Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация ВСР при переходе на ФГОС 3-его поколения (из опыта работы преподавателя)

05.08.2014 806 1539
Алексеева Лидия Васильевна
Алексеева Лидия Васильевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин (химии и биологии) высшей квалификационной категории, руководитель экспериментальной методической кафедры дифференцированного обучения МЭКИ

Михайловский экономический колледж-интернат

При переходе на ФГОС СПО 3-го поколения  преподаватели нашего колледжа столкнулись с рядом проблем.

 

В соответствии с ФГОС СПО 3-го поколения программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента, поэтому требуется изменение организации образовательного процесса в сторону сокращения аудиторной нагрузки, замены пассивного слушания лекций, возрастания доли самостоятельной работы студентов, применения педагогических технологий, активизирующих саморазвитие личности.

 

Я расскажу, как мне удалось организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов от целеполагания до готового результата.

 

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы, определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины, где указано, что удельный вес внеаудиторной самостоятельной деятельности составляет не менее 50% от всего времени изучаемого цикла.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Химия

 

1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117часов,  в том числе:

      обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78часов;

      самостоятельной работы  обучающегося – 39 часов.

 

Собственно с этого и начинаем работать, учитывая, что внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.

 

Причём работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

 

Следующим шагом было распределения часов  ВСР по формам выполнения (у каждой дисциплины своя специфика).

 

По моему предмету распределение часов произошло вот так:

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

 в том числе:

-работа с учебной литературой и наглядностью

- подготовка докладов,  рефератов, сообщений

- работа со средствами ИКТ

- домашние наблюдения и эксперименты

- решение задач и тестов, ответы на вопросы

 

4

15

5

7

8

 


 

После этого «привязываем» ВСР к темам в КТП.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, четко сформулированы, и их объем должен быть определен часами, отведенными рабочей программой. Это один из самых трудоёмких процессов. В ходе работы у меня «родилась» вот такая таблица, она удобная, она облегчает работу над составлением учебного пособия для студентов:

 

Виды внеаудиторной самостоятельной работы, ее распределение по темам по дисциплине «Химия»

Наименование темы по программе

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы по программе

Наименование темы самостоятельной работы

Формы выполнения

 

После того, как таблица была готова, настало время разработки заданий для самостоятельной работы. Мне было легко и интересно это делать, потому химия - мой любимый предмет и у меня много накоплено методического материала, в т.ч. и в электронном виде.

 

Что здесь следует учитывать:

- примерные нормы времени для выполнения задания;

- логику и структуру учебного материала;

- практическое назначение задания;

- характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;

- постепенное нарастание сложности и проблемности;

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотив к получению знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

- систему регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационную помощь.

 

Всего я подготовила 11 самостоятельных работ для всего курса химии.

 

Если обратиться к самим заданиям, то можно увидеть, что задания, как правило, предполагают:

- целевую установку;

- содержание самостоятельной работы (с определением одного или нескольких видов ВСР);

- форму представления выполненной работы (реферат, сообщение, доклад, презентация, отчет, результаты эксперимента, таблицы и т.д.);

- форму и срок отчетности (защита отчета на занятии, защита проекта в установленное время, участие в конференциях, сдача выполненного задания на проверку преподавателю и т.д.).

 

Образец одной работы:

Самостоятельная работа №5

Тема: «Классификация неорганических соединений и их свойства»

Цель:закрепить умения и навыки в решении расчетных задач по химическим уравнениям, закрепить знания по изученным классам неорганических соединений путем  составления и решения схем превращений.

Вид работы: решение задач и тестов, ответы на вопросы по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Форма выполнения: решение задач и тестов, ответы на вопросы по теме. Составление превращений.

 

Задание 1. Решить задачи: Рассчитайте, какое количество(n) углекислого газа получится при сгорании 6 г угля С.

Задание 2. Составить превращения: CaCO3→CaO→CaC2→Ca(OH)2→Ca(HCO3)

Задание 3. Решить тесты1. Формула хлорида железа (III)

а) FeCl2             б) FeSO4             в)FeCl3                 г) FeOHCl

Срок исполнения - одна неделя с момента получения задания.

 

После уже возникла мысль оформить работы в учебное пособие: «ХИМИЯ. Самостоятельная внеаудиторная работа».

 

Пособие апробировано в данном учебном году на группе отделения 230115 «Программирование в компьютерных системах». С таким пособием легко работать и студентам и преподавателю, оно доступно как в электронном виде, так и в бумажном. Студент может самостоятельно изучить любую тему, заранее просмотреть материал следующего занятия, повторить теоретический материал и выполнить самостоятельную работу, используя методические указания и алгоритмы, презентации, образцы решения и оформления задач.

 

Конечно, пришлось столкнуться с трудностями. Студенты плохо умеют анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять печатные работы. Они отвыкли выполнять домашние задания, даже девочки. Приходилось много консультировать их по возникающим вопросам. Студентов первого курса необходимо обучать основам работы с текстовым материалом, конспектированию, подготовке сообщений, докладов, приёмам запоминания. Но новое всегда интересно, поэтому сейчас студенты группы ответственно относятся к заданиям, мало списывают друг у друга, сдают работы в срок.

 

По ходу подготовки пособия для студентов появлялись методические находки, идеи, мысли, которые я записывала и оформила позже в методическую разработку для преподавателей на тему: «Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Химия»».

 

С этими пособиями можно познакомиться в материалах методического кабинета колледжа. Как вы знаете сами, что при правильной организации самостоятельной деятельности студентов, меняется роль преподавателя и позиция студента:не изложение готовых знаний, а организация активной самостоятельной деятельности студентов и научиться можно только самому.

 

Подводим итог сказанного, проанализировав основные этапы (алгоритм) работы преподавателя:

1. Планирование содержания и объёма ВСР согласно ФГОС СПО и учебному плану.

2. Отбор видов самостоятельной учебной работы: решение ситуационных задач, подготовка к контрольным и проверочным работам, зачету, практическим, подготовка кратких сообщений, докладов, оформление мультимедийных презентаций, слайдового сопровождения докладов, рефератов, исследовательских работ, проектов, работа над выполнением схем, таблиц, макетов, и др., подготовка и участие в учебно-исследовательской деятельности,  в научно-практических конференциях.

3. Разработка заданий для ВСР, т.е. контрольно-измерительных материалов.

4. Обеспечение информационными ресурсами, методическими материалами (учебной, справочной и специальной литературой, указаниями, руководствами, практикумами).

5. Создание условий для  ВСР.

6. Контроль и анализ ВСР студентов, разработка графика контроля внеаудиторной самостоятельной работы,  проведение групповых и индивидуальных консультаций студентов согласно графику.

 

Это лишь несколько примеров организации самостоятельной работы. Я поделилась своим опытом. Не сомневаюсь, что у каждого из вас есть что добавить или возразить. В нашей педагогической  работе каждый преподаватель вносит свою «изюминку», творчески подходит к процессу по привитию студентам навыков самостоятельной работы.

 

Список используемой литературы

1. Ахмадиева З.Р. «Внеаудиторная самостоятельная работа», «Специалист» - 2006 г., №11.

2. Введение в педагогическую деятельность. Под ред. А.С. Роботовой — М.: Академия, 2008.

3. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы.  Среднее профессиональное образование. – 2009, № 5.

4. Сластенин В.А. Педагогика - М.: Академия, 2012.

5. Старокожева Е.И Проблемы организации внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителя. ГОУ СПО «Валуйский педагогический колледж», г.Валуйки estarokozheva@yandex.ru

6. Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования России от 29.12 2000 г




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*