Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технологическая карта по дисциплине «Техническая механика»

11.08.2014 2177 4308
Лушников Дмитрий Сергеевич
Лушников Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Мариинский политехнический техникум

Дисциплина: «Техническая механика»

Курс: 2

 

Тема: Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация. Основы теории зубчатого зацепления. Основные геометрические соотношения в прямозубых цилиндрических передачах.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Цели:

  • Образовательная:

· иметь представление о зубчатых передачах и уметь их классифицировать;

· знать основы теории зубчатого зацепления и основные геометрические соотношения в прямозубых цилиндрических передачах.

  • Развивающая:

· развивать умение анализировать полученную информацию и делать выводы на основе данной информации;

· развивать умение сравнивать, находить сходства и раз­личия, систематизировать, классифицировать, обобщать.

  • Воспитательная:

· способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудо­ванию, экономного расходования материалов;

· способствовать в ходе урока воспитанию чувства коллективизма, ответственности за совместное дело, открытости, общительности;

· способствовать воспитанию любви к избранной профессии;

· способствовать принятию нравственных норм и правил совместной деятельности и умению подчинять личные интересы интересам общего дела

 

Обучающийся должен знать:

  • основы теории зубчатого зацепления;
  • основные геометрические соотношения в прямозубых цилиндрических передачах;
  • классификацию зубчатых передач

Формируемые компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работы.

Материально-техническое оснащение урока: проектор

 

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Модели цилиндрической, конической и червячной передачи.
  • Учебник: А.Т. Батурин, Г.М. Ицкович, Б.Б. Панич, И.М. Чернин «Детали машин», 1971 год, 464 стр.
  • Презентация

Ход занятия

 

  1. Организационный момент (до 2 мин.):
Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся;
Проверка отсутствующих;
Проверка внешнего состояния аудитории;
Проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида обучающихся;
Организация внимания: формирование групп по 4 человека. Формирование производится преподавателем, чтобы сформировать группы равные по силе.  Преподаватель  назначает в каждой группе руководителя. На столе у каждой группы находится учебник А.Т. Батурин и др. «Детали машин» и листы формата А4 (черновики и  дидактический материал). Перед тем как приступить к изучению темы, преподаватель оглашает правила данного учебного занятия:

· в течение занятия должен ответить каждый обучающийся,

· в конце занятия руководитель оценивает работу каждого участника своей группы.

                              

  1. Постановка темы занятия и совместное с обучающимися целеполагание и мотивации:

Используя прием «Ассоциаций», преподаватель предлагает обучающимся самим сформулировать цели данного занятия, что они должны знать и уметь к концу занятия. Затем одна из групп, на выбор преподавателя, оглашает цели занятия. Остальные группы дополняют только те цели, которые не были озвучены. Цели можно написать на доске для наглядности и для того, чтобы вернуться к ним в конце занятия.

 

  1. Планируемые результаты обучения, что студенты должны знать и уметь, ОК и ПК.

Преподаватель предлагает обучающимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (ЗХУ). В столбце «Знаю», студенты записывают то, что они знают по данной теме, а столбце «хочу знать» - то, что они хотят узнать во время учебного занятия по данной теме. Аналогично предыдущему этапу студенты оглашают свои записи, сделанные в таблице. Преподаватель со слов студентов заполняет аналогичную таблицу, начерченную на доске.

 

  1. Актуализация опорных знаний студентов для подготовки к усвоению новой темы (до 15 минут):

На данном этапе преподаватель проводит «Блиц-опрос» по предыдущей теме. «Блиц-опрос» выполняется в виде слайдов и содержит 7-10 вопросов, которые позволяют проверить знания обучающихся по предыдущей теме:

  • Что такое фрикционная передача?
  • Какие основные достоинства фрикционной передачи?
  • Какие основные недостатки фрикционной передачи?
  • Для чего служат вариаторы?
  • Почему фрикционные передачи являются предельными?
  • Какими параметрами выражаются передаточное отношение передачи коническими катками?
  • Классификация фрикционных передач?
  • Чему равен коэффициент проскальзывания?
  • Из каких материалов производится фрикционная передача?
  • По какой механической характеристике материала катков назначают допускаемые контактные напряжения?

