Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методический семинар - практикум по теме: «Какой педагог нам нужен?»

03.10.2014 682 1373
Фролова Татьяна Михайловна
Фролова Татьяна Михайловна, преподаватель химии, методист высшей категории

Верхнеднепровский технологический техникум

При проведении семинарских занятий особое внимание обращаю на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и обобщения передового педагогического опыта работы преподавателя, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения. Поэтому наряду с традиционными формами семинарских занятий, на которых проводятся заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара, сделан акцент на внедрение в практику проблемных семинаров. Проблема заложена в названии темы семинарского занятия, в форме организации учебной деятельности, а также в методе обучения. Предпочтение отдано разным видам дискуссий.


Основу практических занятий с преподавателями составляют мини- задания наблюдения, задания творческого характера, задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств. Главная функция практических занятий заключается в закреплении практических умений и навыков и применение знаний в своей работе. Так как семинарские и практические занятия предназначены  для последующего применения в собственной профессиональной деятельности, то в них есть методические рекомендации к проведению занятий.


Подготовка к семинарскому занятию включает в себя несколько этапов:

  1. Теоретический. Здесь происходит знакомство с рекомендованной литературой, оформление методических разработок, рефератов.
  2. Теоретико - практический. Он помогает обогатить теоретические знания фактическим материалом.
  3. Презентационный этап - позволяет продумать тактику выступления.
  4. Аналитический. Происходит анализ предложенной формы семинарского занятия.


Семинар-практикум по теме: «Какой педагог нам нужен?»

 

Цели занятия:

  • ознакомить с новыми требованиями и новым пониманием перечня задач профессиональной деятельности преподавателя;
  • сформировать личностные качества преподавателя, его индивидуальный стиль, педагогические позиции, творческую направленность

План подготовки:

  1. Определение целей семинара- практикума.
  2. Определение основных вопросов для обсуждения в группах.
  3. Формирование из числа преподавателей, мастеров п/о 4-х групп.
  4. Подбор рекомендуемой литературы в помощь педагогам.
  5. Организация выставки литературы к семинару- практикуму и выставки лучших методических разработок по данной теме  преподавателей техникума.
  6. Консультации  для руководителей групп.

План проведения:

Высказывание для дискуссии

  1. «Каждому преподавателю надо быть, прежде всего, добросовестным преподавателем своего предмета» (А.Н. Островский)
  2. «Мы можем различать два вида качества учителя: его научную подготовку и личный учительский талант» (П.Ф. Каптерев «О свойствах учителя»)
  3. «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем» (В.А. Сухомлинский «О воспитании»)

 

Задание 1.

 

Содержание работы. Сделайте ретроспективный анализ взглядов (общественного мнения) относительно свойств личности педагога. Данные занесите в таблицу:

№п/п

Временная эпоха

Представители

Название статьи

Основные позиции автора

Краткий анализ общественного мнения

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. «Мастерская мастеров».

 

Содержание работы. Выберите по желанию и изучите педагогический опыт одного из педагогов - новаторов (по книге: Педагогический поиск / Сос. Н. Баженова). Защитите его методическую систему, выделите развития его индивидуального стиля.


Для организации обсуждения образуется «временный экспертный совет», который самостоятельно вырабатывает критерии оценки предлагаемой системы и оценки ее.

 

Задание 3. Коммуникативные функции преподавателя и их проявление в профессиональном общении со студентами техникума.

 

Содержание работы:

По видеофрагменту дайте характеристику качествам преподавателя в общении со студентами, используя следующую схему:

  • стремление к максимальной гибкости в общении;
  • способность к эмпатии;
  • с помощью чего педагог стремится передать личностную окраску преподавания;
  • установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия и самовыражения студентов;
  • владение стилем личного, неформального общения со студентами;
  • жизнерадостность, эмоциональная уравновешенность;
  • средства невербального поведения педагога, использование в процессе общения со студентами.

Составив характеристику, ответьте на вопросы:

  1. Как сочетаются во взаимодействии со студентами стиль общения и созданный преподавателем имидж?
  2. Могут ли личные нравственные и профессиональные качества преподавателя входить в некоторое противоречие и как нужно разрешить его педагогу?

Вопросы для обсуждения:

  1. Преподаватель техникума и современные социокультурные условия.
  2. Новые требования и новое понимание перечня задач профессиональной деятельности преподавателя.
  3. Личностные качества преподавателя, индивидуальный стиль, педагогическая позиция, творческая направленность, имидж как составляющие облика современного преподавателя.

Методические рекомендации к организации дискуссии:

  1. При конструировании учебной дискуссии нужно обратить внимание на подготовку каждого участника к совместному обсуждению дискуссионных вопросов.
  2. В дискуссии каждый отстаивает свою точку зрения.
  3. При обсуждении проблемы нужно приводить аргументы, доказательства .
  4. Выработка консенсуса в решении проблемы происходит только на фактическом материале.
  5. Во время дискуссии можно пользоваться памяткой «Как вести диалог»

  

Задание. Анализ занятия.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем сложность организации дискуссии?
  2. Сумел ли методист организовать активную работу преподавателей во время обсуждения?
  3. Насколько слаженно происходила выработка общего мнения?
  4. Опираясь на личный опыт участия подобного рода семинарах, предложите свой вариант дискуссии по теме занятия.

 

Используемая литература

  1. Эверт Н.А Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004,-204с.
  2. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007.
  3. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.
  4. Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основакомпетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.
  5. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения).
  6. Морева Н.А Технологии профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
  7. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.
  8. Степанова В.Е В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) / В.Е. Степанова. – Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007,– 164с.
  9. Бовкунова О.В. Методическое обеспечение современного образовательного учреждения // Методист, 2002, № 4.
  10. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход// Высшее образование сегодня.-2005.-№9.
  11. Шадриков В.Д., Кузнецова И.В Профессиональные компетенции педагогической деятельности// Справочник заместителя директора школы. 2012. №8 с.58-69



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*