Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дифференцированный подход к ВСР. Научно-исследовательская деятельность, как вид ВСР студентов МЭКИ

06.08.2014 834 1498
Марьина Галина Валентиновна
Марьина Галина Валентиновна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Научно-исследовательской деятельностью все студенты отделения 230115 «Программирование в компьютерных системах» занимаются как на учебных занятиях, разрабатывая программы на различных языках программирования, так и в рамках самостоятельной работы, выполняя домашние задания по лабораторным работам и курсовому проектированию. Но хочется рассказать о настоящей научной работе, которой во внеаудиторное время занимаются студенты Научного студенческого общества отделения, и подробно остановиться на функциях преподавателя в организации такой самостоятельной деятельности.

 

Во-первых, серьезные по сложности и объему разработки даются единицам студентов, которые смогут с такой работой справиться, так как для ее выполнения требуется большое количество времени, отличные знания, превышающие основную учебную программу, ну и талант программиста. В этом и состоит суть дифференцированного подхода к ВСР.

 

Во-вторых, такое задание обязательно должно носить не общенаучный теоретический исследовательский характер, например, скачать из Интернета материал по какой-то проблеме, исследовать предлагаемые способы ее решения, представить собственные выводы по рассмотренным материалам. Это, несомненно, тоже сложная НИР, но заинтересовать в ней студента, пусть даже и талантливого, сложно. И трудно будет проверить сделал он работу сам или пользуется чужими результатами из того же Интернета. Важно, чтобы задание носило сугубо практическую направленность. Чтобы разработчик знал, что должен выполнить его и сдать заказчику «под ключ» без «глюков» и «висяков» (простите за специфический программистский сленг). Все это повысит ответственность за создаваемый интеллектуальный продукт, заинтересованность в его законченности, повысит самооценку студента, так как он будет уверен, что проект, созданный им, будет использоваться в колледже, даже когда он этот колледж закончит. Почему именно в колледже? Потому, что все темы для таких серьезных работ я стараюсь подбирать для определенных служб или преподавателей. Это упрощает работу разработчика-студента с заказчиком и имеет прямую выгоду для колледжа – бесплатно получить полезные в использовании программы. Еще один плюс такой практической деятельности – студент в реальных условиях учится общению с заказчиком. Поверьте, это очень трудоемкий процесс для обеих сторон.

 

Теперь скажу несколько слов о функциях руководителя и консультанта НИР. Ведь каждый преподаватель может оказаться и в той, и в другой роли.

 

Что должен делать руководитель НИР:

  • Выбрать тему НИР с преподавателем, представителем служб колледжа, который впоследствии будет заказчиком и консультантом, определить с ним основные функции разрабатываемой программы, т.е. что бы пользователь хотел чтобы эта программа делала.
  • Выбрать студента, который мог бы с данной задачей справиться, и на первой консультации с ним обозначить цель разработки, общие сроки выполнения работы в целом и состыковать его с заказчиком, чтобы тот ознакомил его с предметной областью и подробнее определил требования к программе.
  • Выдать студенту задание (ТЗ) на разработку, в котором указывается материал, который он должен представить в конце разработки руководителю, заказчику и другим участникам информационных и эксплуатационных процессов (например, администратору).
  • Важно не ограничивать студента в выборе средств разработки. Пусть он решает задачу теми средствами, которыми лучше владеет или которые могут решить эту задачу более эффективно. Очень часто студенты пишут программы на языках программирования, которые на уроках совсем не изучаются или изучаются, но не в таких объемах.
  • Основная роль руководителя на следующих этапах – постоянный контроль за ходом выполнения работы. Не реже одного раза в две недели (но лучше раз в неделю) студент отчитывается о том, что уже сделано (с демонстрацией прототипа руководителю и заказчику). Руководитель определяет объем работ следующего этапа, подсказывает, как повысить эффективность работы программы, улучшить интерфейс, расширить функционал. По окончании разработки программного обеспечения, руководитель курирует оформление отчета по работе, так как любой программный продукт должен документироваться.

