Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реабилитация средствами физической культуры и спорта лиц с инвалидностью

19.03.2024 66 70
Тямисова Елена Викторовна
Тямисова Елена Викторовна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Более двадцати трёх лет я работаю в уникальном образовательном учреждении «Михайловский экономический колледж-интернат». Он принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и предназначен для обучения и реабилитации инвалидов с различными нозологиями, с возможностью обучения в инклюзивных (смешанных) учебных группах.

В колледже получают профессию лица с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, инвалиды детства, инвалиды в возрасте от 15 лет и старше, имеющие заключение бюро МСЭ об инвалидности и возможности обучаться, а по окончании трудиться по выбранной специальности. Поступив в наше учебное заведение, студенты не только обучаются выбранной профессии, но и проходят социально-психологическую и медицинскую реабилитацию с целью их дальнейшей интеграции в обществе.

Каждый год из стен нашего колледжа выходят специалисты, которые успешно трудятся в различных отраслях народного хозяйства, в государственных и коммерческих структурах. Некоторые из них занимают руководящие должности, возглавляют собственные предприятия, занимаясь частным бизнесом.

Но прежде, чем наши студенты займут своё достойное место в обществе, они проходят сложный путь адаптации, социализации, интеграции, реабилитации, в том числе средствами физической культуры, которая адаптирована под запросы нашего контингента обучающихся.

При построении занятий приходится учитывать очень много факторов. И основная проблема, это большое количество нозологий. В колледже обучаются студенты с врождёнными или приобретёнными поражениями опорно-двигательного аппарата, сахарным диабетом, заболеваниями сердечно-сосудистой и мочевыводящей систем, поражениями зрения и слуха. Последние годы прибавилось много обучаемых с различными поражениями психики и интеллекта. Ответственность и нагрузка на педагога возрастает в десятки раз, как если бы контингент был бы более однородный.

В таких условиях основной целью физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, сенсорными нарушениями, нарушениями интеллекта очень востребована  реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Построение уроков физического воспитания для лиц с инвалидностью требует особого подхода и учета особенностей каждого обучающегося. Что я, как преподаватель физической культуры учитываю при планировании занятий.

 Прежде всего это индивидуальный подход: каждый обучающийся с инвалидностью имеет уникальные физические и психологические особенности. Этот фактор обязательно учитывается при построении образовательных потребностей студентов в области физической культуры в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей студента.

 В начале учебного года обязательно беседуем со студентами нового набора, об особенностях их здоровья, предпочтениях в видах спорта, узнаём о рекомендациях по ЛФК. Далее консультируемся с медицинскими работниками колледжа, а если нужно, то и с родителями  по индивидуальным особенностям обучаемых, характеру протекания их заболеваний.

 В работе мне приходится сталкиваться с двумя крайностями. Или студенты с инвалидностью и ОВЗ совсем не занимались в школе и дома физкультурой (ничего нельзя, ничего не умею), либо стремятся выполнить нагрузки, наравне со здоровыми студентами, что часто не допустимо и вредит здоровью, при их заболеваниях.

На занятиях я использую методики, направленные на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных после болезни или травмы. В одной группе студентов могут быть очень разные  задания, в зависимости от характера заболевания обучаемого.

 Много времени уделяется развитию компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий. Происходит обучение новым способам и видам двигательной деятельности. (Пример: студент Р. в начале года использовал для передвижения инвалидную коляску. После консультации с врачом и изучения рекомендаций  по реабилитации, на уроках  физической культуры стали практиковать упражнения, направленные на укрепление мышц нижних конечностей. Тренировки проходили у шведской стенки, с помощью брусьев, на матах в положении лёжа. Занимался Р. и самостоятельно в тренажёрном зале, согласно разработанному индивидуальному комплексу. К концу учебного года начал передвигаться на ходунках, а спустя еще год смог ходить используя для опоры только трость.)  

