Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экспериментальная работа на тему: «Организация учебных занятий по математике с использованием игровых технологий»

19.10.2011 748 1 5504
Захарова Галина Михайловна
Захарова Галина Михайловна, преподаватель математики

Мариинский политехнический техникум

Предмет математики

настолько серьезен, что

полезно не упускать случаев

делать его немного

занимательным.

 

Б. Паскаль




Математика является универсальным языком, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе ее роль в развитии общества резко возрастает, это приводит к усилению значимости математической подготовки всех специалистов, в том числе и специалистов среднего звена. Однако преподавать математику в среднем специальном учебном заведении стало намного труднее.

Во-первых, - острый дефицит учебного времени: сокращено количество часов на изучение дисциплины;

во-вторых, – очевидно несоответствие школьных базовых знаний и требований программного материала;

в-третьих, – по последним статистическим данным здоровых первокурсников к нам приходит учиться не более 5 %.


В связи с этим,возникла необходимость поиска новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.Кроме того, оказали бы помощь педагогу в достижении следующих целей: 1) привитие интереса к дисциплине; 2) добиваться прочного и сознательного овладения знаниями, умениями и навыками; 3) развитие творческих способностей.


Можно воспользоваться важной и неизбежной новацией, которая врывается в образование и воспитание независимо от нас, но уже от нас зависит, сделать ее полезной и эффективной. Я имею в виду компьютеризацию обучения. Казалось бы, преподавателям математики это особенно близко. По традиции прошлого века главным рабочим инструментом педагога были мел и тряпка. Были, правда, и таблицы, и слайды, но это не было главным. Сейчас в нашем распоряжении современная аудио и видеотехника, разнообразные учебные компьютерные программы, Интернет - ресурсы. Электронные носители вытесняют бумажные. Я считаю, что для школьного обучения и семейного воспитания нельзя этим слишком увлекаться. Во всем мире (и у нас – в самой когда-то читающей стране) дети разучились, да и не любят читать. Учитель математики не сможет научить ребенка решать математические задачи, если тот не понимает смысла, не умеет прочитать текст условия задачи. На мой взгляд, над этим следует задуматься и сделать вывод, что будущее не за учебным компьютером, не за электронным учебником, а за педагогически грамотно компьютерно оформленным обычным учебником, за методикой обучения математике, активно и эффективно использующей компьютерную технику для оснащения учебного процесса, и, конечно же, за живым словом преподавателя, которого никогда не заменит даже самый совершенный компьютер.


Все это, вместе взятое,подтолкнуло меня к проведению эксперимента по использованию игровых технологий в организации учебных занятий по математике.


Китайская пословица гласит: «Скажите мне – я забуду. Покажите мне - я запомню. Вовлеките меня – я пойму», и я решила вовлечь ребят в игру.

Для проведения эксперимента я выбрала группу ЭП-11

(специальность: экономика и бухгалтерский учёт). С помощью педагога – психолога определила степень интеллекта группы в целом (немного выше среднего) и каждого студента в отдельности. Затем, поставила перед собой

цель: используя игровые технологии и соединяя их с различными формами, методами и средствами обучения, дать возможность студентам овладеть математическими знаниями с большим интересом, испытать и осознать притягательные стороны данной дисциплины, оказать помощь в преодоление трудностей.


Определила следующие задачи:

  1. учить логически мыслить, познавать и запоминать новое, делать умозаключения, выводы, обобщать и систематизировать полученные знания;
  2. развивать внимание, интуицию, навыки самостоятельного поиска решения задач и упражнений, интерес к более глубокому познанию, творческие способности;
  3. воспитывать культуру математического мышления, культуру общения, трудолюбие и честность.

Выбрала главные принципы общения со студентами:

  • принцип сотворчества (сотрудничество и творчество);
  • принцип успешности;
  • принцип обратной связи.

Экспериментальную работу начала с первого занятия: познакомилась с группой с помощью дидактической игры «Покажи свои знания». Цель: играя, проверяем, что умеем и что знаем. Игра дала возможность первокурсникам быть непринуждёнными, быстро познакомиться и отчасти объединиться в единый дружный коллектив. С этого же момента начался дифференцированный подход к обучению математике.


На протяжении всего курса обучения математике дидактические игры использовала часто и на различных этапах урока.


Начала работу с определения дидактической игры, её места и роли в процессе обучения математике.


Под дидактической игрой понимается игра, используемая в целях обучения и воспитания. Игровое занятие – занятие, пронизанное элементами игры или содержащее игровую ситуацию. Эффективность дидактических игр состоит в том, что они рассчитаны на более широкий диапазон мотивов. Например, у студентов, не имеющих познавательных интересов, дидактические игры могут вызвать игровой мотив, деятельность будет творческой; для студентов с устойчивыми интересами игровой мотив будет лишь подкреплением к мотивам познавательным.


Определила, в чем состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.


Основные структурные компоненты дидактической игры – это игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат игры.


Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной целью обучения и соответствующего ей педагогического результата.


Рассмотрела более подробно структурные компоненты дидактической игры.


Игровой замысел – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.


