Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальность решения проблем по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в Михайловском экономическом колледже-интернате

06.08.2014 1144 2836
Сидоренко Ирина Николаевна
Сидоренко Ирина Николаевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Известный педагог Ф.А. Дистервег (1790-1866) говорил: «… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно».

 

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

- аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)

- внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

 

Согласно пункту 24 Типового положения об образовательном учреждении СПО, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий.

 

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д.

 

Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

 

В разделе ФГОС пункт 7.1.: «Требования к условиям реализации ОПОП» читаем следующее: «При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения».

 

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений.

 

В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. 

 

В условиях увеличения доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и роста её значимости наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. В связи с этим, возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работы студентов. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу.

 

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом.

 

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

 

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

 

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, каждой учебной дисциплине, каждому профессиональному модулю и междисциплинарному курсу;

- в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или конкретным темам.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.


Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.


Роль студента заключаетсяв том, чтобы в процессе ВСР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. 


Технология грамотной организации ВСР студентов опирается на следующие понятия:

1) цель;

2) задачи;

3) формы и виды;

4) требования, предъявляемые к ВСР;

5) типы;

6) этапы подготовки и проведения;

7) функции завуча, методиста, преподавателя;

8) виды и формы контроля;

9) критерии оценки;

10) условия;

11) факторы активизации ВСР (мотивация).

 

В этом учебном году в МЭКИ было проведено заседание Школы педагогического мастерства на тему: «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в контексте реализации ФГОС 3-его поколения». Цель школы заключалась в следующем: решение проблем по организации внеаудиторной самостоятельной работы (далее ВСР) обучающихся в колледже в контексте реализации ФГОС 3-его поколения, а это, прежде всего разработка и принятие положения о ВСР, определение целей и задач ВСР, определение условий, обеспечивающих успешное выполнение ВСР, разработка путей решения проблем по реализации ВСР всеми педагогами колледжа.

 

Необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать и принять положение о ВСР в колледже.

2. Определить условия, обеспечивающие успешное выполнение ВСР обучающимися.

3. Разработать пути решения проблем по реализации ВСР всеми педагогами колледжа.

4. Разработать практические рекомендации по подготовке этапов процесса организации ВСР, а также конкретных рекомендаций по видам и типам заданий, исходя из конкретного опыта преподавателей колледжа.

 

Все доклады, прозвучавшие на заседании Школы педагогического мастерства носили практический и рекомендательный характер, из опыта работы преподавателей колледжа, а также анализ и обобщение современных практик организации и контроля ВСР.

 

Список используемой литературы

  1. М.А. Измайлова, Огранизация внеаудиторной работы студентов, Методическое пособие, «Дашков и Ко», 2008 г
  2. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М., 1996.
  3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.
  4. Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. // Начальная школа. – №11. – 96. – С. 27-28.
  5. Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. // Начальная школа. – №11. – 96. – С. 27-28.
  6. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
  7. Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов /Н.А.Черногаева, зам.директора по УМР ФГОУ СПО «Донской техникум информатики и вычислительной техники»» //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*