Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Открытый урок «Формирование полифонического, образно-художественного мышления студента». И.С. Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК

24.01.2024 340 461
Малашенко Татьяна Викторовна
Малашенко Татьяна Викторовна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Чувство художественной меры, простота и искренность, изящество и глубокая внутренняя сосредоточенность – вот к чему должен, прежде всего, стремиться исполнитель, независимо от силы дарования и профессиональных данных. Яркость и образность воплощения зависят от подлинного проникновения в произведение. Для этого необходимо выполнить методико-исполнительский анализ произведения. Он помогает в раскрытии образа произведения, в рассмотрении исполнительских и методических проблем и способов их решения. Так же уважающий себя музыкант должен знать о композиторе, эпохе написания произведения, стиле автора и особенности его исполнительского языка, чтобы наиболее полно и точно представить произведение на суд зрительного зала, к чему должен стремиться каждый исполнитель. Баховский язык стал своеобразным обобщением музыкального «лексикона». По словам Б.Л. Яворского, «звуковые музыкальные явления, складывающиеся столетиями, превратились у Баха в организационные структуры, несущие определенный смысл, в символы…».

Как методический материал Прелюдия и фуга фа минор И.С. Бах из второго тома ХТК имеет огромное образовательное и воспитательное значение, и является тем фундаментом, на основе которого формируется художественный вкус исполнителя, естественно развиваются и укрепляются его полифонические, исполнительско - технические навыки. Творчество И.С.Баха – вершина свободного полифонического письма, основу которого составляла фуга, когда голоса вступали поочередного с одной и той же короткой, но выразительной темой, повторяя ее в разных регистрах и на разных тонах. Голоса развивались одновременно, доказывая свою равнозначность.

Цель урока

Формирование и развитие полифонического мышления, эмоционально-образной сферы на примере полифонического произведения: И.С. Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК.

Урок индивидуальный, по дидактическим целям урок - совершенствования знаний, умений, навыков; по этапам формирования навыка - тренировочный урок; по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности - урок-практикум.

Задачи

Формирование целостного восприятия произведения, воспитание интереса к изучению полифонии, формирование образно-художественной сферы произведения.

Характеристика студента

Обучающийся эмоционален, в работе коммуникабельна, урок проводился в форме сотрудничества (технология развивающего обучения). Студентка с хорошими музыкальными способностями, активно продуктивно работает на уроке, трудолюбива, имеет исполнительский опыт, лауреат конкурсов. Восприятие студентки целенаправленно, организованно. Мышление – систематизированное, последовательное, зрелое. Студентка стремится иметь свое собственное мнение, поэтому на уроке были использованы приемы элемента личностно-ориентированнной технолоргии. Уровень подготовки и подготовленности студента к восприятию предлагаемой работы высокий.

Материал урока

И.С.Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК - данное произведение соответствует программным требованиям. Студентка достаточно подготовлен для работы над целью и задачами урока. Музыкальный материал подобран посильный с точки зрения музыкально-исполнительских и психологических возможностей студента, заинтересованности обучающегося.

Структура урока

Для выполнения намеченных целей и задач урок комбинированный: организационный момент, постановка целей и задач урока, вхождение в рабочий процесс – разыгрывание, основная часть – объяснение, анализ, практическая работа над формированием навыков, подведение итогов урока, окончание урока. Прослеживалось поэтапное выполнение поставленных задач, осуществлялась логическая связь и плавный переход от одного этапа к другому, в соответствии с поставленной целью и задачами. Элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение в сотрудничестве) и здоровьесберегающей образовательной технологии (комфортная психологическая обстановка на уроке, положительная учебная мотивация, творческий подход к обучению) применялись на всех этапах занятия. После завершения урока был подведен итог выполненной работы.

