Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальные вопросы подготовки специалистов среднего звена ОГБПОУ «ИЭК» для энергетической отрасли

25.01.2024 87 92
Сушкова Ирина Павловна
Сушкова Ирина Павловна, преподаватель

Ивановский энергетический колледж

В современных условиях предъявляются высокие требования к знаниям и умениям выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования, который должен не только знать и выполнять виды деятельности, предусмотренные Государственным образовательным стандартом, но и анализировать производственные ситуации и находить правильное решение.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой практико-ориентированное исследование обучающегося, выполненное на основе изучения литературных источников и применения полученных результатов в практической деятельности.

ВКР призвана способствовать систематизации и закреплению знаний обучающихся по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускников к самостоятельной работе.

ВКР должна быть актуальной, обладать новизной и практической значимостью и выполняться по возможности по предложениям (заказам) работодателей.

Подготовка и защита ВКР являются проверкой качества полученных обучающимся знаний и умений, практического опыта, сформированных общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.

Задачами по выполнению обучающимися ВКР являются:

-  систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, умение применять их при решении частных научно-исследовательских и практических, профессиональных задач;

-    формирование    навыков    проведения    научного    исследования   и экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;

- развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в ВКР вопросов;

-  формирование навыков проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

-  приобретение выпускниками опыта публичного выступления по результатам профессиональной деятельности и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;

- развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы, ответственности, организованности.

В современных условиях предъявляются высокие требования к знаниям и умениям выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования, который должен не только знать и выполнять виды деятельности, предусмотренные Государственным образовательным стандартом, но и анализировать производственные ситуации и находить правильное решение.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов-заочников в системе среднего профессионального образования основывается, прежде всего, на выявлении имеющегося опыта профессиональной деятельности студентов, особенностей обучения без отрыва от производства.

Выпускник системы СПО лучше ориентируется в сфере производства и адаптируется к условиям производства. Техник компетентен во всём многообразии производственных процессов, знает содержание работы квалифицированного рабочего на вверенном ему участке и может в любое время занять место рабочего на производстве. 

В условиях модернизации системы среднего профессионального образования значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям специалистов. Одним из направлений совершенствования методов подготовки студентов является использование в учебном процессе таких методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.

Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников ОГБПОУ «Ивановский энергетический колледж», завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.

Дипломный проект, как форма ВКР, представляющая собой самостоятельно выполненное студентом законченное исследование в профессиональной области деятельности, имеющее практический результат и соответствующее квалификационным требованиям ФГОС специальности.

Выполнение  дипломного  проекта  и  последующая  его  защита  призваны способствовать  полному  освоению и проявлению  профессиональных и общих компетенций, наиболее полной реализации научно-исследовательского потенциала студентов.

Современная тепловая электрическая станция – это сложный комплекс оборудования, связанного общностью технологического процесса получения электрической и тепловой энергии. Персонал цехов, обслуживающий теплоэнергетическое оборудование тепловых электрических станций, должен иметь достаточно высокую квалификацию. Поэтому важная роль должна быть отведена вопросам организации и выполнения дипломных проектов как завершающего этапа теоретической и практической подготовки студентов к их работе на производстве.

В процессе дипломного проектирования студент обязан самостоятельно решить проектную или исследовательскую задачу, соответствующую теме проекта, творчески применяя знания, полученные при обучении в учебном заведении. Дипломный проект должен соответствовать новейшему уровню науки  и  техники  в  рассматриваемой области, содержать новые, экономически обоснованные инженерные решения, обуславливающие наибольший экономический эффект при соблюдении требований техники безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды.

Тематика выпускных квалификационных работ СПО энергетического профиля должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития отрасли.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов к подготовке специалистов среднего звена, иметь практико-ориентированный характер и соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.  Студентам рекомендуется выбирать конкретные «узкие» темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику выпускной квалификационной работы, избежать поверхностного, описательного характера излагаемого материала.

