Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация учебной практики с применением симуляционных технологий в профессиональном обучении специалистов сестринского дела

28.02.2024 66 71
Сабитова Вера Михайловна
Сабитова Вера Михайловна, преподаватель

Рубцовский медицинский колледж

Процесс внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных компетенций  обучающихся.

При этом формирование профессиональных компетенций немыслимо без правильной организации практических занятий, особенно на доклиническом этапе, когда вчерашние школьники впервые сталкиваются с отработкой медицинских манипуляций. 

Особенного внимания заслуживает, на мой взгляд, организация знятий по учебной и производственной практике, ведь эти виды практики  и предусмотрены для совершенствования умений и приобретения практического  опыта в рамкх освоения определнных видов профессиональной деятельности, обозначенных в программах профессиональных модулей. При этом производственная практика предусматривает обязательное освоение профессиональных компетенций в условиях клиники, в то время, как учебная практика может быть организована и на доклиническом этапе. На этом  этапе особенно актуальным становится использование симуляционных технологий.

Почти двадцатилетний опыт  преподавания сестринского ухода в педиатрии доказывает необходимость организации учебной практики именно в доклинических условиях, так как при  выходе на практику в стационар нередко приходилось сталкиваться с тем, что медицинские сестры и мамы маленьких пациентов зачастую не доверяли выполнение даже простейших манипуляций детям.  Разрешалось только смотреть, как выполняются манипуляции медицинскими работниками. Эту проблему решило открытие симуляционного центра в КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж».

В структуре симуляционногот центра предусмотрено отделение оказания педиатрической помощи, которое имитирует  палату, палату интенсивной терапии, поликлинику. Оно оснащено тренажерами разного уровня реалистичности и позволяет активно использовать интерактивные методы обучения.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо или чем-либо.

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом.

Симуляционное обучение – это организация учебного процесса, при котором студент действует в имитированной обстановке и знает об этом. В переводе с латинского термин симуля́ция (simulatio — видимость, притворство) - создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием. В нашем же случае симуляция - это имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (механической или компьютерной) системы.

Основной задачей при планировании занятия по учебной практике с применением симуляционно обучения является детальная разработка сценария занятия (кейсов), четкое планирование количества кейсов по теме в соответсвии с отведенным на занятие временем, распределение ролей между участниками.

Следующим, не менее важным  шагом является подготовка рабочей документации: учебно-методической (УМКТ занятия, методические рекомендации к выполнению заданий, образцы заполняемой документациии при проведении манипуляций) и контролирующей (оценочные листы, сводные оценочные листы, тесты для  итогового контроля).

Затем необходимо подготовить полный комплект оборудования, расходных материалов. Отработка манипуляций проводится на таких тренажерах как: полноростовой манекен человека, высокоинтеллектуальный манекн новорожденного,  манекен-симуляторребенка пяти лет, манекен-симулятор новорожденного.  Широко можно использовать технологию «Стандартизированный пациент».

При проведении спланированного занятия важно четко следовать намеченному плану, не отступая ни на минуту. Обязательными компонентами являются брифинг и дибриифинг, само- и взаимооценка обучющимися результатов своей деятельнолсти на занятии.

Таким образом,  практическое обучение на базе учебного заведения организуется посредством внедрения симуляционных технологий, как этапа подготовки  к производственной практике на базе медицинских организаций.

Качество такого обучения зависит от полноты и реалистичности моделирования конкретной рабочей ситуации. Симуляционные технологии дают возможность не только закрепить необходимые теоретические знания и практические умения, довести их до автоматизма, но и  научить студента действовать системно: планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность.

Применение симуляционных технологий позволяет сформировать не только профессиональные, но и такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента.

С этической точки зрения важнейшим преимуществом симуляционной технологии является обучение без нанесения вреда пациенту и снятие тревоги и боязни у студента совершить непоправимую ошибку.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что симуляционные технологии позволяют повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация учебной практики с применением симуляционных технологий в профессиональном обучении специалистов сестринского дела




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*