Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация производственного обучения по профессии НПО: "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

29.09.2014 811 1492
Гарипов Рашит Салихзянович
Гарипов Рашит Салихзянович, мастер производственного обучения высшей кв. категории, “Почетный работник среднего профессионального образования РФ ”За заслуги в области образования”

Арский агропромышленный профессиональный колледж

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального обучения направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

 

Профессия – род постоянной трудовой деятельности, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства.

 

Специальность (специализация) – вид трудовой деятельности, выделившийся внутри профессии. Характеризуется разрядом, классом, категорией.

 

Стандарты на профессии, по которым производится подготовка трактористов в системе начального профессионального образования, является государственными документами.

 

Сущность качества будущего тракториста, составляют основы его профессионального мастерства:

- качество выполнения учебно-производственных работ: выполнение технических требований к работе, соответствие ее установленным показателям и параметрам, получение устойчивых положительных результатов;

- производительность труда: выполнение установленных норм времени и выработки, способность ценить фактор времени, стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, способов организации труда;

- умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда передовиков и новаторов производства;

- умение выполнять работу с применением современной техники и технологий, технической культуры, технологической дисциплины;

- производственная самостоятельность, умение выбрать наиболее производительные способы учебно-производственных работ, наметить рациональный процесс их выполнения.

 

Самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение, осуществлять рациональный самоконтроль хода и результатов работы;

- сознательность выполнения работы: умение применять теоретические знания для решения практических задач;

- творческое отношение к труду: способность вносить в процессе выполнения учебно-производственных работ, новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда. Трудовые приемы, инструменты приспособления, стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации;

- культура труда: способность и привычка планировать свой труд, соблюдение технологической дисциплины и требований технической эстетики, умение рационально использовать рабочее время, рационально организовывать и содержать рабочее место в соответствии с требованием;

- соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ, правил охраны труда.

 

К решению этих задач сводится весь процесс производственного обучения, они составляют сущность обучающей деятельности мастера и учебной деятельности обучающихся.

 

В них сконцентрированы образовательные, воспитательные и развивающие функции процесса производственного обучения.

 

Для организации производственного обучения в настоящее время мастеру производственного обучения недостаточно опираться на имеющиеся знания и опыт, необходимо его педагогическое творчество. Формирование умений проектирования уроков является важной задачей при подготовке педагога профессионального обучения. В настоящее время в педагогической литературе и в высказываниях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Оно связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.В.С. Безрукова под термином «педагогическое проектирование» понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов. Педагогическое проектирование способствует созданию более техно­логичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу преподавателя и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска.Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как мастеров п/о, так и обучающихся. Посредством грамотно разработанных педагогиче­ских процессов, технологий и других объектов мастер п/о способствует развитию и саморазвитию личности обучающихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. Педагогическое проектирование  предполагает ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование.Педагогическое моделирование в нашем случае предполагает  разработку общей идеи, создание модели  технологии обучения и основных путей ее  реализации.Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования урока. Проект детализируется до базовых компонентов, до конкретных действий реальных участников педагогического процесса. Мастер производственного обучения, владея технологией проектирования, осмысленно может разрабатывать каждый компонент технологии обучения, а значит, может рассчитывать и на эффективность формируемых у обучающихся профессиональных умений и навыков. Все объекты педагогического проектирования тесно связаны между собой, так как педагогические процессы осуществляются в рамках определенных педагогических систем, а педагоги­ческие ситуации возникают в рамках конкретных педагогических процессов

 

В ГАОУ СПО «ААПК» будущие трактористы приобретают теоретические знания и умения качественно выполнять все механизированные работы, правильно эксплуатировать современные тракторы. В первый период практического обучения мастер старается выработать у обучающихся умение самостоятельно водить тракторы, а в дальнейшем – проводить техническое обслуживание, комплектовать и подготавливать их к работе. В процессе обучения мастер совершенствует физические, моральные качества обучающихся, воспитывают уважительное отношение к труду, гордость за звание тракториста, ответственность за порученное дело. Мастер производственного обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся и старается создать благоприятный режим труда и отдыха, пробуждает в обучающихся потребность в знаниях, интерес к профессии. Умелый показ производственных операций повышает эффективность обучения, пробуждает творческое мышление. Конечная цель занятий по подготовке трактора к работе - приобретение устойчивых навыков, умение применять свои знания на практике.

 

На первой стадии обучения, когда у обучающихся только начинает формироваться умение, больше внимания мастер обращает на точность и последовательность выполнения приемов вождения. Скорость выполнения операций в начале небольшая, наращивают ее постепенно. В практике применяется частый показ мастером выполняемых операций. Прежде, чем показать, как подготовить машину к работе мастер производственного обучения указывает, к чему может привести некачественная регулировка, смазывание или проверка креплений и сообщает от чего возникают поломки и аварии. При обучении вождению тракторов применяется индивидуальный подход. Обучащиеся по очереди выполняют задания по вождению. На индивидуальных занятиях по вождению тракторов мастер старается сформировать достаточно устойчивые навыки управления тракторами и контроля их работоспособности по показаниям специальных приборов.

 

Действия тракториста зависят от среды вождения и характеристик управляемой машины. Среда вождения обуславливается маршрутом, утвержденным в Гостехнадзоре. При вождении обучающиеся пользуются маршрутным листом, что дает положительные результаты в обучении. Для организации производственного обучения мастер у нас пользуются слесарной мастерской, автотрактородромом. Они образуют учебно-производственную зону. Прежде, чем обучать вождению, дети изучают на тренажерах органы управления и их действие. Вождению трактора обучают на полигоне. На участках полигона размечены маршруты. Маршруты позволяют с учетом внутри предметных и межпредметных связей предварительно представить ход урока и наметить распределение времени на инструктаж и самостоятельную работу обучающихся. По окончании тренировочных упражнений мастер выдает задание на контрольное упражнение. В заключительном инструктаже мастер подводит итог по проведенному уроку. Главный критерий при оценке успеваемости обучающегося - соблюдение последовательности операций и уверенность действий при пуске дизеля.

 

Неудовлетворительные оценки мы не ставим, а стараемся дорабатывать тему с обучающимися на подготовительных занятиях.

 

По окончании курса обучения проводится итоговая аттестация. Данные итоговой аттестации выпускников колледжа по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства " последних лет свидетельствуют о достаточно высоком и стабильном уровне их профессионализма.

 

Литература

  1. Безрукова В. С. Педагогика – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 119 с
  2. Ярошевич И. И., Ровнейко З. П., Методические рекомендации по организации урока производственного обучения. – Гр.: ОГУМЦ ПО, 2003г. -220с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*