В нашем колледже созданы все условия для полноценного занятия со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ физической культурой. Физкультурно-спортивные база колледжа полностью модернизирована.  Тренажёрные залы и спортивные площадки на улице оснащены специализированными тренажерами общеукрепляющей направленности.  Оборудование учитывает потребности категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Особая гордость – бассейн колледжа для занятий оздоровительным плаванием, который пользуется большой популярностью у студентов. Занятия в водной среде благотворно влияют на все функции организма. Студенты с поражением опорно-двигательного аппарата, которые передвигаются с трудом, освоив техники адаптивного плавания, чувствуют себя в воде уверенно, показывая хорошие результаты, и получая эмоциональную разрядку.

Обеспечена доступность прилегающей к учебному заведению территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий: дублирование лестниц пандусами, оборудование поручнями, есть лифт, подъемное устройство в бассейне, для слабовидящих студентов имеются тактильные указатели.

Отдельно хотелось бы остановиться на особенностях преподавания физической культуры у лиц с ЗПР, так как это требует особого подхода и учета их специфических особенностей. Вот несколько ключевых особенностей, которые учитываются мной при работе с этой категорией обучающихся:

-индивидуальный подход: каждый обучающийся с ЗПР имеет свои уникальные способности, потребности и возможности. При построении учебного процесса учитывая его уровень развития, интересы и специфические потребности. (Пример: студент С. При высокой, даже грузной комплекции, ему трудно давались игровые виды спорта, беговая нагрузка, страдала крупная моторика и координация. На уроках физкультуры он стал заниматься плаванием. Результаты впечатляют. Улучшились координация, общефизическое состояние, стал реже болеть, занятия доставляют  удовольствие студенту. С ним стало легче контактировать. Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики оказали положительное влияние на внимательность, память и успеваемость студента);

- простота и ясность инструкций: для студентов с ЗПР важно использовать простые и понятные инструкции, избегая сложных терминов и выражений. Краткие и четкие указания помогут им лучше понимать задания и выполнять их.

- визуальные поддержки: использование визуальных материалов, демонстраций и моделирования движений может быть эффективным способом обучения студентов с ЗПР. Визуальные поддержки помогают им лучше усваивать информацию и повышают эффективность обучения.

- использование адаптивных упражнений: некоторым студентам может потребоваться использование адаптивных упражнений или оборудования, чтобы участвовать в занятиях физической культурой, важно предоставлять им такую поддержку и возможности работы на уроке;

- поддержка и мотивация: создание поддерживающей и мотивирующей среды во время уроков физической культуры помогает студентам с ЗПР чувствовать себя комфортно и успешно, а поощрение и поддержка помогут им развивать свои навыки и достигать успехов.

Таким образом занятия физической культурой студентов с ЗПР, помогают им развивать свои физические и умственные  способности, повышать самооценку и общее состояние.

Особое место в колледже занимает проведение спортивно-массовых мероприятий с участием   студентов с инвалидностью. «Дни здоровья», которые традиционно проходят три раза в год: осеню, зимой и весной, и вызывают особый интерес и активность у обучаемых.

«День волейбола», сдача норм «ГТО» ( у людей с инвалидностью тоже предусмотрена такая возможность), «День баскетбола», «Неделя метких»,  Областной физкультурно - спортивный Фестиваль среди инвалидов, посвящённый Всероссийскому Дню инвалидов,  Областной фестиваль «Спорт равных возможностей»,  Открытое спортивно – массовое мероприятие «Фестиваль паралимпийского спорта» ( имеет статус всероссийского, вошёл в топ лучших спортивных мероприятий для людей с ограниченными возможностями), участие в различного ранга соревнованиях для лиц с ПОДА – всё это помогает нашим студентам почувствовать себя увереннее в своих физических возможностях, повысить свою самооценку и самоуважение.

Занятия спортом помогают развивать силу, гибкость, выносливость и координацию движений, что особенно важно для обучающихся с инвалидностью, у которых могут быть ограничения в области физической активности, способствуют социализации студентов, предоставляют возможность обучающимся с инвалидностью взаимодействовать в группе и команде, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, а также снижать социальную изоляцию.

Таким образом регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению общего физического состояния лиц с ограниченными возможностями, помогая им справляться с повседневными задачами более эффективно, улучшая их физическое и психическое здоровье.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реабилитация средствами физической культуры и спорта лиц с инвалидностью




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*