гитлеровцев на запад (видеозапись). После тяжелого ранения в боях за чехословацкий  народ Зволин – полгода госпиталей, угроза ампутации руки, упорное лечение.


1 ведущий.

Свои переживания ветеран Мамалыга Иван Моисеевич отразил в своих стихах. Имеет краткий перечень авторских публикаций, в том числе на тему военных воспоминаний.

Рвутся снаряды и пули свистят.

Держится стойко Советский солдат.

Глянешь: недвижимых много лежит.

Наш санинструктор на помощь бежит.

Раненых много, она лишь одна.

Твердо решает

-помочь я должна! Бегает быстро, легко, без труда.

Хочет всех вынести дальше, туда.

 Шепчет тихонько:

-Дружок, потерпи,

 Я и тебя не оставлю в степи.

 Вынесу скоро, еще вот чуток...

И достает носовой свой платок.

Рану прикрыла, что возле плеча.

Сердце слабеет, чрезмерно стуча.

И опустилась, воздух глотая...

А гимнастерку кровь заливает...

 - Ох, не успею, ну как же мне быть?

 Ей сил не хватило смерть победить.

 Затихло вокруг, никто не стреляет

 Лишь ветер спокойно по степи гуляет.

И хотя много лет от тех дней миновало,

 Когда мать свою дочь ожидать перестала,

 Над могилой всегда материнские слезы

И нежно положены свежие розы.


Звучит песня «Одна победа»


2 ведущий.

Не было речей пред смутною ротой,

Когда мы бойца провожали.

Труп с дорогой материнской заботой

Мы в землю в ночи опускали.

Печальная почесть молчком отдана.

Могилу штыками копали.

Свидетелем была лишь только луна,

Да изредка пули свистали.

О нет, не в дощатом гробу он лежит!

Тот одр наши руки постлали.

Своей боевой плащ-палаткой обвит,

А сверху шинелью застлали.

Прости, наш товарищ! Здесь нет ничего,

Чем можно могилу оглавить!

И мы оставляем тебя одного.

Неизвестного будут славить!

Еще много сражаться дней и ночей

 С наглой фашистской оравою!

 А ты спи спокойно в могиле ничьей

Со своею бессмертною славою!


3 ведущий.

Наш солдат защитил от рабства и уничтожения не только свою страну, но и Европу, спас человечество от чумы фашизма. Великая Отечественная война сделала героем весь советский народ. Родина отметила заслуги Ивана  Моисеевича о чем он расскажет сам (видеозапись).


4 ведущий.

Воронежская земля прошла также через все испытания войны. Она послала на фронт десятки тысяч своих сыновей и дочерей. В первые месяцы войны сотни калачеевцев добровольно вступали в ряды военного ополчения. В краях далеких и близких оросили землю-матушку своей кровью войны – калачеевцы. Около десяти тысяч офицеров, сержантов, солдат не вернулись с войны. Среди них в особом ряду – семнадцать имен, все они на стенгазете. Это герои  Советского Союза наши земляки:

Алексей Андрианович Царегородский

Сергей Александрович Мостовой

Вячеслав Васильевич Заседателев

Митрофан Петрович Краснолутский 

Иван Дмитриевич Лихобабин

Федор Петрович Зацепилов 

Николай Михайлович Хорь

Иван Евгеньевич  Просяной

Федор Маркович Мельников

Сергей Андреевич Ерещенко

Георгий Георгиевич Светочев

Петр Прохорович Серяков

Федот Алексеевич Щербаков

Григорий Иванович Корнеев

Павел Кондратьевич Щайкин

Павел Иванович Дейнекин

Николай Митрофанович Дудецкий

Почтим память героев Советского Союза минутой молчания


5 ведущий.

Герои - победители, так можно назвать всех тех, кто с честью и достоинством отдал самое  дорогое, что есть у человека- жизнь, и тех кто выдержал испытание военных лет.


Звучит песня «день победы»

                               

6 ведущий.

Когда подходят памятные даты

Мы почему то чувствуем вину

Все меньше вспоминаем о победе,

Все больше забываем о войне,

Но боль еще исчезнуть не готова,

Те годы - миллион личных драм

А потому давайте вспомним снова

Всех тех, кто подарил победу нам!

Молчанием почтите память павших,

Заботой окружите жизнь живых,

И хоть частицу  долга ветеранам

Спешите благодарно возвратить!


7 ведущий.

У нас до этих дней доживших

О прошлом память не умрет.

Пока мы чтим за Русь погибших.

Да столь бессмертен наш народ.


1 ведущий.

И снова на долгие годы, до самого 1956 армейская служба.  На фронте он был пехотинцем, а после войны верой и правдой послужил военной авиации.  Герой был механиком военных самолетов. Военные люди знают это главный человек, кто отвечает на аэродроме за состояние всех приборов деталей самолета.


2 ведущий.

