Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности учебной мотивации студентов отделения Транспорта ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

03.10.2014 1886 3038
Черепанова Ольга Анатольевна
Черепанова Ольга Анатольевна, преподаватель

Южно-Якутский технологический колледж

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эти силы находятся как внутри, так и вне человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки.

 





Рис.1. Модель мотивации поведения через потребности [3].


Развитие положительной учебной мотивации у студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки. Поэтому необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование студентов.


Необходимое условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.


Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Также существенным фактором является эмоциональная окраска учебного материала, живое слово преподавателя.


Целью моей работы является изучение особенностей учебной мотивации студентов и разработка рекомендаций по ее развитию.


Для выявления особенностей учебной мотивации мной было проведено исследование с помощью анкетного опроса. Форма анкеты приведена в приложении 1.


Информация, полученная в ходе анкетирования, была подвергнута анализу.


Один из первых вопросов звучал так: «Соответствует ли выбранная вами специальность вашим интересам и способностям?»48% от общего числа опрашиваемых считают, что соответствует; не совсем согласны с этим – 45%, и лишь 6% дали отрицательный ответ.



Рис.2

 

Это может быть вызвано, в частности, тем, что 24% опрошенных студентов выбрали специальность, руководствуясь мнением и рекомендациями родителей, а 12% следовали советам друзей и родственников, хотя все же наибольший процент студентов – 57% выбрали специальность, исходя из личной склонности к определенному виду деятельности.


Целью обучения в коллеже 50% считают получение диплома, 50% желают приобрести профессиональные знания по специальности. При этом лишь 46% полностью удовлетворены результатами своей учебы, хотя, без сомнения, положительным фактором следует считать то, что 87% ответили, что стремятся улучшить результаты своей учебы.


Что касается понимания студентами содержания своей будущей профессии, то 51% представляет свою профессию достаточно хорошо, 24% - несколько смутно, 10% вообще не задумывались над этим, а 15% считает, что важнее получить образование вообще, то есть содержание будущей профессии для них особой роли не играет.


Примерно таким же образом распределились ответы и на следующий вопрос – «Считаете ли вы, что образовательный процесс способствует раскрытию и реализации ваших индивидуальных способностей?»


55% студентов не собираются ограничиваться средним профессиональным образованием и намерены после окончания колледжа продолжить обучение в высших учебных заведениях, причем наиболее ярко это стремление выражено у студентов 3 курса (75%).


37% уверены, что будущая специальность престижна и востребованна, причем, к сожалению, наиболее высокий процент уверенности у студентов 1 курса (79%), у студентов 4 курса эта цифра составляет всего 23%. Похожая ситуация и с ответом на вопрос о том, смогут ли студенты в перспективе найти работу по получаемой специальности. Среди первокурсников «да» ответили 71%, а наиболее низкий процент у студентов 3 курса – 25%. Основная масса в этом не уверена. Ответ «нет» дали всего 4% опрошенных.


В общественной жизни колледжа хотя бы изредка принимают участие 19% студентов, причем наиболее высок этот показатель у студентов 2 курса.


Главными причинами низкой успеваемости студенты считают несистематическую работу в семестре (54%) и неэффективность аудиторных занятий (33%). А основными факторами, способствующими повышению успеваемости, студенты, конечно, считают систематическую работу на занятиях и постоянное ведение конспектов лекций. Хотя некоторые высказали личное мнение на этот счет, например, что успеваемость может повыситься при повышении стипендии и при большем количестве практических занятий на предприятиях, а также при контроле за успеваемостью со стороны родителей.


Безусловно, радует то, что 81% опрошенных студентов довольны взаимоотношениями, сложившимися в группе, а «нет» ответили всего 4%.


44% считают, что имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность в процессе учебной деятельности. Примерно такое же количество опрошенных не всегда имеет такую возможность, а 10% не имеют ее вообще. Максимальное число положительных ответов – среди студентов 1 курса.


Около 40% студентов совмещают работу с учебой, у 13% из них работа так или иначе связана с будущей специальностью.


По результатам анкетирования можно сделать вывод, что около половины опрошенныхстудентов отделения Транспорта имеет достаточно высокий уровень учебной мотивации.


Это проявляется в направленности на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания. Такие студенты, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. У них высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремление к независимости от других и желание сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни. Они стремятся как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций, достигать ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, в том числе в учебной. В этот период жизни они решают, в какой последовательности приложат свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.


Вторая группа студентов – со средним и низким уровнем учебной мотивации.


Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты не особо задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. То есть эти студенты еще находятся в стадии самоопределения.


Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих студентов. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации студента (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у студента проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.


Для сильных студентов доминирующими мотивами являются: стремление стать хорошими специалистами, успешно защитить диплом, хорошо учиться, получать одобрение преподавателей и интеллектуальное удовлетворение.


У слабоуспевающих студентов более выраженные мотивы - это: желание удержаться в колледже, получать стипендию, выполнять только то, что требуют преподаватели, избежать наказания со стороны родителей за плохую учебу. [2, с.282].


Следовательно, учебная деятельность сильных студентов протекает на более высоком положительном мотивационном фоне, определяющем как особенности самой учебной де­ятельности, так и ее результаты [2, с.283].