Правила, которые определяют порядок действий и поведение ребят в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом урока и индивидуальных возможностей студентов. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого студента чувства успеха и удовлетворенности. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.


Правилами игры регламентируются игровые действия. Они способствуют познавательной активности студентов, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задач и примеров.


Основной дидактической игры является познавательное содержание . Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые необходимы при решении учебной проблемы, поставленной игрой.


Оборудование дидактической игры включает в себя в основном оборудование урока. Это наличие технических средств, атрибутов игры. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, плакаты, модели; дидактический раздаточный материал.


Любая дидактическая игра должна иметь определенный результат, который является финалом, придает игре законченность и дает студентам моральное и умственное удовлетворение. Для преподавателя результат игры – это, прежде всего, решение поставленной учебной задачи. Кроме того, он является показателем уровня достижений студентов или в усвоении знаний, или в их применении.


Все вышеперечисленные структурные элементы взаимосвязаны между собой. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру,составляла краткую характеристику её проведения (сценарий), указывала временные рамки, учитывая уровень знаний студентов, реализовывала по возможности межпредметные связи.


Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает ее организованность, эффективность, приводит к желаемому результату.


При организации дидактических игр с математическим содержанием продумывала следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики освоят студенты в процессе игры? Какому моменту надо уделить особое внимание? Какова воспитательная цель игры?
  2. Определить количество играющих.
  3. Как с наименьшей затратой времени познакомить с правилами игры?
  4. Какие дидактические материалы, наглядные пособия и атрибуты понадобятся для игры?
  5. Определить время игры.
  6. Постараться обеспечить участие всех студентов в игре.
  7. Какие изменения можно внести, чтобы повысить интерес и активность игроков?
  8. Какие выводы следует сделать в заключение, после игры (лучшие моменты, недочеты, результат усвоения математических знаний, оценки участникам, замечания по нарушению дисциплины).

Определила место дидактической игры в структуре урока и пришла к следующему выводу: целесообразность использования игр на различных этапах урока различна.Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяются на повторительно-обобщающих занятиях, при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.


Определение места дидактической игры в структуре урока во многом зависит от правильного понимания педагогом функций игр и их классификации. Коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, обучающие, контролирующие и обобщающие игры.


Обучающей будет игра, если студенты, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Например, при изучении темы «Цилиндр и его свойства» провожу игру «Конкурс рекламы». Цель: уметь самостоятельно добывать знания; развивать творческие способности студентов; активизировать деятельность в процессе обучения. Знакомство с цилиндром и его основными элементами и свойствами проводится в игре. Организационный момент: за неделю до изучения данной темы студенты группы разбиваются на подгруппы – «рекламные агентства»; назначаются директора и даётся домашнее задание: самостоятельно по учебникам (рекомендую несколько учебников и дополнительную литературу) изучить данный материал и сделать на него рекламу. Участвуя в игре и в её подготовке, студенты вынуждены приобрести новые знания, к тому же игра побуждает к проявлению творческих способностей, которые демонстрируются в самых различных формах: сказках, частушках, плакатах, компьютерных презентациях и т.д. Итог игры: на основе представленных реклам сформулировать определение цилиндра, перечислить его основные элементы и свойства и продолжить изучение темы.


Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в такой игре каждому студенту необходима определенная математическая подготовка. Например, закончив изучение раздела «Интеграл и его приложения», провожу игру «Математическое многоборье». Цель: проверка результатов обучения. Этапы игры: «разминка» - проверяю знание формул интегрирования, «эстафета» - нахождение неопределённого интеграла, «марафон» - вычисление определённого интеграла, «бег с препятствиями» - решение задач на нахождение пути, «тяжёлая атлетика» - решение задач на нахождение работы силы.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний, что способствует установлению межпредметных связей. Данные игры направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Например, в конце первого семестра провожу повторительно – обобщающий урок в виде игры «Слабое звено».


Установила, что при организации игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1. Правила игры должны быть простыми, четко сформулированными, а математическое содержание материала доступно пониманию студентов.
  2. Игра должна активизировать мыслительную деятельность, развивать математическую зоркость и внимание.
  3. При проведении игры, связанной с соревнованием команд, необходимо обеспечить контроль за ее результатами, а учет должен быть открытым, ясным и справедливым.
  4. Каждый студент должен быть активным участникам игры, в противном случае интерес к игре снижается.
  5. По содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
  6. При проведении уроков по математике игровой характер должен иметь определенную меру.
  7. Используемый дидактический материал и атрибуты должны быть удобными.
  8. В процессе игры ребята должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь должна быть правильной, четкой, краткой.
  9. Любую игру необходимо закончить на данном уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Первые результаты эксперимента позволили мне сделать следующий вывод: в коллективных игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение студентов к научно-техническому творчеству, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в группе, а главное – обучение математике.


Подростковый возраст известен как «возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию»…, а поэтому интеллектуальные игры вызывают большой интерес. Большинство из них можно отнести к тихим играм, или, как их ещё называют настольными. Они применяются на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов. Мой эксперимент показал, что игра для студентов 1-х и 2-х курсов является одной из самых привлекательных форм деятельности, и поэтому я старалась искать возможности применения её в подготовке студентов к усвоению важных математических идей, т.е. обучать математике в процессе игры. Настольные игры служат хорошим средством перехода от одной умственной работы к другой.