Украина, Прибалтика, республики Закавказья — это география его службы. Демобилизовался - и быстрее доучиваться! Окончив институт, попал в проектную организацию и был безмерно счастлив: вот оно необозримое поле для его пытливого ума и творческой натуры экспериментатора, изобретателя. За плодотворную работу по созданию нового сталеплавильного оборудования Иван Моисеевич был награжден медалью ВДНХ, орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Изобретатель СССР». 45 лет отдано интереснейшей области науки, и техники, которой он мог служить еще долгие годы.


3 ведущий.

Казалось бы, осталось жить воспоминаниями. Но не тот характер. Теперь Иван Моисеевич реализует себя в том, на что прежде нехватало времени: общается с родными, ведет активную общественную работу, пишет воспоминания. Воспитав двух дочерей, ветеран радуется успехам четверых внуков и правнука. Несколько лет он активно работал в социально-бытовой комиссии городского совета ветеранов, в общественной комиссии при городском жилотделе. А в минуты вдохновения трудился на литературной ниве.


4 ведущий.

Долг ты выполнил на славу.

И мог как другу доложить:

Ты имеешь теперь право

на склоне лет спокойно жить.

Ты, день и ночь в боях стреляя,

Воевал четыре года.

Спал, одежды не снимая,

И жив вернулся из похода.

Гордись, что ты сын России,

И, исходив все смертные пути,

Воевал все годы боевые,

И с честностью сумел ты все пройти! 


Классный руководитель.

Сердце переполняется гордостью и радостью, что есть такие люди, как Иван Моисеевич Мамалыга: «солдат всей своей жизни», солдат – созидатель.  

И хочется сказать:

Спасибо, Вам, за то,

Что вновь приходит день

Что зреет хлеб и вновь взрослеют дети

Спасибо, вам, за всех родных людей

Живущих на таком огромном свете!

За то, что жизнь река без берегов,

За каждую весну ее и зиму

За всех друзей и даже- за врагов

Спасибо Вам, за это все, спасибо!


Послушайте  пожелания адресованные вам ветеранам (видеозапись)


Наш классный час хочется закончить стихотворением Ивана Моисеевича Мамалыга.

Вот край народа моего - Моя Отчизна!

Места лучших нет ни у кого

По этой жизни.

Нам продолжать дела отцов

От года к году,

Не потерять своё лицо

В глазах народа.

И будет Родина милей

Тебе тогда,

Когда увидишь ты на ней

Следы труда.

И скажешь, оглядев края,

Чувств не тая,

В труде есть доля и моя!

Да-да, моя!


Классный руководитель.

Спасибо всем за подготовку и участие в проведении мероприятия.


Звучат песни военных лет.


Заключение


Авторы методической разработки  поделились опытом применения и использования методов воспитательной работы на классном часе. Опыт работы показал, что в качестве эффективного средства гражданско-патриотического воспитания студентов могут рассматриваться творческие встречи с бывшим солдатом Великой Отечественной войны- живым свидетелем и участником сражений и боев той народной, священной войны, победу которой мы отмечаем девятого мая. Это нужно подрастающему поколению Калачеевского района как жизненный ориентир, как пример истинного патриотизма, как альтернатива новым псевдоценностям.


Авторами была использована определенная система информационного материала для формирования общих компетенций во внеурочное время:

  • принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации;
  • работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение;
  • уважительно и бережно относиться к историческому наследию  и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции;
  • логически верно, аргументировано и ясно излагать мысли в устной и письменной форме;
  • исполнять воинскую обязанность; 

 

Список используемой литературы

  1. Аббасова А.М. Воронежский фронт: история, люди, победы. Историка- монографическое исследование.- Воронеж: ОАО «Центр. - Чернозём. кн. Из-во», 2005.-400с.
  2. Прихоженко Л.А. Солдаты победы. - Воронеж: Издательство Воронежской типографии, 1995.-271с.
  3. Книга памяти, Калачеевский район воронежской области. - Воронеж: Издательско-полиграфическая фирма, 1995.-338с;
  4. Мамалыга И.М. В плену памяти. - Научно- художественное произведение. Волгодонск «Печатный двор», 2010.-212с.
  5. Мамалыга И.М, Щербакова И.В Эхо победной весны.- Ростов-на-Дону: Издательство «Первая типография Администрации Ростовской области» 2005.-183с.
  6. Исакова Ю.Г Эхо победной весны.- Волгодонск: ЗАО «Волгодонское полиграфическое объединение», 2000.-287с. 
  7. Мамалыга И.М  Загадки живого мира. - Волгодонск: ОАО «Ростовское книжное издательство» (РостИздат), 2012.-100с.
  8. Мамалыга И.М Ойкумена в опасности.- Москва-Торопец. ИП Лапченко А.Б (Русские издания талантливых авторов- РИТА), 2013.-72с.
  9. Снопко Н.М. Руководство процессом патриотического воспитания в системе СПО, №5, 2013.-134с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*