Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тестирование как способ повышения эффективности обучения курсантов в системе среднего профессионального образования

13.08.2014 1771 3273
Березенко Елена Руслановна
Березенко Елена Руслановна, преподаватель электромеханического цикла, кандидат технических наук

Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота

На повышение эффективности и качества обучения влияют проверка и оценка знаний курсантов, которые являются необходимой частью учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между преподавателем и курсантами. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.

 

Для реализации управления процессом обучения необходимо обеспечить надежный и объективный контроль знаний и умений курсантов. Контроль знаний служит для получения текущей оценки качества обучения и позволяет судить о степени достижения поставленных целей обучения. В традиционной педагогике выделяют следующие задачи  контроля:

  • установить готовность курсанта к восприятию и усвоению новых знаний;
  • получить информацию о характере самостоятельной работы курсантов в процессе обучения;
  • выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;
  • определить эффективность организации, методов и средств обучения;
  • выявить степень правильности, объем и глубину знаний и умений курсантов.

Обобщив можно сказать, что функциями контроля являются информирование о результатах работы и отражение динамики развития курсанта.

 

Вид контроля

Форма контроля

Предварительный

Тестирование – а) индивидуальное; б) письменное; собеседование –

а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

Текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

Периодический

Опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование

Итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен

Таблица 1. Соотношение вида и формы контроля.

 

Рассмотрим каждую из форм контроля с применением тестирования.

 

Опрос – широко распространенная форма контроля знаний, применяемая на каждом этапе. Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма – беседа.

 

Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности. Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю провести контроль знаний по выбранному материалу.

 

Тестирование можно применять на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, периодический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. В зависимости от объема изученного материала курсантам предлагаются тесты-опросы по пройденной теме (предварительное тестирование), по текущим темам - в качестве текущего опроса; периодического тестирования – после прохождения нескольких тем; итогового тестирования – по всему пройденному разделу.


Тест - опрос основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их сложности вопросов, по ответам курсантов, на которые определенно можно судить об их уровне знаний данной темы.

 

В результате тестирования курсанты получают оценку знаний в виде оценок «верно» и «неверно» или отметок по пятибалльной системе.



Рисунок 1. Результаты проведенного тестирования.

 

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование курсантов о целях проведения тестирования;

2) ознакомление курсантов с инструкцией по выполнению тестовых заданий;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий курсантами; уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение преподавателем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление курсантов с результатами тестирования.

 

Тест - опрос может проводится 2 –х видов:

- Тест - опрос при помощи заранее подготовленных преподавателем карточек;

- Тест - опрос с помощью компьютерной программы.

 

Рассмотрим применение тестирования с помощью компьютерной программы. В настоящее время существует большое количество систем контроля знаний, выполненных как в виде отдельных программных продуктов, так и встроенных в обучающие системы. Пакет, выбранный для проведения тестирования должен обладать:

  • уникальный алгоритм оценивания и система весов;
  • поддержка различных типов тестов;
  • группировка вопросов теста по темам. Число тем в тесте не ограничено;
  • поддержка различных типов вопросов. Число вопросов в тесте не ограничено (число вариантов ответа в каждом вопросе не ограничено);
  • ведение полного протокола тестирования, что обеспечивает возможность сопоставления реакции тестируемых с содержанием каждого предъявленного вопроса;
  • использование рисунков и ЛЮБЫХ OLE-объектов непосредственно в вопросах;
  • полноценное форматирование описание теста и вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.);
  • предварительный просмотр теста;
  • экспорт теста в формат RTF (все типы вопросов, кроме свободно конструируемых);
  • печать теста: только вопросы, вопросы и ответы, вопросы и ответы + правильные ответы (все типы вопросов, кроме свободно конструируемых);
  • создание форм для «бумажного тестирования»;
  • защита теста паролем (отдельно для режимов изменения и тестирования);
  • возможность ограничения времени тестирования;
  • сопровождение вопросов мультимедийными файлами;
  • возможность копирования вопросов;
  • сжатие тестов;
  • использование мыши, клавиатуры и горячих клавиш;
  • работа с буфером обмена Windows;
  • простой и интуитивно понятный интерфейс.

 

Правильное использование тестовой программы, использование вопросов и к ним ответов разной сложности, подключения необходимой анимации предоставляет возможность курсантам не только проверить свои знания, но и систематизировать их, что является немаловажным для дальнейшей практической работы.

 

Проведение тестирования на различных уровнях подготовки и правильный выбор вида опроса курсантов дает возможности повышения эффективности контроля знаний.

 

Литература

  1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. – М, Ассоциация инженеров-педагогов, 1996.
  2. Воробьева Т.Н.  «Применение компьютерного тестирования на уроках информатики в СПО» ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж» - Курск, Россия.
  3. Лавренев В., Лавренева Н., Неудахина Н. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (части 1-2).Интернет.
  4. Рабочая программа по разделу Судовые электрические приводы МДК 01.01. Эксплуатация и ремонт судовых электрических машин, электроэнергетических  систем и электроприводов, электрических систем автоматики и контроля Федеральное Государственное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота» министерства обороны российской федерации, 2012 год.
  5. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных заведениях: Учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
  6. Шмагринская Н. В. Автореферат диссертации по теме «Тестирование в системе общего среднего образования» На правах рукописи УДК 371.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*