Основной этап работы

Для более глубокого проникновения в образно – характерную сферу произведения, фразировочные, динамические, темпо-ритмические моменты, самостоятельности в раскрытии образа необходимо обращаться в работе к близким по изучаемой теме музыкальным видам искусства, трактовкам исполнения произведений другими исполнителями в сопровождении фортепиано или оркестра (элементы развивающей и информационной технологий). Для достижения наиболее убедительного целостного исполнения произведения считаю необходимым исполнение произведения целиком – выявления проблемных мест и непонимания образа произведения. Необходимо самостоятельно в домашних занятиях прослушать исполнение произведения (компьютерно-информационная технология). Работа в диалоге на всех этапах урока развивало у студентки способности к совершенствованию знаний путем собственной творческой деятельности, повысило интерес к учебному труду и показало прочные результаты на итогах урока (развивающая технология). Все предложенные методы, формы, приемы работы со студенткой способствовали убедительному исполнению произведения во время закрепления материала.

Прелюдия и фуга фа минор И.С. Бах из второго тома ХТК изучается обучающимися в музыкальных колледжах и в высших учебных заведениях. Непременным условием для изучения является полифоническая, техническая, образно - художественная подготовка студента, т.к. произведения И. С.Баха — это произведения с особой образной системой, со своими идейно-художественными концепциями, со своими принципами формообразования и полифонического письма, с целым комплексом приемов музыкальной стилистики. И.С. Бах исчерпал все скорбно – выразительные возможности фа минора в инвенции и в прелюдии и фуге первого тома. Поэтому он задает тональность в ином эмоциональном аспекте, более интимном, простом. Объем прелюдии – с учетом повторений, 140 тактов. Строение ее основано на строгой симметрии двутактных групп (элементы сонатности). Исполнение, при всей простоте и скромности, требует грациозной

Мягкости, нежности. Рекомендуется исполнять прелюдию в темпе Molto espressivo. Фуга трехголосная, меланхолична имеет две части: первая решительная, вторая мелодична. Противосложение также состоит из двух частей. Артикуляция требует исполнения штриха non troppo staccato.

Подготовка преподавателя к уроку

Проведена подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстративного материала, оборудования. Владение педагогическим мастерством, информационно-компьютерными технологиями, знание специфики работы в классе инструментального исполнительства, позволило применить разнообразные методы, приемы и способы работы. Учитываю психофизические особенности и уровень исполнительско - музыкальной подготовленности студента, применяю в ходе урока поощрение (стимулирование) и мотивирую успешным выступлением в соответствии с личностными качествами студента (элементы развивающей технологии). Материал урока преподнесен точно, умеренно.

Общая оценка урока

Тема и цель урока поставлены точно, с учетом степени подготовленности студента и формату проведения урока. Комплекс подобранных средств, методов, приемов, соответствовал решению поставленных задач. Элементы личностно-ориентированной, развивающей и здоровьесберегающей технологий прослеживались на каждом этапе урока, были представлены так же элементы работы с компьютерно-информационными технологиями. Считаю, урок был целостным и законченным, весьма продуктивным, удалось достигнуть поставленной цели, решены задачи, поставленные перед студенткой, намечены дальнейшие шаги в совершенствовании ее исполнительского мастерства.

Литература.

Друскин М. Пассионы и мессы И.-С. Баха. – Л.: Музыка, 1976.

Носина В.Б. Символика музыки И.-С. Баха.

Барокко — статья из Большой советской энциклопедии.

Ливанова Тамара Николаевна, «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983.

Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М. 1963г.

История искусства зарубежных стран. Том 3. М. 1964г.

История западноевропейского искусства III-ХХ в. М. 1940г.

Н.Эскина. Барокко. "Музыкальная жизнь". 1991. № 1,2.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М. "Наука". 1966г.

Розеншильд. История зарубежной музыки до середины ХVIII века. М. "Музыка".

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Открытый урок «Формирование полифонического, образно-художественного мышления студента». И.С. Бах Прелюдия и фуга фа минор 2 том ХТК




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*