В моей методической копилке имеются созданные мною различные настольные игры. Например, «Индивидуальное лото», «Магический квадрат», «Логарифмическое домино», «Кодированные упражнения», «Геометрическая загадка», «Займи пьедестал первым», «Каждой фигуре своё место», «Погадай на ромашке» и другие.


Кроме того, имеется компьютерный вариант игр, созданных в программе PowerPoint: «Заколдованный круг», «Карусель».


Мониторинг первого эксперимента показал следующие результаты:

 

 

Успеваемость

Входное

тестирование

(I неделя сентября)

Рубежное

тестирование

(I неделя декабря)

 

I семестр

 

II семестр

 

III семестр

Общая

40%

66,7%

97,6%

!00%

100%

Качественная

20%

22,2%

39%

44,4%

48%

Средний бал

2,7

3,1

3,3

3,56

3,64

 

Я пришла к выводу, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность студентов, делают восприятие более активным, творческим, эмоциональным, достойным пониманию.


В дальнейшем, мой многолетний опыт показал, что наибольший эффект игры дают в группах, где студенты с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к дисциплине, для которых математика кажется сухой и скучной наукой. Создание же даже незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к дисциплине, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь, а самое главное – снимает утомление и имеет здоровьесберегающую направленность.


Таким образом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания студентов, потому что их систематическое использование на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебой и познавательной деятельности студентов, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.

Результат своего многолетнего опыта я изложила в методическом пособии «Дидактические игры на уроках математики», адресованном преподавателям математики (приложение). С целью обмена опытом публикую статьи в журналах «Специалист», «Образование. Карьера. Общество»,на протяжении многих лет принимаю участие во Всероссийском Фестивале «Открытый урок», в научно-практических конференциях различного уровня: городских, областных, межрегиональных, всероссийских.


Приложение

 

УДК 371.3

ББК 74.26

Д – 44

Дидактические игры на уроках математики: Пособие для преподавателей / Сост. Г.М. Захарова– Кемерово: Изд–во Кемеровск. гос. проф.–пед. колледжа, 2005. – 78 с.

Рецензенты:

Черноусова Н. Г.,

старший преподаватель кафедры математики и информатики Сибирского

государственного технологического университета

Шишкина Н. Г.,

преподаватель высшей квалификационной категории Современного гуманитарного института


Данное пособие адресовано преподавателям Математики средних специальных учебных заведений.


В нём показана роль и место дидактической игры в процессе обучения и воспитания студентов. Кроме того, представлены различные виды игр, содержание которых охватывает основной материал курса математики первого года обучения.


Подробное описание игр позволяет преподавателям применять их на уроках и на внеклассных занятиях для активизации познавательной деятельности студентов. Предложенные в пособии дидактические игры разработаны на основе многолетнего опыта работы. Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный математический материал. Кроме того, вышеперечисленные игры имеют здоровьесберегающую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда и повышают работоспособность студентов на уроке.


Рекомендовано к изданию Советом директоров


ГОУ СПО Кемеровской области в качестве методического пособия

для преподавателей математики образовательных учреждений среднего профессионального образования Кемеровской области

 

Протокол № 18от 12.03.2005г.

© Г.М. Захарова, составление, 2005 г.

 

 

Лицензия на издательскую деятельность ЛР №021345

 

Примеры настольных дидактических игр


«Логарифмическое домино»

Тема: «Логарифмирование и потенцирование»

В отдельном мешочке студентам предлагаются косточки (деревянные, пластиковые, из пенопласта или др), на которых записаны алгебраические выражения, логарифмические, знаки равенства, действий сложения и вычитания и пустые. К ним прилагается карта с правилами игры:

 

I вариант    

 

 

II вариант

 
    • Разложите перед собой косточки лицевой стороной кверху, Затем, среди них найдите алгебраическое выражение и прологарифмируйте его.
    • Составьте из имеющихся косточек с логарифмами их сумму и разность. Затем, выполните потенцирование и результат запишите на свободной косточке.
    • Играют 2-3 человека по правилу игры «Домино».


 

 «Погадай на ромашке»

В специальном конверте студенту предлагается набор карточек – лепестков. Обычно их больше, чем ответов на большой карте-ромашке, котораятоже вложена вконверт. Например, большая карта-ромашка состоит из лепестков, а у студента 10-12 малых лепестков тех же размеров, с записанными на них упражнениями. Студент берет из конверта малый лепесток, решает пример и накрывает им соответствующий ответ на ромашке. Лепесток накладывают лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных лепестков, составляют условный шифр; в данном случае это цвет ромашки:

 

Контрольная ромашка учителя



 

Примечание к правилам игры: цифры в середине ромашки не

закрывать.


Пример. Тема: «Решение показательных уравнений и неравенств»

 


 

Карта с ответами                                       Лепестки с заданиями



Назад к списку

Комментарии
Эксперимент удался, работа пользуется популярностью. Очень даже интересно.
Наталья Юрьевна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*