Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновации в организации методической работы

03.10.2014 920 1755
Фролова Татьяна Михайловна
Фролова Татьяна Михайловна, преподаватель химии, методист высшей категории

Верхнеднепровский технологический техникум

В настоящее время обеспечение качества деятельности учебного заведения является одной из глобальных задач технического и профессионального образования, которая не может быть решена без полноценной научно-методической работы, без полноценной методической службы.

 

Главная задача методической работы - создание таких условий, в которых бы преподаватель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри преподавателя- это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста.

 

Деятельность педагогического коллектива техникума СОГБОУ СПО «Верхнеднепровский технологический техникум» осуществляется в рамках методической темы «Совершенствование профессионализма и педагогического мастерства педагогических работников путем внедрения инновационных технологий».

 

Инновационная деятельность побуждает педагогов к совершенствованию форм, методов, средств, приемов стимулирования, поддержки и активизации личностного роста обучающихся, к поиску адекватных образовательных программ, методик, технологий и способствует созданию конкретному инновационному образовательному пространству преподавателя, профессио­нальному самосовершенствованию, повышению продуктивности саморазвития личности  педагога.

 

Педагог должен активно заниматься научно-методической, поисковой, исследовательской, инновационной работой, учиться искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструментарий. Но эти умения не рождаются сами по себе: педагога этому надо учить.

 

Справиться с такой задачей может лишь эффективно работающая методическая служба, которая успешно реализует главную цель методической работы – «разбудить» педагога и помочь ему осознать необходимость совершенствования своей профессиональной деятельности, подготовить его к активному освоению ситуации социальных перемен.

 

Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовки и становления педагога как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

 

Мне хотелось бы остановиться на некоторых аспектах методической работы.

 

Совсем недавно одним из приоритетных инновационных направлений НМР техникума было внедрение ИКТ, которое способствовало повышению  качества, доступности, гибкости, эффективности УВП.

 

Это направление позволило нам реализовать программу повышения ИКТ – компетентности педагогов с использованием технологии образовательного консалтинга (консультирования). Консалтинг в образовании основан на системе социальных проб и мониторинге оценки результативности преподавателя — новатора: участие в профессиональных и творческих конкурсах, курсах повышения квалификации и.т.д.

 

Консалтинговые услуги в области образования  включают в себя такие составляющие: как: оценка потребности в обучении, анализ альтернатив реализации образовательно-тренинговых проектов, опытно-экспериментальной работы по актуальным проблемам техникума. Образовательный консалтинг — это набор социально-технологических приемов и методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития техникума. Процесс консультирования включает в себя: диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта.

 

Но идеальным оказался такой способ консультирования, который, с одной стороны, приводил к запуску механизма самоорганизации и саморазвития  (изучение специальной литературы, использование Интернет-ресурсов); с другой – способствовал совместной деятельности консультантов (преподавателей информатики и программирования) и педагогов по решению какой-либо проблемы.

 

Значительно обогатило содержание методической работы внедрение образовательного аутсорсинга.

 

В рамках образовательного аутсорсинга образовательное учреждение получает возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности, передав остальные (в том числе методические, консультационные, поддерживающие), функции профессиональному партнеру – аутсорсеру.

 

Сегодня аутсорсинг в образовании представляет собой один из наиболее эффективных подходов к обучению педагогов. Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: техникум получает возможность сосредоточить все ресурсы на основных видах деятельности, передав остальные функции надежному и профессиональному партнеру. Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других»

 

Например:

  • IT - аутсорсинг – это создание веб-ресурсов (например, сайта техникума); разработка, установка, сопровождение программного обеспечения; обслуживание техники сторонними специализированными компаниями.
  • Привлечение специалистов в области педагогики и психологии для обучения педагогов (например, семинар «Какой педагог нам нужен?», тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания», практикум « Современный урок – какой он?»)

Преимущества аутсорсинга очевидны: экономия средств, рабочего места, времени, гарантированное качество.

 

Банк ППО.

 

В широком смысле под ППО понимается мастерство преподавателя, обеспечивающее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития обучающихся. В более узком смысле к нему относят такую деятельность педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, т.е. элементы, которые можно найти в работе практически каждого преподавателя.

 

Содержанием банка ППО техникума являются: алгоритмы действий, методы, способы, приемы, средства, с помощью которых достигается эффективность педагогического труда.

 

Самое ценное нашей модели Банка передового педагогического опыта заключается в том, что здесь могут появиться и занять достойное место методические находки и начинающего преподавателя, а не только педагога с большим опытом работы.

