Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций выпускника медицинского колледжа

09.09.2014 632 1215
Вазанкова Светлана Витальевна
Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель русского языка и литературы

Амурский медицинский колледж

Язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С. Лихачёв).

 

В 2012 году наше учебное заведение перешло на новый образовательный стандарт, в котором чётко прописаны общие и профессиональные компетенции будущих специалистов.

 

Давайте вместе вспомним, что собой представляет Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это совокупность требований, обязательных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются всеми образовательными учреждениями профессионального образования, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям, и имеющим государственную аккредитацию.

 

Открываем данный стандарт. Так как я являюсь преподавателем русского языка, меня интересует: что же нового внесли составители данного документа в отношении моего предмета. И что же я вижу? Ни русского языка, ни культуры речи в данном документе нет. Чем объяснить такое отношение к родному языку? Почему мы стремимся сделать из наших выпускников необразованных людей?

 

До сих пор многие не понимают, что в жизни большей части наших выпускников знание языка стоит не на последнем месте. Ведь выпускники не только чётко и грамотно выполнять то, что им предписал врач. Одна из основных задач будущей профессии состоит в том, что они должны уметь общаться с пациентами, ведь эти люди часто нуждаются не в лечении, а в общении.

 

Язык и культура народа – это связь между прошлым и настоящим. А без прошлого и настоящего нет будущего.

 

Следуя данному девизу, администрация нашего колледжа пришла к единому мнению, что данные предметы должны быть! Пусть даже как элективный предмет, но они помогут адаптироваться к тем ролевым ситуациям, которые их ждут в будущей профессиональной карьере.

 

По новому ФГОСу мы теперь должны ориентироваться на общие компетенции (ОК). Это не просто аббревиатура, это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта. Если ранее студенты овладевали теоретическими знаниями на «отлично» и иногда не могли их применить на практике, то теперь это ведёт к поиску таких подходов и методов обучения студентов, при которых они будут использовать полученные знания не только в теории, но и в различных жизненных ситуациях. Перспективным такое обучение является ещё и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер, ориентированную на практическую деятельность.

 

Не все ОК подходят при преподавании данных предметов, но те, которыми мы пользуемся, формируют языковую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую требовательность. При возрастающих требованиях к качеству подготовки специалистов данные компетенции (ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК5; ОК6; ОК 10; ОК11; ОК13)1  становятся существенными квалификационными характеристиками, отсутствие которых способно по истечении некоторого времени ослабить составные профессиональные компетенции.

 

На мой взгляд, ведущими в данном списке компетенций являются следующие:

 

ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

   Поэтому на первых занятиях я говорю о том, что собой представляет их будущая профессия. Это не просто машинальное выполнение обязанностей, это, прежде всего, душа, теплота, которыми надо поделиться с другими. На примере великих классиков (Чехова, Булгакова, Горького) мы разбираем основные критерии их будущей специальности.

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

   Студентам на уроке «Культуры речи» раздаются ситуационные задачи на этико - деонтологическую тему. Они должны найти правильный выход из той или иной ситуации. Все примеры данных задач взяты из жизни. Иногда даже сами студенты предлагают ту или иную ситуацию.

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

   Конечно, информационные медицинские технологии на занятиях не используются, но вот студенты работают на мультимедийной доске. Многие в первый раз видят такое чудо техники. И, что самое интересное, желающих выйти к доске всегда очень много. Существует большое количество интернет-ресурсов, позволяющих студенту правильно проявить свою эрудицию:

-решение заданий по ЕГЭ;

-интерактивные диктанты;

-работа с интерактивным словарём.


Коммуникативная компетенция включает в себя не только умение общаться, а также:

А) осведомлённость в лингвистической теории, осознание её как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка и речи;

Б) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

В) владение языковыми и речевыми умениями;

Г) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную или невербальную) речевого поведения.

 

Последний пункт характерен для слабослышащих и глухих студентов, которые обучаются в нашем колледже. Я прекрасно понимаю, что они воспринимают учебный материал не так, как другие студенты. Что им тяжело воспринимать всё, что им преподают, а объём часов тот же, что и у других. Поэтому я стараюсь адаптировать учебный материал под их коммуникативный уровень. В какой-то мере мы обучаем друг друга: я их русскому языку, а они меня жестовой и тактильной азбуке.

 

Система заданий на занятиях по русскому языку и культуре речи предполагает создание законченного образовательного продукта: написание аргументированного эссе, резюме, творческих работ, ориентированных на цели и задачи коммуникации. Студенты должны уметь работать над комплексным анализом текста, уметь определять тему, идею, стиль и тип речи.

 

Мною была создана индивидуальная рабочая программа, в которую вошли тексты из учебников Разумовский, Голуб, Гольцовой, Бабайцевой и др., адаптированные к специальности.

 

Часто студентам предлагаются задания:

- создать собственный текст на ту или иную ситуацию;

- проанализировать текст одногруппника;

- дать тексту аргументированную оценку (ОК 4);

- написать эссе (очерк, рецензию, аннотацию);

- составить текст на знание  материала.

 

Таким образом, на занятиях закладывается и опыт публичного выступления, навыков дискуссии и полемики. Последний (зачётный) урок – защита публичного выступления, где раскрываются все полученные знания.

 

Уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования даёт возможность получить одновременно общее и профессиональное образование, что востребовано нашим государством. Всё это приведёт к скорейшей самореализации выпускников.

 

А учителя русского языка будут усовершенствовать свою педагогическую квалификацию, так как осознают, что необходимо работать творчески, чтобы каждое занятие заинтересовывало студентов. Мы стремимся прививать любовь  к родному языку.

 

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн).

________________________________________________________

1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд – во  Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.

2. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании. // Образование и наука. 2000. №3(5). С.90 – 102.

3. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Институт новых образовательных технологий. 2002. – 19с.

4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: – ФИРО, 2010. 19 с.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003, №10, с. 8 – 14.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*