Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Прикладной профессионально-ориентированный характер содержания ООД «Литература» по специальности 43.01.09 «Провар, кондитер»

12.03.2024 119 154
Слобожанина Ольга Михайловна
Слобожанина Ольга Михайловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Ключевые слова: профессиональная направленность, литература, ООД, среднее профессиональное образование, интеграция, интенсификация.

В связи с изменениями во ФГОС от 12 августа 2022 года система преподавания общеобразовательной дисциплины «Литература» в пределах освоения образовательной̆ программы среднего профессионального образования претерпела изменения. Основными задачами совершенствования системы преподавания дисциплины «Литература” в системе СПО являются:

- обновление содержания ООД «Литература» с учётом реализации междисциплинарных связей̆ и интеграции содержания ООД с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;

- реализация системно-деятельностного, личностно-дифференцированного и событийного подходов в преподавании ООД «Литература» как дисциплины гуманитарного и эстетического цикла;

- включение в ООД «Литература» содержания прикладного характера, соответствующего профессиональной̆ направленности профессий и специальностей̆;

- формирование функциональной̆ грамотности обучающихся, предполагающей развитие умений применять знания и умения в практической̆ деятельности и повседневной жизни для решения проблем и принятия решений: осуществлять поиск, получение и использование необходимой̆ социальной и эстетической информации, распространяемой̆ по различным каналам средств массовой̆ информации; развитие навыков критического мышления и креативности, коммуникации и сотрудничества;

- внедрение в педагогическую практику современных информационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения;

- освоение преподавателями способов преподавания ООД «Литература» с учетом интенсификации обучения.

ООД «Литература» обладает значительным потенциалом для формирования разносторонне развитой̆ личности, воспитания общероссийской идентичности, базовых гуманистических ценностей̆, воспитанием чувства собственного достоинства.

В данной статье рассмотрены пути совершенствования преподавания ООД «Литература» с учетом профессиональной̆ направленности в общеобразовательной подготовке. В образовательных программах необходимо включить прикладные профессионально – ориентированные модули. «Под прикладными модулями понимается организация практической̆ подготовки как формы образовательной̆ деятельности при освоении образовательной̆ программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей̆ профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей̆ образовательной̆ программы».

Содержание прикладных модулей̆ ориентировано на следующие направления:

а) формирование уважительного отношения обучающихся к любой̆ профессии/специальности, к человеку труда;

б) стимулирование обучающихся к выработке «своей̆ формулы мастерства»;

в) мотивирование их к осмыслению «своей̆» профессии/специальности в русле научно-технического прогресса;

г) инициирование выявления стереотипов, заблуждений, неверных представлений, связанных с будущей̆ профессией̆;

д) побуждение к размышлению о том, какие еще качества, кроме профессиональных, необходимы человеку труда.

Отдельные темы прикладных модулей способствуют формированию и развитию определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность - знакомство с профессиональным диалогом – конструирование диалоговых текстов и разыгрывание их в смоделированных условиях.

Рассмотрим наполнение прикладного профессионально – ориентированного модуля для обучающихся по специальности 43.01.09 «Провар, кондитер». При изучении творческого пути А.С. Пушкина целесообразно акцентировать внимание на биографических сведениях о А.С. Пушкине, его укладе жизни, кулинарных предпочтениях. Студентам предоставлена информация о А.С. Пушкине, как гурмане, жизнелюбе, ценителе хорошего стола. Много строк Александр Сергеевич отводит в своих произведениях «иностранной», т.е. западноевропейской, средиземноморской кухням. Но именно русской, причем усадебной, простой деревенской, помещичьей кухне у Пушкина посвящено гораздо больше строк, о ней он вспоминает по разным поводам и неоднократно, к ней он относится с большим уважением как к элементу национальной культуры.

В романе Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»  выстраиваются смысловые ряды образов, группирующихся вокруг еды и питья. Кроме того, в описании некоторых персонажей появляются  «кулинарные» сравнения и эпитеты, речь повествователя и героев романа изобилует  «гастрономическими» метафорами. Анализ образной системы романа в указанном аспекте и выявление логики ее построения позволяют прояснить позиции ряда героев романа, специфику их взаимодействия с окружающим миром и дают возможность приблизиться к пониманию авторской точки зрения. 

Так, уже в самом начале романа упоминается о том, что Раскольников «второй день, как уж  ... почти совсем ничего не ел». Эта деталь является одной из примет того  «странного» состояния Раскольникова, когда даже  «стесненное положение перестало ... тяготить его».

Одной из определяющих характеристик этого состояния оказывается небрежение героя к «насущным делам» и, прежде всего, к собственному телу, к еде   –  далее выясняется, что голода он не испытывает, хотя не ел уже давно, – одежде, состоянию жилища и т.п.

 Состояние это есть результат длительного уединения героя. Исходная ситуация романа   –  разобщенность героя с людьми, миром и самим собой как человеком.  Причем утрата человеческого характеризуется посредством отказа от  «насущного» и, в первую очередь, от еды.

Первый и обязательный шаг на пути к уважительному отношению к своей профессии — воспитание привычки выделять в своей повседневной жизни события и решения кулинарного характера и оценивать их возможные последствия. Художественная литература может служить отличным материалом для формирования и отработки этого навыка.

Герои художественных произведений, как и реальные люди, озабочены вопросами гастрономии и кулинарии. Анализ их кулинарно-эстетического поведения может стать полезным опытом. Такой подход положен в основу профессионально – ориентированного обучения литературе: научившись замечать кулинарные пристрастия литературных героев, обучающийся начнёт и в повседневной жизни обращать внимание на подобные взаимосвязи.

