Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского колледжа

12.09.2014 1284 2612
Демьяненко Раиса Борисовна
Демьяненко Раиса Борисовна, преподаватель психологии

Амурский медицинский колледж

Среднее профессиональное образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения, в частности, средним медицинским персоналом. Компетентностный подход, основанный на требованиях результативности образования, является одним из основополагающих для решения данной задачи.

 

Актуальным является вопрос о коммуникативной компетентности специалиста, способствующий успешному самоопределению выпускника медицинского колледжа  в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса в медицинском колледже является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.

 

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность выпускника медицинского колледжа можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который необходим  индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе.

 

Коммуникативная компетентность определяется психологами как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт вместе с тем является индивидуальным достоянием. Первым и основным признаком коммуникативной компетентности человека, начавшего мыслить по-новому, служит его убеждение в том, что коммуникативная компетентность – не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознания людей, стремящихся понять друг друга.

 

Коммуникативная компетентность медицинского работника обладает нюансами, соответствующими сфере применения профессиональных навыков. Она предполагает также наличие у медицинских работников определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к пациенту, независимо от его личностных качеств. Поэтому понятие коммуникативной компетентности вбирает в себя целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для эффективного взаимодействия с теми, кто обращается за медицинской  или фармацевтической помощью.

 

Структура коммуникативной компетентности специалиста медицинского колледжа включает в себя: сумму базисных знаний в области общей и медицинской психологии, понимание особенностей коммуникативного процесса в различных сферах профессиональной деятельности, коммуникативную культуру, собственно коммуникативные навыки и, наконец, ряд личностных качеств, позволяющих вести постоянную работу по совершенствованию знаний и навыков, их коррекции в связи с изменившимися условиями жизни и профессиональной деятельности.

 

Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

 

Для медицинских сестер, фельдшеров, акушерок и других специалистов сферы здравоохранения важно также владение собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, медики должны уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач. В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) — терпимость, снисходительность и др.

 

Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущего медицинского работника  означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

 

Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат — сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.

 

На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается: диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.

 

Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей студентов. Формирование коммуникативных умений может осуществляться преподавателем, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем:

- теоретические проблемы общения (структура общения, барьеры общения (личностные, социально-психологические, социальные), закономерности внутригруппового взаимодействия);

- конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.);

- самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т.д.).

 

Определение компетентности студентов – одна из важнейших задач обучения и воспитания, решение которой способствует становлению базовых компетентностей человека.

 

Для изучения навыков культуры общения у студентов - будущих фельдшеров, на практических занятиях  было предложено задание. В нем предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику в ситуации «просьба»: родителю, преподавателю, подруге (другу), однокурснице.

 

Анализ задания показал, что у студентов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста». Потом следует слово «одолжите мне», «помогите мне». Встречается скрытая форма «не дашь ли мне».

 

Студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы, как: «дайте, пожалуйста», «пожалуйста, помогите мне».

 

А к сверстникам иное обращение: слово «пожалуйста» почти не употребляется. Словарный запас у студентов ограничен.

 

Результаты изучения коммуникативных способностей студентов АМК.

Уровень

1 курс

2 курс

1. Высокий уровень

2. Средний уровень

3. Низкий уровень

40 %

38 %

22 %

46 %

34 %

20 %

 

Анализируя эти и другие данные, мы получили возможность определить уровень сформированности коммуникативной компетентности студентов и спрогнозировать тенденции ее развития при изучении курса «Психология общения».

 

Литература

  1. Асимов М.А., Нурмагамабетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки: Учебник. - Алматы.-2008.
  2. Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа [Текст] / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011/
  3. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2004 - №4
  4. Стрельникова А.Н. Зачем медсестре самооценка. // Медсестра. 2000.- №1
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*