 После проведенного опроса группы обмениваются листами, и вместе с преподавателем проверяется правильность ответов на вопросы. По окончанию данного этапа руководитель группы оценивает знания своей группы по предыдущей теме и выставляет оценки в оценочный лист. Данные оценки преподаватель выставляет в журнал.

 

  1. Изучение нового материала (40 мин.):

Для начала преподаватель предлагает обучающимся самим дать определение зубчатой передачи, используя учебник «Детали машин» (§ 7.1, стр.190). Выслушав все варианты определения, которые предложат группы, преподаватель предлагает записать определение зубчатой передачи в рабочую тетрадь (если обучающиеся дали неполное определение, то преподаватель может его подкорректировать).


Первой группе преподаватель задает вопрос: «Как можно классифицировать зубчатые передачи?» и предлагает, используя учебник «Детали машин», самим составить классификацию зубчатых передач и представить её в виде таблицы.


Второй группе задает тот же вопрос, но классификацию уже необходимо представить в виде кластера, используя тот же учебник «Детали машин».


Третьей группе преподаватель задает задание, в котором нужно из представленного списка достоинств и недостатков зубчатых передач (в данный список вписываются достоинства и недостатки других передач), обучающиеся самим выбрать на их взгляд достоинства и недостатки зубчатой передачи и огласить их с обоснованием своего выбора и как они это понимают (если группа затрудняется ответить, то тогда другие группы помогают данной группе с ответом на полученный вопрос). На основании данных ответов обучающиеся конспектируют достоинства и недостатки зубчатой передачи.


Четвертой группе задается вопрос: «Расскажите теорию зубчатого зацепления?», используя учебник (§ 7.2.). Данный вопрос сложен, поэтому его необходимо задавать наиболее сильной группе.


Пятой группе задается вопрос: «Какими основными геометрическими параметрами обладают цилиндрические зубчатые колеса?». Группа с помощью учебника «Детали машин» (§ 7.3, стр. 199) выписывает геометрические параметры и соотношения зубчатой передачи (данный вопрос является сложным, поэтому его задают сильной группе).


После ответа каждой группы, обучающиеся записывают классификацию, достоинства и недостатки зубчатой передачи, основную теорию зубчатого зацепления, геометрические параметры и соотношения зубчатой передачи в рабочую тетрадь.


В конце данного этапа занятия обучающиеся заполняют столбец «Узнал» в таблице «ЗХУ».

           

  1. Закрепление знаний и формирование умений (до 20 мин.).

На данном этапе каждая группа задает по одному вопросу для других групп по данной пройденной теме, преподаватель следит, чтобы за время опроса каждая из групп ответила хотя бы на 1 вопрос. По окончанию данного этапа преподаватель предлагает обучающимся выставить оценки за свою работу на уроке, т.е. ответственный каждой группы записывает на листочке фамилии участников группы и ставит напротив их фамилии оценку. После листочки с оценками сдаются преподавателю, где он сам напротив каждой фамилии ставит свою оценку за работу на уроке и третью оценку, которая является итоговой оценкой и которая выставляется в журнал.

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Преподаватель возвращается целям, записанным на доске, беседует с обучающимися, в чем они оказались правы, в чем ошиблись, а затем к таблице «ЗХУ», на основании которой проводит анализ работы обучающихся. Данный анализ проводится в виде беседы, в которой преподаватель подводит итоги работы обучающихся на уроке.

 

  1. Домашние задание.

Выдается домашние задание, которое включает в себя:

  • Учебник: А.Т. Батурин, Г.М. Ицкович, Б.Б. Панич, И.М. Чернин «Детали машин»: § 7.1, § 7.2, §7.3;
  • Составить презентацию на тему данного урока;
  • Найти в интернете и выписать адреса сайтов, на которых раскрыта тема данного урока.

 

Использованная литература

  1. Павлов Я.М. Детали машин [Текст] / Я.М. Павлов. М.: «Машиностроение», 1969 г. - 448 с.
  2. Батурин А.Т. Детали машин [Текст] / Батурин А.Т., Ицкович Г.М., Панич Б.Б., И.М. Чернин. М.: «Машиностроение», 1971 год - 464 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*