Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивация к профессиональной деятельности

17.09.2014 4208 8072
Михайлова Галина Дмитриевна
Михайлова Галина Дмитриевна, преподаватель

Фроленко Елена Николаевна
Фроленко Елена Николаевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Одной из составляющих профессиональной подготовки в медицинском колледже является формирование профессиональной направленности личности медицинского работника и непосредственное развитие мотивации профессиональной деятельности.

 

Выпускник колледжа должен  входить в профессию с прочно сформированной внутренней мотивацией оказания доврачебной медицинской помощи, профессионального самообразования и саморазвития.

 

В ходе развития у студентов мотивации к профессиональной деятельности следует учитывать, что их будущая деятельность проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным, психо-эмоциональным и физическим напряжением.

 

Профессиональное развитие возможно только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе образования будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет обогащаться. Мотивационная сфера выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функцию. Выделяют два основных направления развития мотивации: подготовки и деятельности; первое представляет собой трансформацию общих мотивов личности в профессиональные; второе связано с изменениями профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новый уровень профессионализации.

 

Чтобы разобраться, что является мотивом для студентов необходимо ответить на вопрос: «Что такое МОТИВАЦИЯ?».

 

МОТИВАЦИЯ – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.

 

Мотив отражает наличие определенных потребностей, причем даже навязанная деятельность может быть мотивированной. Например, стремление к безопасности, желание избежать наказания или потребность получить высокую отметку. Естественно, навязанные мотивы побуждают не к эффективной, а скорее к формальной деятельности, цель которой – как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Отсюда можно выделить главное: человек включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать.

 

Обычно у большинства студентов одновременно присутствуют различные и часто противоречивые мотивы. Например, они могут увлеченно и с интересом работать на практике под руководством преподавателя, а стоит только ослабить контроль за их деятельностью, как они тут же переключаются на другую.

 

Характер и результат деятельности студентов зависят от того, какой мотив преобладает. Если главным станет желание узнать что-то новое, а также сформировать будущие профессиональные компетенции, то процесс обучения пойдет успешно. Задача преподавателя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить работающий на успех учения мотив. Здесь очень многое зависит от личности преподавателя.

 

Для мотивации успеха преподаватель должен использовать различные стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности студентов. Усиление мотивации успеха требует актуализации связанных с ней потребностей. Типичные потребности обучающихся студентов – общечеловеческие, возрастные и другие  должны быть обращены на пользу стимулирования учения. Также преподаватель должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а именно, умения понять позицию другого, владеть средствами невербального общения, уметь вставать на точку зрения студента, не лишать его права на ошибку. Преподаватель должен уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку.

 

Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие виды:

  1. Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
  2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
  3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии).
  4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).
  5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).
  6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём ВУЗе, группе и т.д.).
  7. Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
  8. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место).
  9. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
  10. Неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

 

Изучение проблемы мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в АМК было проведено путем анкетирования студентов. В ходе исследования мотивации было опрошено 50 студентов 3 курса по специальности «Сестринское дело».

 

Оценка мотивация выбора медицинской профессии позволила ранжировать наиболее значимые для студентов мотивы следующим образом:

 

Желание облегчить страдание тяжелобольных, стариков, детей ответило 100% респондентов

Желание лечить - 100% респондентов

Возможность заботиться о своем здоровье - 100% респондентов

Возможность заботиться о здоровье близких родственников ответило 83% опрошенных.

Престиж профессии и семейные традиции у 38% опрошенных студентов

Материальная заинтересованность и доступность медикаментов является значимой только для 1,8% респондентов

 

Исследование мотивов учебной деятельности студентов свидетельствовало о наиболее высоких значениях следующих мотивов:

83% анкетированных студентов хотят стать высококвалифицированными специалистами

73% респондентов хотят обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности глубокими, прочными знаниями

73% учатся, чтобы получить диплом

68% учатся, чтобы продолжить обучение в ВУЗе

47% учатся, чтобы общаться с окружающими, для расширения своего кругозора

42% учатся для того, чтобы добиться одобрения родителей

26% мотивированы на учебу для получения стипендии

21% - учатся, потому что надо.

 

Результаты проведенного исследования показывают, что мотивация студентов колледжа имеет позитивную структуру: в ней доминируют интерес к медицинской деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Таким образом, в подготовке высококвалифицированного специалиста ведущую роль играет мотивация учебной деятельности, которая оказывает положительное влияние на успешность учения студентов.

 

Подтверждением этому стало проведение круглого стола по итогам практики по профилю специальности «Сестринский уход  в терапии» для студентов II и III курса специальности «Сестринское дело» под девизом «Я буду медицинской сестрой». В ходе данного мероприятия был также проанализирован уровень сформированности профессиональных компетенций студентов.

 

Информацию об итогах прохождения практики предоставили студенты третьего курса, сопроводив ее мультимедийной демонстрацией. Студенты считают эту практику конкретным знакомством с профессией и желают в последующем пройти в этих же отделениях стажировку как на месте будущей работы. В заключении они сделали вывод, что практика очень нужна студентам для овладения манипуляционной техникой, умения работать в коллективе и для будущего карьерного роста. Студенты уверены, что будущей медицинской сестре практика необходима, так как позволяет отработать технику манипуляций, получить новые знания от опытных медицинских сестер и закрепить уже имеющиеся умения. Анкетирование студентов, проведенное по итогам практики, показало, что ее прохождение на базе больницы им понравилось, их воспринимали не как дополнительную рабочую силу, а как партнера, позволив выполнять почти в полном объеме работу медицинской сестры. А что это, как не мотивация?

 

Список использованной литературы

  1. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996.
  2. Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. науч. тр. - Кишинев: ШТИИНЦА, 1990.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. М., 1972.
  4. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. - М., 1986
  5. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006.
  7. Каменская Е.Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003.
  8. Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический журнал. - 1996. - Т.17, № 4.
  9. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000.
  10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1983.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*