 

Функции консультанта НИР заключаются в следующем:

  • Важно помнить, что программист, направленный к Вам для автоматизации Вашей задачи, не знает суть этой задачи, так как знаете ее Вы. Поэтому на первом собеседовании (может быть потребуется несколько встреч) консультант подробно рассказывает – как задача решается вручную. Можно дать студенту необходимую литературу, где описывается методику решения задачи. После этого этапа студент-разработчик должен уметь решать задачу или разбираться в предметной области автоматизации так же хорошо, как и консультант-заказчик.
  • На следующем этапе консультант должен четко определить требования к программе: какие операции должны выполняться компьютером, какие – пользователями. При разработке обучающих программных средств, например, практической работы по экономической дисциплине, часть промежуточных показателей, на расчет которых уходило много времени, будет автоматически рассчитываться программой, а студент должен будет рассчитать итоговый показатель и сделать вывод по работе. При разработке тестовых программ – как студент будет проходить тестирование и в каком виде результаты этого тестирования должны выдаваться преподавателю, и т.д.
  • По мере реализации функций программы у заказчика всегда возникает соблазн расширить объем задачи. «Хочу еще и это, и это. А что и так можно, оказывается? Тогда еще сделаете то и то….». Это чревато затягиванием сроков работы. Поэтому в начале работы над НИР и формируется ТЗ на проектирование, в котором прописывается перечень реализуемых функций.
  • В процессе создания программного продукта студент встречается с консультантом порой чаще, чем с руководителем, потому что заказчику виднее – правильно ли решается задача, все ли функции корректно работают. Нагрузка на консультанта идет очень большая. Важно, чтобы консультант показывал студенту свою заинтересованность ходом работы, мотивируя его, таким образом, на успешное завершение проекта.

 

В Михайловском экономическом колледже-интернате на сегодняшний день с успехом используются программные продукты наших студентов, которые выполняли их по линии СНО (студенческого научного общества) как ВСР (внеаудиторную самостоятельную работу).

 

Пример бланка задания на НИР

 

 

ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России

Отделение программирования в компьютерных системах

 

 

ЗАДАНИЕ

 

НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

 

 

студенту __ курса  гр. ____        (ФИО студента) 

Тема работы:Разработка программных средств для проведения психологического тестирования по адаптации студентов


Требования, предъявляемые к программным средствам:

  1. Хранение списочного состава студентов и результатов тестирования в реляционной БД.
  2. Выполнение следующих функций для различных категорий пользователей:

- для администратора:

  • Возможность занесения справочной информации по пользователям и студентам в БД и поддержание ее актуальности (добавление/удаление/ редактирование/смена пароля);
  • Возможность проведения страхового копирования БД в конце учебного года;
  • Инсталляцию БД на сервере;
  • Инсталляцию модуля тестирования на рабочие станции (ПК учебных кабинетов и психолога);
  • Инсталляцию модуля обработки результатов на ПК психолога;
  • Инсталляцию модуля администратора на ПК администратора.

- для психолога:

  • Возможность получения обработанных результатов тестирования по конкретному студенту и тесту в электронном виде (показатели и графики) и в виде выходного документа;
  • Возможность получения показателей динамики степени адаптации конкретного студента в электронном виде и в виде выходного документа.

- для студента:

  1. Наличие простого и удобного интерфейса для тестирования;
  2. Возможность проведения онлайн-тестирования студента в сетевом и монопольном режимах.

 

По результатам выполнения работы должны быть представлены:

I. Администратору файлы инсталляции БД и программных модулей «Администратор», «Психолог» и «Тестирование»;

II. Психологу - руководство по эксплуатации модулей «Психолог» и «Тестирование»;

III. Руководителю - программный комплекс с базой данных и документацию к нему.

Дата получения задания                        ___________

Дата сдачи                                        _____________


Руководитель:                          (ФИО  преподавателя)

Консультант:    _____________(ФИО преподавателя)

 

Список используемой литературы

  1. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. – 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 15–24. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
  2. В.П. Шишкин, Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ, г. Иваново). Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
  3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с. 114–115.
  4. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*