Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кризисы в профессиональном развитии педагога профессионального образования

20.02.2024 199 240
Сидоренко Юлия Эдуардовна
Сидоренко Юлия Эдуардовна, преподаватель

Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения

Образование выступает одной из важнейших отраслей человеческой деятельности. В мировом образовательном пространстве складываются позитивные тенденции, ориентированные на обеспечение нового качественного уровня системы образования. При этом центральной фигурой в осуществлении образовательных реформ был и остается учитель. Социальный заказ государства, обращенный к учителю, прежде всего, заключается в том, чтобы шла подготовка высокообразованных, компетентных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются академической и социальной мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важное место в профессиональном развитии педагога принадлежит кризисам. Кризисы профессионального развития выражаются в изменении темпа и вектора профессионального становления личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социальнопрофессиональной позиции Кризис профессионального развития может рассматриваться как новый виток, переход на следующий этап профессиональной деятельности. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии.

По мнению автора исследований В.Прокопюк, кризис профессионального развития - состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Таких кризисов представлено три.

  1. Кризис профессиональной адаптации. Происходит в период смены места работы, рода профессиональной деятельности (повышение по службе), как правило, возникает у молодых специалистов, работающих творчески, и связан с "человеческой спецификой" учительской профессии: войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, пола, статуса; войти в ученический и родительский коллективы; проверить на истинность собственные знания и имеющийся опыт и т.д.
  2. Кризис рутинной работы. По результатам исследований кризис возникает у педагогов обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, как правило, имеющих 10-15 лет стажа, полностью "отдающих себя работе". В этот период в психике учителей могут возникнуть деструктивные образования ("выработался", "сгорел", "устал", "не вижу перспектив для дальнейшего роста"), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация. Последствия данного кризиса таковы, что педагог превращается постепенно в формалиста, постоянно испытывая монотонность и механичность работы; глубокое чувство неудовлетворенности; потерю в возможность реализоваться; потерю стимула к обновлению и развитию. Такие проявления перерастают зачастую в нежелание и даже отрицание каких-либо инноваций и профессионального роста и приводит к увольнению специалиста.
  3. Кризис завершения профессиональной активности Педагоги, проходящие этот кризис, обладают богатым опытом работы и сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей работы. Вынужденность подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации учительского труда) может дополнительно углублять чувство неудовлетворенности. Степень переживания данного кризиса зависят от системы ценностей данной личности, определения смысла профессиональной деятельности в соотношении с современными требованиями, открытости к сотрудничеству и доброжелательного принятия помощи, нахождении новых возможностей применения своего опыта. Однако, в ситуациях, где педагог отрицает любую помощь, уверен в том, что его учили и изменять ничего не надо, кризис усугубляется, переводя учителя в состояние обиды, нетерпимости, замкнутости или агрессии.

Однако в изучении данного вопроса наиболее полную и четкую периодизацию кризисов профессионального развития в своих работах предлагают Абраумова А.Г., В.Прокопюк, С.А.Беличева. Кризисы профессионального развития делятся на следующие этапы:

1) юношеский кризис (годы студенчества). Это формирование и понимание своих ценностей, способностей. Это период, когда молодые люди имеют о профессии идеализированные мечты и представления.

2) кризис профессиональных ожиданий – 21-22 г. Это начало самостоятельной работы и первое столкновение с реалиями профессии. В этот период человек может быть разочарован в выборе профессии, у него могут появиться сомнения в правильности своего выбора, т. к не совпала реальность и идеалистические представления о профессии. И в этом случае поспешное увольнение – не лучший способ. Полезнее будет присмотреться к организации, увидеть в своей работе плюсы и минусу, продумать план дальнейшего роста, активизировать свои профессиональные амбиции, проанализировать, сможет ли эта компания быть местом, где эти амбиции удовлетворятся.

