Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО

17.09.2014 280 759
Ваулина Татьяна Владимировна
Ваулина Татьяна Владимировна, преподаватель анатомии

Амурский медицинский колледж

Модернизация профессионального образования предполагает выдвижение новых целей, одной из которых является подготовка мобильного конкурентоспособного выпускника, обладающего ключевыми компетенциями. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Любой вид знаний, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

 

Не секрет, что значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается с различных и доступных источников. Активизировать самостоятельную работу в образовательном процессе – значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий субъектов на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции.

 

Самостоятельная работа студентов – планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей,  формирования учебной и профессиональной компетенции.

 

Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.

 

Самостоятельная деятельность студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды тестовых заданий, карточек, ситуационных задач во время практических занятий.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа включает выполнение письменного домашнего задания (по вопросам преподавателя), подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала, выполнение схем, рисунков, заполнение словаря терминов, подготовка краткого выступления, выполнение реферата, курсового проекта и т.д.

 

Выделяют пять уровней самостоятельной работы:

  • дословное и преобразующее воспроизведение информации;
  • самостоятельные работы по образцу;
  • реконструктивно-самостоятельные работы;
  • эвристические самостоятельные работы;
  • творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями – устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом, для решения различных типов учебных задач.

 

Основными компонентами учебных стратегий являются:

üдолговременные цели (планы, программы), определяющие организацию учебной деятельности на перспективу;

üтехнологии (способы, приемы, методы), с помощью которых реализуется достижение учебных целей;

üресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью.

 

Входящие в их состав учебные действия и алгоритмы позволяют принять и понять учебную задачу, спланировать ход ее выполнения, проконтролировать и оценить полученный результат. Таким образом, самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности.

 

Планирование самостоятельной работы, т.е. определение её целей, содержания и сроков проведения, должно соотносится не только с предметной логикой, но и с общей логикой формирования компетенций, установленной в общей образовательной программе, программах предметно-деятельностных модулей и учебных дисциплин.

 

Ряд требований относится к содержанию и форме заданий для самостоятельной работы:

  • задания должны быть направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;
  • увеличение разнообразия форм и методов самостоятельной работы (для учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов);
  • увеличение числа заданий, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

 

Выстраивание системы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности  и творческого характера. Для повышения ответственности студентов за качественное и  неформальное выполнение самостоятельных работ необходимо изменить систему контроля:

- осуществить переход на бально-рейтинговую систему и компьютерное тестирование;

- расширить и повысить ценность для студентов форм и методов поощрения за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы, премирование, стипендии, гранты и т.д.).

 

Мотивация самостоятельной работы студентов:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания меняется в лучшую сторону.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на том или ином предмете.

3. Интенсивная педагогика предполагает введение в учебный процесс активных методов, например, игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационные игры.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные задания).

6. Поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности и санкции за плохую учёбу.

7. Индивидуализация знаний, выполняемых в аудитории и вне её, постоянное их обновление.

8. Личность преподавателя, так как он может быть примером как профессионал и как творческая личность.

 

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник. СПб., 2000.
  2. Педагогика. /Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн 1. М. 1999.
  4. Харламов И.Ф.  Педагогика. Минск, 2001.
  5. Педагогика. Учеб. Пособие. /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие /Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч 1. М., 2002.
  7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособ. /Под ред. С.А. Смирнова. 2-е изд. М., 1999.
  8. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справ.пособ. Минск, 1999.
  9. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
  10. Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: доклады и материалы к научно-практической конференции. – М., 1997.
  11. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии обучения в высшей школе: учебное пособие. – М.,2001.
  12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  14. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М., 2001.
  15. Инновационное обучение: стратегия и практика /под ред. В. Ляудис. – М., 1994.
  16. Михайлычев Е.А. Дидактическая технология: научно-методическое пособие. – М., 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*