Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа обучающихся и её организация

19.03.2024 139 150
Баранчиков Сергей Тихонович
Баранчиков Сергей Тихонович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Виды и формы самостоятельной работы  обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся – это разнообразные виды деятельности обучающихся, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя во (специально отведённое для этого аудиторное) или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной, поисково – исследовательской и аналитической деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы обучающихся составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где обучающимся надо проявить знание конкретной дисциплины, использовать внутрипредметные и межпредметные связи.

Методически обеспечить самостоятельную работу обучающихся – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждой из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

 Построение самостоятельной работы обучающихся:

  1. Повторение пройденного теоретического материала.
  2. Построение главных вопросов темы.
  3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.
  4. Упражнения, решение задач.
  5. Анализ выполняемой деятельности.
  6. Приобретение умение и навыки.
  7. Составление вопросов по содержанию лекции.

 Руководство выполнением самостоятельной работы обучающихся осуществляется в форме:

  • Текущего собеседования и контроля
  • Консультаций
  • Анализа рецензирования, оценки, корректировки выполняемых работ
  • Дискуссий, эвристических бесед, мотивационных бесед.
  • Подведение итогов и т. д.

Этапы и приёмы СРС:

  1. Подбор рекомендуемой литературы
  2. Изучение вопросов плана семинарского занятия
  3. Конспектирование отдельных вопросов изучаемых тем
  4. Составление схем, таблиц на основе текста лекций, основной и дополнительной литературы
  5. Выполнение расчётов изучаемых показателей

 Комплекс средств обучения, неиспользуемых при самостоятельной работе обучающихся:

  • Методические разработки для обучающихся
  • Дидактический раздаточный материал
  • Обзорный конспект лекций, вопросы лекции
  • Диафильмы, кинофильмы, видеофильмы
  • Сборник задач, тесты (контрольный задания) и др.

 Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся

Виды самостоятельной работы обучающихся:

  1. Конспектирование
  2. Реферирование литературы
  3. Выполнение заданий поисково – исследовательского характера
  4. Выполнение расчётов экономических показателей
  5. Творческая работа: составление кроссвордов, создание плакатов, буклетов
  6. Подготовка конспектов выступлений на семинаре
  7. Подготовка докладов, сообщений, рефератов

 III. Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной работы обучающихся

  1. Не перегружать обучающихся творческими заданиями
  2. Чередовать творческую работу на уроках с заданиями во внеурочное время
  3. Давать обучающимся чёткий и полный инструктаж:
  • Цель задания
  • Условия выполнения
  • Объем
  • Сроки
  • Образец выполнения
  1. Осуществлять текущий контроль и учёт
  2. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы

 Рекомендации преподавателю:

Использовать следующие формы контроля самостоятельной работы обучающихся:

  • Презентации
  • Творческие работы
  • Собеседование
  • Собеседование по проработанной литературе

 

Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся

 

Виды С.Р.С.

Руководство преподавателя

1.Конспектирование

Выборочная проверка

2.Реферирование литературы

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

3.Выполнение заданий поисково – исследовательского характера

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме.

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

4.Проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключении лекции

5. Участие в работе семинара: подготовка конспектов, выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий

8. Контрольная работа – письменное выполнение

Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими

Разработка контрольных заданий, проверка

9. Выполнение заданий по наблюдению  и сбору материалов в процессе практики

Разработка заданий, проверка

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Самостоятельная работа обучающихся и её организация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*