Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЧувство художественной меры, простота и искренность, изящество и глубокая внутренняя сосредоточенность – вот к чему должен, прежде всего, стремиться исполнитель, независимо от силы дарования и профессиональных данных. Яркость и образность воплощения зависят от подлинного проникновения в произведение. Для этого необходимо выполнить методико-исполнительский анализ произведения. Он помогает в раскрытии образа произведения, в рассмотрении исполнительских и методических проблем и способов их решения. Так же уважающий себя музыкант должен знать о композиторе, эпохе написания произведения, стиле автора и особенности его исполнительского языка, чтобы наиболее полно и точно представить произведение на суд зрительного зала, к чему должен стремиться каждый исполнитель. Баховский язык стал своеобразным обобщением музыкального «лексикона». По словам Б.Л. Яворского, «звуковые музыкальные явления, складывающиеся столетиями, превратились у Баха в организационные структуры, несущие определенный смысл, в символы…».
Как методический материал Прелюдия и фуга фа минор И.С. Бах из второго тома ХТК имеет огромное образовательное и воспитательное значение, и является тем фундаментом, на основе которого формируется художественный вкус исполнителя, естественно развиваются и укрепляются его полифонические, исполнительско - технические навыки. Творчество И.С.Баха – вершина свободного полифонического письма, основу которого составляла фуга, когда голоса вступали поочередного с одной и той же короткой, но выразительной темой, повторяя ее в разных регистрах и на разных тонах. Голоса развивались одновременно, доказывая свою равнозначность.
Цель урока
Формирование и развитие полифонического мышления, эмоционально-образной сферы на примере полифонического произведения: И.С. Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК.
Урок индивидуальный, по дидактическим целям урок - совершенствования знаний, умений, навыков; по этапам формирования навыка - тренировочный урок; по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности - урок-практикум.
Задачи
Формирование целостного восприятия произведения, воспитание интереса к изучению полифонии, формирование образно-художественной сферы произведения.
Характеристика студента
Обучающийся эмоционален, в работе коммуникабельна, урок проводился в форме сотрудничества (технология развивающего обучения). Студентка с хорошими музыкальными способностями, активно продуктивно работает на уроке, трудолюбива, имеет исполнительский опыт, лауреат конкурсов. Восприятие студентки целенаправленно, организованно. Мышление – систематизированное, последовательное, зрелое. Студентка стремится иметь свое собственное мнение, поэтому на уроке были использованы приемы элемента личностно-ориентированнной технолоргии. Уровень подготовки и подготовленности студента к восприятию предлагаемой работы высокий.
Материал урока
И.С.Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК - данное произведение соответствует программным требованиям. Студентка достаточно подготовлен для работы над целью и задачами урока. Музыкальный материал подобран посильный с точки зрения музыкально-исполнительских и психологических возможностей студента, заинтересованности обучающегося.
Структура урока
Для выполнения намеченных целей и задач урок комбинированный: организационный момент, постановка целей и задач урока, вхождение в рабочий процесс – разыгрывание, основная часть – объяснение, анализ, практическая работа над формированием навыков, подведение итогов урока, окончание урока. Прослеживалось поэтапное выполнение поставленных задач, осуществлялась логическая связь и плавный переход от одного этапа к другому, в соответствии с поставленной целью и задачами. Элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение в сотрудничестве) и здоровьесберегающей образовательной технологии (комфортная психологическая обстановка на уроке, положительная учебная мотивация, творческий подход к обучению) применялись на всех этапах занятия. После завершения урока был подведен итог выполненной работы.
Основной этап работы
Для более глубокого проникновения в образно – характерную сферу произведения, фразировочные, динамические, темпо-ритмические моменты, самостоятельности в раскрытии образа необходимо обращаться в работе к близким по изучаемой теме музыкальным видам искусства, трактовкам исполнения произведений другими исполнителями в сопровождении фортепиано или оркестра (элементы развивающей и информационной технологий). Для достижения наиболее убедительного целостного исполнения произведения считаю необходимым исполнение произведения целиком – выявления проблемных мест и непонимания образа произведения. Необходимо самостоятельно в домашних занятиях прослушать исполнение произведения (компьютерно-информационная технология). Работа в диалоге на всех этапах урока развивало у студентки способности к совершенствованию знаний путем собственной творческой деятельности, повысило интерес к учебному труду и показало прочные результаты на итогах урока (развивающая технология). Все предложенные методы, формы, приемы работы со студенткой способствовали убедительному исполнению произведения во время закрепления материала.
Прелюдия и фуга фа минор И.С. Бах из второго тома ХТК изучается обучающимися в музыкальных колледжах и в высших учебных заведениях. Непременным условием для изучения является полифоническая, техническая, образно - художественная подготовка студента, т.к. произведения И. С.Баха — это произведения с особой образной системой, со своими идейно-художественными концепциями, со своими принципами формообразования и полифонического письма, с целым комплексом приемов музыкальной стилистики. И.С. Бах исчерпал все скорбно – выразительные возможности фа минора в инвенции и в прелюдии и фуге первого тома. Поэтому он задает тональность в ином эмоциональном аспекте, более интимном, простом. Объем прелюдии – с учетом повторений, 140 тактов. Строение ее основано на строгой симметрии двутактных групп (элементы сонатности). Исполнение, при всей простоте и скромности, требует грациозной
Мягкости, нежности. Рекомендуется исполнять прелюдию в темпе Molto espressivo. Фуга трехголосная, меланхолична имеет две части: первая решительная, вторая мелодична. Противосложение также состоит из двух частей. Артикуляция требует исполнения штриха non troppo staccato.
Подготовка преподавателя к уроку
Проведена подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстративного материала, оборудования. Владение педагогическим мастерством, информационно-компьютерными технологиями, знание специфики работы в классе инструментального исполнительства, позволило применить разнообразные методы, приемы и способы работы. Учитываю психофизические особенности и уровень исполнительско - музыкальной подготовленности студента, применяю в ходе урока поощрение (стимулирование) и мотивирую успешным выступлением в соответствии с личностными качествами студента (элементы развивающей технологии). Материал урока преподнесен точно, умеренно.
Общая оценка урока
Тема и цель урока поставлены точно, с учетом степени подготовленности студента и формату проведения урока. Комплекс подобранных средств, методов, приемов, соответствовал решению поставленных задач. Элементы личностно-ориентированной, развивающей и здоровьесберегающей технологий прослеживались на каждом этапе урока, были представлены так же элементы работы с компьютерно-информационными технологиями. Считаю, урок был целостным и законченным, весьма продуктивным, удалось достигнуть поставленной цели, решены задачи, поставленные перед студенткой, намечены дальнейшие шаги в совершенствовании ее исполнительского мастерства.
Литература.
Друскин М. Пассионы и мессы И.-С. Баха. – Л.: Музыка, 1976.
Носина В.Б. Символика музыки И.-С. Баха.
Барокко — статья из Большой советской энциклопедии.
Ливанова Тамара Николаевна, «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983.
Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М. 1963г.
История искусства зарубежных стран. Том 3. М. 1964г.
История западноевропейского искусства III-ХХ в. М. 1940г.
Н.Эскина. Барокко. "Музыкальная жизнь". 1991. № 1,2.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М. "Наука". 1966г.
Розеншильд. История зарубежной музыки до середины ХVIII века. М. "Музыка".
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Открытый урок «Формирование полифонического, образно-художественного мышления студента». И.С. Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.