Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы профессиональной направленности в преподавании немецкого языка

13.03.2024 50 57
Осыпа Антонина Александровна
Осыпа Антонина Александровна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В рамках модернизации системы СПО предусмотрено внедрение на базе основного общего образования методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.

Профессионально ориентированный подход к обучению в организациях СПО предполагает развитие у студентов профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональная направленность обучения, нацелена на расширение знаний обучающихся в изучении дисциплин, учитывающих особенности получаемой профессии или специальности. Именно такими текстами для перевода я и пользуюсь. Подбирая тексты для понимания общего  содержания прочитанного. Я использую тексты с профессиональной лексикой.

Таким образом, необходимость реализации профессиональной составляющей при обучении студентов в рамках общеобразовательной подготовки становится частью профессионального образования. Вместе с тем вопрос проектирования соответствующих методик остается открытым ввиду существующего разрыва между традиционным общеобразовательным обучением и профессиональной подготовкой.

Проблемы профессиональной направленности обучения иностранному языку достаточно полно разработаны отечественными учеными (Л. Ш. Гегечгори, М. А. Давыдова, Р. П. Мильруд и др.). Вопросам обучения профессионально ориентированному иностранному языку в системе среднего профессионального образования посвящены работы И. В. Комарцева. На важность процесса интеграции иноязычного и профессионального компонентов как необходимого условия формирования конкурентоспособной модели выпускника-специалиста на мировом рынке труда указывают и считают, что именно профессиональная направленность поддерживает интерес к обучению иностранному языку.

При неоспоримой теоретической и практической значимости уже проведенных по данной проблематике исследований  следует отметить, что вопрос формирования профессиональной компетентности студентов системы СПО в рамках освоения общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» на базе нашего учебного заведения с использованием современных педагогических технологий остается открытым. У наших ребят очень слабая школьная подготовка.

На первом этапе работы были выяснены пробелы, основные трудности и противоречия, возникающие при обучении студентов системы СПО профессионально ориентированному иностранному языку. После этого я начала постепенное введение профессиональной лексики. От простого заучивания терминов до составления рецептов приготовления блюд.  Попутно я ввожу грамматические темы: меры веса, числительные, дробные числительные. Очень мешает обучение иностранному языку в искусственной языковой среде, дефицит учебной литературы, отражающей специфику получаемой профессии или специальности, низкая мотивация студентов к освоению иностранного языка, восприятие иностранного языка как второстепенной дисциплины, не имеющей профессиональной значимости;

Мной были рассмотрены учебные планы и рабочие программы, установлено, что дисциплина «Иностранный язык» преподается в рамках основных специальностей колледжа: Повар, кондитер, Техническое обслуживание и ремонт сх транспорта.

В нашем учебном заведении студенты изучают английский и немецкий языки. Внедрение профессионально ориентированной составляющей в процесс обучения позволит преодолеть излишнюю его вербальность (когда учебный материал не связывается с имеющимся опытом и пониманием жизни), глубже понять выбранную профессию (специальность), актуализировать мотивацию к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения немецкому языку в СПО является учет профессиональной специфики: терминологии, лексических и грамматических особенностей языка, формата учебных текстов. Надо предлагать принимать во внимание и когнитивный компонент обучения – создание эффективной учебной среды, способствующей развитию познавательных способностей обучающихся. Следовательно, предметное содержание учебного курса по каждой профессии (специальности) должно отличаться.

Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется посредством речевой деятельности. Важно, чтобы студенты овладели профессиональной лексикой. С этой целью мне необходимо произвести отбор лексического материала с учетом профессиональной специализации. Примеры заданий, направленных на формирование необходимых навыков работы с технической литературой, совершенствование базового словарного запаса, приобретение разговорных навыков по профессии.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы профессиональной направленности в преподавании немецкого языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*