3) кризис профессиональных амбиций - 23-25 лет. В этот период у многих идет создание семьи, увеличиваются расходы, появляется потребность в бОльшем доходе. У некоторых начинается неудовлетворенность своими профессиональными достижениями, карьерные амбции. На этом этапе так же полезно подробно выстраивать свои карьерные планы и перспективы, повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. На этом этапе уже можно менять место работы и род занятий.

4) кризис карьеры – 30-33 г. На этом этапе может быть ощущение, что развитие прекоатилось, ощущается неудовлетворенность своим профессиональным положением. Человек начинает переосмыслять свое место в этом мире. Здесь может быть полезным освоение новой специальности, повышение квалификации.

5) кризис профессиональной самореализации -38-42 года. К этому времени у человека уже прочно сложившийся профессиональный статус и далеко не всегда он высок. В связи с этим у человека может появиться недовольство и этим статусом и собой. Появляется тревога, депрессия. К тому же начинаются возрастные изменения здоровья, человек четче видит и понимает свои ограничения. Свое влияние оказывает и профдеформация. Способ справиться с этим – овладение новыми технологиями, наставничество (уже накоплен некоторый профессиональный опыт и человеку есть чем поделиться. Многие в этом возрасте пишут диссертации).

6) угасание профессиональной деятельности – 55-60 лет. Человек ожидает свой уход на пенсию, после которого у него сменится социальная роль и многих это пугает. Профессиональные возможности сужаются, резко сужается круг социально общение, снижается статус. Способ справляться – активная жизнь вне профессиональной области – хобби, дача, внуки. Поддержание теплых отношений с окружающими, общение с теми, на кого раньше не хватало времени.

7) кризис психологической адекватности и интегрирования опыта – 65-70 лет. У человека появляется намного больше свободного времени, но вместе с тем резко сокращаются финансовые возможности. В этот период человек утрачивает многих из своих друзей, появляется чувство ненужности. Способ справляться – новые виды деятельности (хобби, написание каких-то воспоминаний о своей жизни, нарисовать генеалогическое древо для внуков, дача, походы в музеи и театры).

Отношение личности к кризисам может быть нейтральным, что приводит к апатии, профессиональной пассивности. В таком случае личность стремится реализовать себя не в профессиональной деятельности (хобби, безделье, алкоголь и т. п.). Все это не способствует развитию личности в профессиональном плане. Конструктивные пути предполагают развитие личности в профессиональной деятельности (повышение квалификации, поиск новых способов деятельности, смена места работы и пр.).

Под профессиональными деформациями пони­мается деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разно­направленными онтогенетическими изменениями, воз­растной динамикой, содержанием профессии, социаль­ной средой, жизненно важными событиями и случай­ными моментами.

Каждая профессия имеет свой ансамбль деформа­ций. Исследования профессионального становления педагогов привели к выделению следующих деформа­ций: авторитарности, педагогического догматизма, индифферентности, консерватизма, ролевого экспан­сионизма, социального лицемерия, поведенческого трансфера.

В наибольшей степени професси­ональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда.

Исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной дея­тельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятель­ности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатиро­вать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессио­нальных деструкции.

Профессиональные деформа­ции по-разному выражаются у представителей раз­личных профессий.

Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:

■ отставание, замедление профессионального разви­тия сравнительно с возрастными и социальными нормами;

■ дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как след­ствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

■ низкую профессиональную мобильность, неуме­ние приспособиться к новым условиям труда и де­задаптацию;

■ рассогласованность отдельных звеньев професси­онального развития, когда одна сфера как бы забе­гает вперед, а другая отстает (например, мотива­ция к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального созна­ния);

■ ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профес­сионального мышления;

■ искаженное профессиональное развитие, появле­ние ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

■ появление деформаций личности (например, эмо­ционального истощения и выгорания, а также ущер­бной профессиональной позиции);

■ прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери тру­доспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие професси­ональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую на­пряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

Сенситивными периодами образования профес­сиональных деформаций являются кризисы професси­онального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную на­правленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональ­ную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.