Изображение трапез в художественном мире А. Н. Островского связано, во-первых, с особенностями драматического рода литературы с его вниманием к публичным формам поведения людей, отмеченным театральностью; во-вторых, с воздействием реалистической прозы XIX века (натуральная школа, социально-психологический роман); в-третьих, с представлением писателя о задачах драматического искусства. Основой всей деятельности писателя было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника: через показ жизни, житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий.

Застолья и трапезы, являясь частью старомосковского быта, неизменно воспроизводятся в пьесах как дореформенного, так и послереформенного периода творчества писателя. Именно из этих пьес мы узнаем, что старозаветное купечество предпочитало по утрам пить чай с ватрушками, хвалилось наливками, вареньем, «фрухтами преотменными», считало своей обязанностью «самоварчик согреть» для свахи, а еще лучше предложить ей «бальсанцу с селедочкой».

В комедии «Свои люди – сочтемся» подробно изображается церемония угощения свахи со своей семиотикой поведения. Ритуал включает в себя неторопливый разговор, обсуждение посторонних предметов, пока собеседники не подойдут к «делу». При этом стороны жениха и невесты стремились как можно щедрее «употчевать» сваху в суеверной надежде, что она поспособствует благополучной свадьбе. Так, Аграфена Кондратьевна предлагает свахе выпить перед чаем «бальсанцу» и с притворной скромностью уступает право сделать это первой. И жених, по словам Устиньи Наумовны, обошелся с ней со всей возможной почтительностью: «И кофию велел, и ромку-то, а уж сухарей навалил – видимо-невидимо. Кушайте, говорит, Устинья Наумовна!» Воссоздавая тонкости свадебной «политики», Островский небольшим штрихом рисует особенности купеческого быта: «зелье» из винной конторы по причине «расхода большого» закупалось ведрами.

При этом изображение трапез в пьесах Островского нельзя свести только к набору бытовых картин, изображающих, что и как ели представители купеческой, мещанской, чиновничьей или дворянской среды.

Таким образом, в произведениях русской классики  застолья героев предстают в определенном эмоционально-ценностном освещении, выполняют нравоописательную и характерологическую функцию. Очень часто именно отношение к еде помогает глубже раскрыть характер того или иного персонажа.

Что же касается литературы XX века, то здесь в качестве профессионально – ориентированного произведения выступает роман «Тихий Дон» М. Шолохова.

Михаил Александрович Шолохов любил казачью еду и детально описывал прием пищи в «Тихом Доне». Особенно это касается описаний застолий в доме Мелеховых...:

"Наутро Григорий проснулся позже всех. Оглядев все хозяйство вернулся в курень. В кухне сладко пахло топленым коровьим маслом, горячим припеком хлебов. Дуняшка на узорчатой тарелке обмывала моченые яблоки. Глянув на них, Григорий, оживляясь, спросил:

- Арбузы соленые есть?

- Полезь достань, Наталья! - откликнулась Ильинична.

Пришел из церкви Пантелей Прокофьевич. Просфорку с вынутой частицей разломил на девять частей - по числу членов семьи, раздал за столом.

Сели завтракать. Ели, как всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом - вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз.

Григорий, сгрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу. Петро, крепко любивший детишек, кормил Мишатку; балуясь, мазал ему кислым молоком щеки и нос.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Жизнь казаков определяется двумя понятиями - они являются воинами и хлеборобами одновременно.

К изучаемому на уроках литературы роману-эпопее «Тихий Дон» студенты выполняют иллюстрации с изображением уклада и казачьей кухней, презентуют свою работу, что способствует развитию монологической речи. Чтение и анализ помогают «зацепиться» и выбрать ключевого персонажа, определенную цветовую палитру, композиционное решение.

Навык решения нестандартных и сложных задач в рамках своей профессиональной деятельности развивается в ходе работы обучающегося над индивидуальным проектом и его защиты; такой формат работы, помимо профессиональных компетенций, формирует коммуникативную и управленческую грамотность. На защиту по ООД «Литература» в 2023/24 учебном году выносятся такие темы, как «Гастрономическая тематика в рассказах А.П. Чехова», «Тема еды в русских пословицах и поговорках», «Эстетическая значимость образов еды и питья в произведениях М. Булгакова», «Гастрономические образы и их функции в творчестве Н.В. Гоголя», «Постные блюда на страницах романа И. Шмелева «Лето Господне»,  «Функция еды в произведениях И. Бунина»

В заключении можно сделать вывод, что включение в общеобразовательную программу прикладного модуля, ориентирует ее на достижение конечного результата – подготовку квалифицированного специалиста.

Список использованной литературы

  1. Актуальные вопросы общего образования в среднем профессиональном образовании. Часть 1. Педагогические технологии, формы и методы преподавания общеобразовательных дисциплин с реднем профессиональном образовании. № 1. М., 2023.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Литература». ФГБОУ ДПО «ИРПО». М., 2022 г.
  3. Методические рекомендации по проведению внедрения методических продуктов преподавания ОД 8 общеобразовательных (обязательных) дисциплин. ФГБОУ ДПО «ИРПО». М., 2022 г.
  4. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
  5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"
  6. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98 "Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
  7. Шолохов М. А. Тихий Дон. М.: Молодая гвардия, 1980. Часть 75. XIV.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Прикладной профессионально-ориентированный характер содержания ООД «Литература» по специальности 43.01.09 «Провар, кондитер»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*