Студенты-заочники ОГБПОУ «Ивановский энергетический колледж», работающие на тепловых и атомных электростанциях, в учреждениях управления, в ремонтных и других предприятиях, обеспечивающих обслуживание электростанции, проходят практику на электростанции. Это современные ГРЭС с блоками 200 - 800 МВт, ТЭЦ с теплофикационными турбинами всех типов на разных видах топлива,  атомные электростанции.

Разработка дипломного проекта осуществляется преимущественно на основе конкретных материалов, собранных на действующих станциях в ходе производственной или преддипломной практик и исходящих из реальных задач, стоящих перед производством. Это отражает направленность содержания и тематику дипломных проектов учебного заведения.

Темы   дипломных   проектов   студентов  –  заочников  имеют   практико-ориентированный характер, отражают реальные технические объекты или процессы и обязательно включают задачи по их совершенствованию (модернизации, расширению технических, технологических, эксплуатационных возможностей или изменению конструкции) для улучшения определенных свойств.

В дипломном проекте студенты разрабатывают тепловую часть станции с выбором основного оборудования ТЭС или АЭС и вспомогательного оборудования котельного (реакторного) и турбинного отделений. Рассматривается тепловая схема станции (блока), производится её расчёт на заданный режим, выбирается вспомогательное оборудование схем и трактов станции, рассматриваются вопросы техники безопасности, мероприятия по охране окружающей среды, определяются технико-экономические показатели работы станции.

Студентам предоставляется право выбора темы специального задания дипломного проекта, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Очень важно, чтобы тема спецзадания имела научную перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты. В этом разделе дипломного проекта находят своё отражение вопросы режимов работы и эксплуатации ТЭС, совершенствования остановочно-пусковых режимов, технологий ремонтных работ оборудования  станций, а также необходимости выполнения всё повышающихся требований к экологической безопасности ТЭС.

Специальная часть проекта  может содержать расчетную часть в соответствии с известной методикой или содержать предложения дипломника по усовершенствованию имеющихся методов расчета и даже разработанные им новые методы.

Возможна   проработка   новых  технических  решений,  обеспечивающих современный  и  даже  перспективный  уровень  эффективности  и  надёжности работы, как основного, так и вспомогательного оборудования станций.         Например:

- оптимизации компоновки трубных систем поверхностей нагрева в теплообменных аппаратах;

- методы получения чистого пара на станции;

- модернизация оборудования пылеприготовительной установки;

- методы определения присосов воздуха в топку и газоходы котла;

- установка обратного осмоса;

- оптимизация водного режима на станции;

- вихревой контроль теплообменных труб парогенератора;

- современные способы консервации энергетических котлов;

- комплексная воздухоочистительная установка (КВОУ) блока ПГУ;

- монтаж и тепловая изоляция станционных трубопроводов;

- технологическая схема приёма, хранения и перекачки кислоты и щёлочи.

Могут быть рассмотрены вопросы совершенствования остановочно-пусковых режимов оборудования станции. Например:

- пуск водогрейного котла КВГМ-100;

- бездеаэраторная схема блока 800 МВт;

- пуск блока 300 МВт из холодного состояния.

Другим направлением является совершенствование технологий ремонтных работ оборудования  станций. Они влияют на надёжность и долговечность работы оборудования: срок службы, межремонтный период, среднюю   наработку   на   отказ.   Такие   вопросы   также   рассматриваются   в проектах:

- ремонт оборудования маслосистемы турбоагрегата Т-110/120-12,8;

- ремонт поверхностей нагрева котла;

- ремонт крышек корпусов турбины;

- ремонт главного предохранительного клапана;

- ремонт конденсатного насоса КсВ-1000 -95.

В настоящее время развитие энергетики невозможно без эффективного решения экологических проблем, поэтому современные ТЭС наравне с требованиями высокой экономичности и надёжности должны соответствовать жёстким требованиям по ограничению загрязнения окружающей среды. В проектах большое внимание уделяется модернизации действующих паровых котлов в целях улучшения их экологических показателей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Актуальные вопросы подготовки специалистов среднего звена ОГБПОУ «ИЭК» для энергетической отрасли




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*