  1. Психологические детерминанты профессиональных де­формаций личности.

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

■ объективные, связанные с социально-профессио­нальной средой: социально-экономической ситуа­цией, имиджем и характером профессии, профес­сионально-пространственной средой;

■ субъективные, обусловленные особенностями лич­ности и характером профессиональных взаимоот­ношений;

■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацей профессионального процесса, ка­чеством управления, профессионализмом руково­дителей.

Э.Ф.Зеер выделяет следующие психологические детерминанты де­формаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

  1. Предпосылки развития профессиональных де­формаций коренятся уже в мотивах выбора профес­сии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значи­мость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
  2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в само­стоятельную профессиональную жизнь. Профессио­нальная реальность сильно отличается от представле­ния, сформировавшегося у выпускника профессио­нального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кар­динальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профес­сиональной дезадаптации личности.
  3. В процессе выполнения профессиональной дея­тельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществле­ния профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной дея­тельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля дея­тельности. Можно констатировать, что профессиональ­ные стереотипы обладают несомненными достоинства­ми для человека и являются основой образования мно­гих профессиональных деструкции личности.
  4. К психологическим детерминантам профессио­нальных деформаций относятся разные формы психо­логической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопре­деленностью, вызывающей психическую напряжен­ность, часто сопровождаются отрицательными эмоци­ями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступа­ют в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защи­ты на образование профессиональных деструкции влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
  5. Развитию профессиональных деформаций спо­собствует эмоциональная напряженность професси­онального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы сни­жают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкции.

Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражитель­ности, перевозбуждению, тревожности, нервным сры­вам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управлен­цев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.

  1. В исследованиях Н.В.Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на ста­дии профессионализации по мере становления инди­видуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального разви­тия. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способ­ствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.
  2. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показыва­ют, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа произ­водственных ситуаций. Невостребованные интеллек­туальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением професси­ональных проблем, поддерживается на высоком уров­не до конца их профессиональной жизни.
  3. Деформации обусловлены также тем, что у каждо­го человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-професси­ональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятель­ностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низ­кой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.
  4. Факторами, инициирующими развитие профес­сиональных деформаций, являются различные акцен­туации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индиви­дуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каж­дого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятель­ности и профессиональном поведении. Другими сло­вами, профессиональные акцентуации — это чрезмер­ное усиление некоторых черт характера, а также от­дельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
  5. Фактором, инициирующим образование дефор­маций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтоло­гии отмечают следующие виды и признаки психологи­ческого старения человека:

Знание психологических особенностей кризисов профессионального становления личности может существенно облегчить жизнь человека и способствует его карьере. Как представители профессии типа «человек – человек» педагоги, чтобы быть профессионально успешными, должны развивать в себе такие профессиональные значимые умения и качества личности, как: интерес к другому человеку, стремление к общению и коммуникабельность; эмпатичность, отзывчивость, доброжелательность и бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми; рефлексивность, хорошая саморегуляция, выдержка, собранность, пунктуальность; адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие на окружающих.

Литература

Захарова Е.В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. 

Зеер Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2015.

Калашникова О.В. Значение способности к рефлексии в решении проблем профессиональных кризисов в педагогической деятельности. /Открытое знание -2018

Кунаковская Л.А. Деструктивные проявления в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа. /Преподаватель ХХI век – 2016

Садовникова Н. О. Преодоление педагогами барьеров профессионального развития: деятельностный подход. /Современные проблемы науки и образования- 2014, №5

Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки / Н. О. Садовникова // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59).

 Сапего Е.И. Интердетерминанты профессиональной деформации личности педагогов// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского педагогического университета. 2015. 

Тришина О.Ю. Влияние профессиональных кризисов на профессиональное становление преподавателя технического ВУЗа/ Педагогика высшей школы- 2014

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Кризисы в профессиональном развитии педагога профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*