 

В электронной форме банк ППО оформлен в виде гипертекстового документа. Щелчком мыши на фотографии преподавателя осуществляется переход на страницу с описанием его опыта.

 

Вариант на бумажных носителях – папка с фотографиями и описанием ППО преподавателей.

 

Методический паспорт (паспорт методического мастерства педагога)

 

Методический паспорт преподавателя, мастера п/о, предназначен для мониторинга индивидуальной педагогической деятельности.  Методический паспорт заполняется и пополняется информацией преподавателем, мастером п/о, а контроль за своевременным заполнением возлагается на председателя ПЦК. Работая над его созданием, прежде всего мне, хотелось  получить целостное представление о каждом педагоге. Методический  паспорт стал помощником во всем. Во - первых, 5 лет- срок между аттестациями педагога и учреждения в целом. Во- вторых, в нем собирается вся нужная информация для анализа педагогической деятельности отдельного преподавателя и техникума в целом.

 

Это папка-накопитель с материалами, состоящая из 2-х частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть включает такие разделы, как «Сведения о преподавателе», «Деятельность преподавателя в образовательном процессе». Вариативная часть – «Активность» - это дополнительные материалы, расширяющие, по мнению педагога, сведения о личностных качествах и профессиональных сторонах деятельности.

 

Интерактивные формы методической работы

 

Интерактивное обучение- это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою уверенность.

 

Это, методические посиделки, которые стали системой работы, цель которых формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, например, круглый стол «Обучая - учимся». Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать преподавателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Популярной формой стал методический диалог, это обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Преподаватели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей.

 

Одной из форм является тренинг - целью которого является отработка определенных профессиональных навыков и умений. При проведении тренинга широко используется педагогическая ситуация, раздаточный материал, технические средства обучения.

 

Часто проводим методический мост, который является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются преподаватели других учебных заведений, родители, целью методического моста являются обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания и другие.

 

Проводится в техникуме и методический фестиваль, данная форма методической работы предлагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

 

Электронный методический кабинет (далее ЭМК)

 

Представляет собой программный ресурс с удобным интерфейсом, который позволяет обобщать методическую работу техникума, сохранять и внедрять педагогический опыт, содержащийся в информационной среде, минимизировать время на поиск необходимой информации.

 

ЭМК – это сетевой ресурс техникума, предназначенный для размещения учебно-методических материалов, информационных баз данных для последующего просмотра, изучения, корректировки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс.  ЭМК располагается на отдельном сайте дистанционной поддержки  техникума.  Пополняется ЭМК при участии членов методического совета и преподавателей техникума.

По итогам каждого учебного года осуществляется ревизия материалов ЭМК. Наиболее востребованные остаются в составе кабинета. Материалы, утратившие актуальность, исключаются из ресурсов в архив методического кабинета.  Каждому члену педагогического коллектива представлен доступ к ЭМК, который осуществляется с помощью Веббраузера. ЭМК включает разделы: методические рекомендации, банк ППО, положения, активные формы методической работы, БД «Преподаватель». Электронный методический кабинет имеет преимущества: экономия времени, мобильность, неограниченность объема и удобства размещения материала, возможность администрирования, моделирования и редактирования материала.

 

Опыт показывает, что инновационный подход позволяет по-новому строить методическую работу, которая позволяет повысить квалификацию педагогов, влиять на устойчивость результатов работы.

 

Используемая литература

  1. Гайнулова Л. А. Сценарное моделирование иннова­ционных образовательных процессов в региональной системе среднего профессионального образования (На примере Республики Татарстан) : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 2000 —239 c. РГБ ОД, 61:01-13/1472—4
  2. «Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Минобрнауки России и Рособрнадзора в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа — «Эврика»ноябрь, 2010 г.
  3. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: Академия, — 2001. — 267 с.
  4. Капустин П. А.Управленческое консультирование в управлении — «Бизнес-Пресса» — 2000, — 160 с.
  5. «Раменский дом учителя»  [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mou-rdu.ru/innovacii.htm МОУ МЦ
  6. Селевко Г. К.Современные образовательные технологии. — М.: 2003.—184 с.
  7. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания творческий центр «Сфера» — М.:2002.—160 с.
  8. Никитина И.В.мастер- класс для руководителей школы: управление методической работой -2-е изд., стереотип.- М.: Планета,2012.-367с.- (Управление школой).
  9. Атутов П.Р. Технология и современное образование Педагогика.-2006- №2-с.7-9.
  10. Абдулина С.К. Инновационные подходы к организации методической работы школы Казань: Положское отделение РАО, 2000.-154с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*