Для повышения уровня учебной мотивации студентов ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж» можно порекомендовать следующее:

  1. Создавать ситуацию успеха в учении, т.е. предусматривать градацию учебного материала для групп студентов с разной базовой подготовкой и с разным интеллектуальным развитием; необходимо наличие заданий разной степени сложности в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых. Использовать такие вопросы и задания, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
  2. По возможности стремиться к тому, чтобы в процессе производственной практики студенты выполняли работу, наиболее соответствующую будущей специальности. Не секрет, что на предприятиях практикантам чаще всего поручают малоквалифицированную работу. Можно порекомендовать студентам искать предприятия для прохождения практики самостоятельно, либо с помощью родителей. Опыт показывает, что студенты, проходившие практику таким образом, получили гораздо больше практических знаний.
  3. Преподавателям специальных дисциплин приводить больше примеров из производственной деятельности, проводить деловые игры, чтобы создать наиболее полное представление студентов о будущей профессии.
  4. Очень важно разъяснять студентам значимость профессионального образования вообще, независимо от получаемой специальности. Студенты знают из разговоров со взрослыми о том, как сложно в наше время найти работу, у них нет видения четких перспектив, и это, безусловно, является элементом отрицательной учебной мотивации. Поэтому нужно поддерживать уверенность студентов в том, что в будущем при поиске работы многое зависит прежде всего от них самих, и получаемые знания могут сыграть при этом существенную роль.
  5. Максимально способствовать участию студентов в общественной жизни колледжа. Из результатов опроса очевидно, что студенты, принимающие участие в общественной жизни, имеют более высокий уровень учебной мотивации.

Я думаю, что эта работа проделана не зря, и нужно с должным вниманием отнестись к решению вопросов, которые возникли в процессе ее выполнения. И результатом, без сомнения, будет постоянное совершенствование системы мотивации наших студентов, что является одним из главных условий эффективной профессиональной подготовки.

 

Приложение 1

 

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«Особенности учебной мотивации»


Уважаемые студенты!

Анкета предназначена для проведения статистического исследования. Постарайтесь отвечать по возможности искренне! Заранее спасибо!

Ответ, который Вы считаете правильным, обведите.


1. Соответствует ли выбранная вами специальность вашим интересам и способностям?

А) Да

Б) Не совсем

В) Нет


2. Какие факторы сыграли решающую роль в выборе вами специальности? Выберите, на ваш взгляд, главное.

А) Мнение и рекомендации родителей

Б) Советы или пример друзей или родственников

В) Личная склонность к определенному виду деятельности

Г) Престижность специальности


3. Цель вашего обучения в колледже?

А) Получить диплом

Б) Получить профессиональные знания по специальности

В) Затрудняюсь ответить

Г) Другое (укажите)___________________________________


4. Удовлетворены ли вы результатами своей учебы?

А) Да

Б) Нет

В) Не совсем


5. Стремитесь ли вы улучшить результаты своей учебы?

А) Да

Б) Нет


6. Можете ли вы сказать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии?

А) Да, я хорошо представляю свою будущую профессиональную деятельность

Б) У меня очень смутное представление о выбранной профессии

В) Я еще не задумывался о профессиональной деятельности

Г) Для меня важнее получить образование вообще, чем оценивать область профессиональной деятельности


7. Считаете ли Вы, что образовательный процесс способствует раскрытию и реализации ваших индивидуальных способностей?

А) Да

Б) Нет

В) Я имею смутное представление о своих индивидуальных способностях

Г) Считаю, что не развитие способностей определяет успех профессиональной деятельности, а реальные условия трудоустройства и построения карьеры.


8. Планируете ли вы после окончания колледжа продолжать обучение в высшем учебном заведении?

А) Да

Б) Нет

В) Еще не решил


9. Какими, по вашему мнению, чертами характера должен обладать в первую очередь профессионал по вашей специальности?

А) Коммуникабельность (общительность)

Б) Личная организованность и дисциплина

В) Кропотливость и усидчивость

Г) Высокий интеллектуальный потенциал


10. Считаете ли вы, что после окончания колледжа получите востребованную и престижную специальность?

А) Да

Б) Не уверен

В) Нет


11. Как вы думаете, сможете ли вы в перспективе найти работу по получаемой специальности?

А) Да

Б) Не уверен, но не исключаю такую возможность

В) Нет


12. Принимаете ли вы участие в общественной жизни колледжа?

А) Да

Б) Иногда

В) Нет


13. Какие методы поощрения студентов за результаты учебы и участие в общественной жизни, на ваш взгляд, самые лучшие?

А) Повышение стипендии

Б) Предоставление «выходных дней»

В) Аттестация по успешно изучаемым предметам «автоматом»

Г) Другие методы ___________________________________


14. Что является, по вашему мнению, главными причинами низкой успеваемости студентов?

А) Несистематическая работа в семестре

Б) Неэффективность аудиторных занятий

В) Завышенные требования преподавателей


15. Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени может способствовать повышению успеваемости студентов?

А) Систематическая работа студента на занятиях

Б) Постоянное ведение конспектов лекций

В) Методические материалы с типовыми задачами и примерами решений

Г) Другое (укажите)_____________________________________


16. Довольны ли Вы взаимоотношениями, сложившимися между студентами в группе?

А) Да

Б) Не всегда

В) Нет


17. Имеете ли Вы возможности для проявления самостоятельности и инициативы в процессе учебной деятельности?

А) Да

Б) Не всегда

В) Нет


18. Приходится ли вам совмещать работу с учебой? Если да, то связана ли ваша работа с получаемой специальностью?

А) Да, связана

Б) Не очень связана 

В) Никак не связана

Г) Не работаю


19. Ваш возраст ______ лет.


20. Курс _____________


21. Группа __________________

 

Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000.
  2. Якунин В.А. Педагогическая психология. – Санкт-Петербург: Полиус, 1998.
  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – М.:1997.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*