Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация производственного обучения по профессии НПО: "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

29.09.2014 2058 4092
Гарипов Рашит Салихзянович
Гарипов Рашит Салихзянович, мастер производственного обучения

Арский агропромышленный профессиональный колледж

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального обучения направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

 

Профессия – род постоянной трудовой деятельности, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства.

 

Специальность (специализация) – вид трудовой деятельности, выделившийся внутри профессии. Характеризуется разрядом, классом, категорией.

 

Стандарты на профессии, по которым производится подготовка трактористов в системе начального профессионального образования, является государственными документами.

 

Сущность качества будущего тракториста, составляют основы его профессионального мастерства:

- качество выполнения учебно-производственных работ: выполнение технических требований к работе, соответствие ее установленным показателям и параметрам, получение устойчивых положительных результатов;

- производительность труда: выполнение установленных норм времени и выработки, способность ценить фактор времени, стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, способов организации труда;

- умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда передовиков и новаторов производства;

- умение выполнять работу с применением современной техники и технологий, технической культуры, технологической дисциплины;

- производственная самостоятельность, умение выбрать наиболее производительные способы учебно-производственных работ, наметить рациональный процесс их выполнения.

 

Самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение, осуществлять рациональный самоконтроль хода и результатов работы;

- сознательность выполнения работы: умение применять теоретические знания для решения практических задач;

- творческое отношение к труду: способность вносить в процессе выполнения учебно-производственных работ, новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда. Трудовые приемы, инструменты приспособления, стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации;

- культура труда: способность и привычка планировать свой труд, соблюдение технологической дисциплины и требований технической эстетики, умение рационально использовать рабочее время, рационально организовывать и содержать рабочее место в соответствии с требованием;

- соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ, правил охраны труда.

 

К решению этих задач сводится весь процесс производственного обучения, они составляют сущность обучающей деятельности мастера и учебной деятельности обучающихся.

 

В них сконцентрированы образовательные, воспитательные и развивающие функции процесса производственного обучения.

 

Для организации производственного обучения в настоящее время мастеру производственного обучения недостаточно опираться на имеющиеся знания и опыт, необходимо его педагогическое творчество. Формирование умений проектирования уроков является важной задачей при подготовке педагога профессионального обучения. В настоящее время в педагогической литературе и в высказываниях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Оно связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.В.С. Безрукова под термином «педагогическое проектирование» понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов. Педагогическое проектирование способствует созданию более техно­логичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу преподавателя и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска.Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как мастеров п/о, так и обучающихся. Посредством грамотно разработанных педагогиче­ских процессов, технологий и других объектов мастер п/о способствует развитию и саморазвитию личности обучающихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. Педагогическое проектирование  предполагает ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование.Педагогическое моделирование в нашем случае предполагает  разработку общей идеи, создание модели  технологии обучения и основных путей ее  реализации.Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования урока. Проект детализируется до базовых компонентов, до конкретных действий реальных участников педагогического процесса. Мастер производственного обучения, владея технологией проектирования, осмысленно может разрабатывать каждый компонент технологии обучения, а значит, может рассчитывать и на эффективность формируемых у обучающихся профессиональных умений и навыков. Все объекты педагогического проектирования тесно связаны между собой, так как педагогические процессы осуществляются в рамках определенных педагогических систем, а педагоги­ческие ситуации возникают в рамках конкретных педагогических процессов

 

В ГАОУ СПО «ААПК» будущие трактористы приобретают теоретические знания и умения качественно выполнять все механизированные работы, правильно эксплуатировать современные тракторы. В первый период практического обучения мастер старается выработать у обучающихся умение самостоятельно водить тракторы, а в дальнейшем – проводить техническое обслуживание, комплектовать и подготавливать их к работе. В процессе обучения мастер совершенствует физические, моральные качества обучающихся, воспитывают уважительное отношение к труду, гордость за звание тракториста, ответственность за порученное дело. Мастер производственного обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся и старается создать благоприятный режим труда и отдыха, пробуждает в обучающихся потребность в знаниях, интерес к профессии. Умелый показ производственных операций повышает эффективность обучения, пробуждает творческое мышление. Конечная цель занятий по подготовке трактора к работе - приобретение устойчивых навыков, умение применять свои знания на практике.

 

На первой стадии обучения, когда у обучающихся только начинает формироваться умение, больше внимания мастер обращает на точность и последовательность выполнения приемов вождения. Скорость выполнения операций в начале небольшая, наращивают ее постепенно. В практике применяется частый показ мастером выполняемых операций. Прежде, чем показать, как подготовить машину к работе мастер производственного обучения указывает, к чему может привести некачественная регулировка, смазывание или проверка креплений и сообщает от чего возникают поломки и аварии. При обучении вождению тракторов применяется индивидуальный подход. Обучащиеся по очереди выполняют задания по вождению. На индивидуальных занятиях по вождению тракторов мастер старается сформировать достаточно устойчивые навыки управления тракторами и контроля их работоспособности по показаниям специальных приборов.

 

Действия тракториста зависят от среды вождения и характеристик управляемой машины. Среда вождения обуславливается маршрутом, утвержденным в Гостехнадзоре. При вождении обучающиеся пользуются маршрутным листом, что дает положительные результаты в обучении. Для организации производственного обучения мастер у нас пользуются слесарной мастерской, автотрактородромом. Они образуют учебно-производственную зону. Прежде, чем обучать вождению, дети изучают на тренажерах органы управления и их действие. Вождению трактора обучают на полигоне. На участках полигона размечены маршруты. Маршруты позволяют с учетом внутри предметных и межпредметных связей предварительно представить ход урока и наметить распределение времени на инструктаж и самостоятельную работу обучающихся. По окончании тренировочных упражнений мастер выдает задание на контрольное упражнение. В заключительном инструктаже мастер подводит итог по проведенному уроку. Главный критерий при оценке успеваемости обучающегося - соблюдение последовательности операций и уверенность действий при пуске дизеля.

 

Неудовлетворительные оценки мы не ставим, а стараемся дорабатывать тему с обучающимися на подготовительных занятиях.

 

По окончании курса обучения проводится итоговая аттестация. Данные итоговой аттестации выпускников колледжа по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства " последних лет свидетельствуют о достаточно высоком и стабильном уровне их профессионализма.

 

Литература

  1. Безрукова В. С. Педагогика – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 119 с
  2. Ярошевич И. И., Ровнейко З. П., Методические рекомендации по организации урока производственного обучения. – Гр.: ОГУМЦ ПО, 2003г. -220с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*