Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсновной вектор развития начального и среднего профессионального образования на сегодняшний день лежит в области электронных технологий обучения, которые позволяют повысить эффективность традиционных форм обучения и обеспечить доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам образовательного процесса. Это актуально в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты, в основе реализации которых лежат компетентностный подход и модульные технологии обучения.
Требования ФГОС предусматривают, что эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС), которая является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.
Глобальная интеграция дистанционных образовательных технологий в образовании – это новый подход к получению знаний, специальности, профессии, еще не достаточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал. Однако, характеризуя дидактические функции дистанционных образовательных технологий, не следует забывать о том, что сами по себе они малоэффективны и успешны для обучения, если за ними не стоит ряд методических разработок по их включению в учебный процесс, если нет четко сформулированных целей, которые должны быть достигнуты при их использовании, разработанной программы обучения.
Любая информационная технология должна органично интегрироваться в общую педагогическую концепцию, в учебно-воспитательный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные.
Можно выделить два направления использования дистанционных образовательных технологий – во-первых, это сопровождение основного учебного процесса, как очного, так и заочного, а во-вторых – полное обеспечение дистанционного обучения, посредством использования дистанционных образовательных технологий.
Для Костромской области обеспечение доступности качественного образования за счет преимуществ открытых образовательных мультимедиа систем, возможности сетевого распространения образовательных ресурсов и телекоммуникационного доступа к ним имеет особое значение. Это обусловлено географическими особенностями, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией ведущих учебных центров в областном центре.
Вопросом внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс творческая группа преподавателей техникума занимается с 2007 года, а с 2012 года функционирует региональная стажировочная площадка, деятельность которой направлена на распространение инновационного опыта работы использования педагогического потенциала информационно-образовательной среды на основе СДО Moodle в информационной образовательной среде образовательных учреждений Костромской области.
Целью площадки является создание условий для распространения инновационного опыта использования ресурсов информационной образовательной среды на базе платформы дистанционного обучения Moodle.
В процессе стажировки стажѐры могут осуществить проектирование на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям своего образовательного учреждения.
Одним из условий эффективного использования электронной информационной образовательной среды является качественный контент, (информационное наполнение ресурса (к примеру, веб-сайта) - вся информация, которую пользователь сможет загрузить на диск компьютера, соблюдая соответствующие законности, в основном для личного пользования).который представлен электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК), обеспечивающими непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения.
В ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова» продумана и реализована технология подготовки электронного контента ЭУМК, проводится работа по созданию и использованию их в образовательном процессе. В качестве программной среды используется система дистанционного обучения (СДО) Moodle, которая поддерживает большинство современных спецификаций для обмена учебным контентом и является свободно распространяемой. Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации исследовательской деятельности студентов как самостоятельной, так и групповой.
С использованием этой системы в техникуме организовано избирательное применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для различных образовательных услуг как очного, так и заочного обучения.
На сервере ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова» представлена электронная база ЭУМК по 31 дисциплине (http://spoket.ru).
За 2 года подготовлены РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ на печатной основе и практические работы для слушателей курсов повышения квалификации, которые проходят стажировку с использованием подготовленного дистанционного ресурса. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ являются составной частью учебно-методических комплексов к сетевым курсам «Методика использования электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе» и «Технология создания электронных учебно-методических комплексов для учебного процесса». Результатом работы каждого слушателя является ЭУМК по дисциплине, созданный и размещѐнный в СДО «Moodle».
В процессе реализации программы создано педагогическое сообщество, в рамках которого педагоги могут выступать экспертами разработанных в рамках курсов материалов.
Опыт наших преподавателей представлен на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях:
- На региональном уровне:
- На межрегиональном уровне:
- На федеральном уровне:
Таким образом, в процессе деятельности региональной стажировочной площадки нами апробированы и реализованы программы модулей, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации Костромской области, подготовлены программно-методические ресурсы для педагогического сообщества региона по использованию педагогического потенциала информационно-образовательной среды на программной платформе Moodle.
Литература
1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
3. Поляков А.А. Стратегия развития дистанционного инженерного образования// Материалы Шестой международной конференции по ДО. - М.: МЭСИ, 1998.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
5. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий// Высшее образование в России. - 1997. - N 4.
6. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
7. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа., 2010.
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Институт Реформы образования Образовательного портала Мой университет! http://www.edu-reforma.ru/
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.