Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Направления формирования профессиональных компетенций посредством практической деятельности

29.09.2014 287 565
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель, заслуженный учитель РФ, к.п.н.

Кожемяко Николай Николаевич
Кожемяко Николай Николаевич, директор, заслуженный учитель РФ

Пухоленко Людмила Викторовна
Пухоленко Людмила Викторовна, преподаватель

Мариинский политехнический техникум

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [1].

 

В связи с требованиями ФГОС СПО к общей образованности выпускников, обеспечению их конкурентоспособности в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования, формированию профессиональных компетенций, составляющих основу их дальнейшего саморазвития, необходимо создание в образовательном процессе элементов будущей профессиональной деятельности, что формирует профессиональную мотивацию и профессиональную направленность будущих специалистов [2].

 

Осуществление профессиональной деятельности в рамках получаемой профессии полностью осуществимо в учебно-производственных мастерских техникума, имеющих соответствующую материально-техническую базу: деревообрабатывающее оборудование, контрольно-измерительные инструменты и приборы, предназначенные для производственного обучения.

 

В мастерских студенты проходят практики: учебные, по профилю специальности (производственные), преддипломные (квалификационные); приобретают рабочие профессии (12948 Контролер деревообрабатывающего производства, 18783 Станочник деревообрабатывающих станков, 18161 Сборщик изделий из древесины); участвуют в предпринимательской деятельности; занимаются научно-исследовательской, творческой деятельностью в процессе разработки и выпуска изделий из древесины с позиционированием их на выставках разного уровня.

 

Основной профессиональной  образовательной программой ФГОС СПО по специальности 250401 Технология деревообработки предусмотрено овладение студентами видами профессиональной деятельности:

- ПМ 01. Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств;

- ПМ 02. Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства;

- ПМ 03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих [2].

 

С целью эффективного вхождения в новые стандарты, учетом профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, запросов работодателей, особенностей развития региона, техники, технологий необходимо постоянное развитие и совершенствование материально-технической базы учебно-производственных мастерских:

- оснащение современными, высококачественными дереворежущими инструментами деревообрабатывающего оборудования;

- применение комбинированных деревообрабатывающих станков, выполняющих несколько технологических операций [3];

- использование высокоточных контрольно-измерительных инструментов и приборов в процессе контроля технологических операций, качества производства изделий [4].

 

Внедрение современных средств технологического оснащения отвечает требованиями современных условий производства: повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции на 9-11% при повышении ее качества, позволяет рационально использовать древесину с уменьшением отходов обработки,  дает возможность разработки и апробации новых моделей мебели, столярно-строительных изделий.

 

Таблица 1 Виды деятельности

Виды деятельности

Курс

Ожидаемый результат

Формируемые ПК

Готовность к профессиональной деятельности

Совершенствование учебно-материальной базы УПМ

1. Знакомство с учебно-производственными мастерскими (УПМ), изделиями из древесины

1

 

Понятие сущности профессии, вызов потребности в овладении профессией

Современное материально-техническое оснащение УПМ

2. Прохождение практик в рамках профессиональных модулей ПМ01, ПМ03:

 

 

 

 

учебная

2-4

ПК 1.1

Овладение практическим опытом пооперационного контроля качества и готовых изделий, практико-ориентированная подготовка.

Высокоточные контрольно-измерительные инструменты, приборы: электронный цифровой штангенциркуль с глубинометром Kromatech, бесконтактный электронный влагомер древесины Wagner MMC220

производственная

3-4

ПК 1.2, ПК 1.3

Познавательно-профессиональная деятельность в производстве столярно-строительных изделий, мебели, разработка и изготовление высокохудожественной продукции. Овладение рабочими профессиями: контролер деревообрабатывающего производства, станочник  деревообрабатывающих станков, сборщик изделий из древесины.

Высококачественные дереворежущие инструменты: комбинированные фрезы, сверла. Комбинированный деревообрабатывающий станок К 5-400. Мобильная аспирационная система: пылеулавливающий агрегат ПК-2200

Работа кружков, клубов: «Деревообработчик», «Технолог», научно-исследовательского клуба «Интеллектуал»

2-4

ПК 1.1-1.5

Овладение практическим опытом, приобретение знаний, умений.

Высококачественные дереворежущие инструменты. Комбинированный деревообрабатывающий станок К 5-400. Мобильная аспирационная система.

4. Участие в выставках: международная выставка «Лесдревпром» в г. Кемерове; «Кузбасский форум»; областная рождественская  выставка-ярмарка, областная выставка творческих работ студентов учреждений СПО Кемеровской области (Север Кузбасса), Общетехникумовская в ГОУ СПО «МЛТТ»  при проведении недели «Технолога»  

 

ПК 1.1. -1.5,

ПК 3.1 - 3.3

Разработка и представление оригинальной, высокого качества продукции. Воспитание, развитие творческой личности

Высококачественные дереворежущие инструменты. Комбинированный деревообрабатывающий станок К 5-400. Мобильная аспирационная система.

5. Выполнение курсовых проектов

4

ПК 1.1-1.5

Разработка и изготовление изделия по теме проекта. Самооценка курсового проекта

Высококачественные дереворежущие инструменты. Комбинированный деревообрабатывающий станок К 5-400. Мобильная аспирационная система.

6. Проведение конкурсов по приобретаемой профессии «Лучший контролер», «Лучший станочник», «Лучший техник-технолог».

4

ПК 3.1, ПК 3.2. ПК 3.3

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Высококачественные дереворежущие инструменты. Комбинированный деревообрабатывающий станок К 5-400. Мобильная аспирационная система.

7. Выполнение дипломных проектов

4

ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.3

Разработка и изготовление изделия по теме проекта –профессиональная мобильность.

Выпуск квалифицированного специалиста

Высококачественные дереворежущие инструменты. Комбинированный деревообрабатывающий станок К 5-400. Мобильная аспирационная система.

 

При эффективно организованном образовательном процессе в учебно-производственных мастерских студенты успешно овладевают профессиональными компетенциями в процессе профессиональной деятельности, приобретая при этом:

- высокое профессиональное мастерство и качество труда;

- потенциал креативной самореализации;

- способность самостоятельно планировать, принимать, контролировать решения;

- возможность предвидеть и анализировать результаты деятельности, что обосновано требованиями современного рынка труда.

 

Выпускники техникума, имеющие качественную профессиональную подготовку, соответствуют запросам работодателей, особенностям развития региона [2], что значительно повышает роль учебно-производственных мастерских в профессиональной подготовке современных квалифицированных специалистов.

 

В Кемеровской области ведется строительство крупного комплекса Анжерского фанерного комбината (более 1000 чел.), планируется строительство Мариинского плиточного комбината (МПК, первая очередь более 550 чел.), поэтому имеются перспективы трудоустройства выпускников техникума, как высококвалифицированных специалистов.

 

Материалы федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования позволяют считать, что студенты учреждений среднего профессионального образования должны быть активно включены в профессиональную деятельность. При этом деятельность студентов по овладению профессией предполагает познание ее на современном практическом уровне, что во многом определяется  состоянием материально-технической базы учебно-производственных мастерских.

 

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск, 2013. – 128 с. – (Кодексы. Законы. Нормы.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/.

3. Деревообрабатывающие станки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rustan.ru/kombinirovannyi-derevoobrabatyvayushchii-stanok-k5-400.htm

4. Дереворежущий инструмент. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vniiinstrument.ru/production/woodcut/woodcut.php

5. Фокин С. В., Шпортько О. Н. Деревообработка. Технологии и оборудование Издательство: Феникс  Серия: Среднее профессиональное образование; 2012 . - 352 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*