Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС СПО в колледже

01.08.2014 1295 2382
Зуева Ксения Владимировна
Зуева Ксения Владимировна, педагог-психолог

Михайловский экономический колледж-интернат

С сентября 2011 года все школы Российской Федерации перешли на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. Во всей педагогической и психолого-педагогической литературе появились статьи и лозунги на тему того, что мы, то есть учителя, педагоги, воспитатели детских садов и даже нянечки (а в некоторых яслях делают с детьми проекты, правда элементарные) перейдем от педагогической психологии к психологической педагогике.

 

Что такое педагогическая психология все знают все. Может и не у каждого получится дословно воспроизвести определение, но есть четкое понимание этой науки, а главное знаний, которые она дает.  Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.

 

Психологическая педагогика достаточно новый термин, хотя его применял еще наш известный психолог, педагог Зинченко Владимир Петрович (сын одного из основателей проблемного обучения), один из  основателей инженерной психологии в России. Он представил целью образования формирование мира у самого ученика. «Назначение мира образования состоит в образовании мира у своего субъекта (субъектов). Желательно, чтобы этот мир был человеческим и человечным.» Он предложил свободное образование в котором ни в коем случае не нарушается не только внешняя, но и внутренняя свобода ученика.

 

Психологическая педагогика (англ. psychological pedagogy) — целостная реализация живого (гуманистического) психологического знания в образовательных практиках и технологиях, в науках об образовании.

 

Вот так новые стандарты, которые направлены на формирование свободного внутреннего мира человека, гуманизацию, отход от жесткой структуры урока. Кажется все очень хорошо и очень правильно. Педагогические психологи (или теперь психологические педагоги?) вместе с педагогами (или таковы уже не нужны) дают новые педагогические технологии, которые основаны на психологии, которые не только позволят повысить успеваемость, но и на базисе четкой мотивации и сформированной ценностно-смысловой структуры личности позволят в школе сформировать, а нам с вами развивать личность и выпустить в жизнь, на этой основе сформированного, качественного и конкурентно способного специалиста.

 

Все правильно и очень красиво, только что-то не ладиться. Все педагоги заметили, что если нагрузка в часах осталась прежней, то количество времени, которое мы тратим на подготовку увеличилось в разы. Наши заказчики, для которых  и готовим специалистов не очень хотят принимать участие в процессе, а студенты, я сейчас говорю об умных и думающих студентах стонут и падают от перегрузки.

 

В течение нескольких лет я наблюдала, проводила и самоанализ и анализировала запросы на эту тему студентов, анализировала литературу, беседовала с учителями школ, нашими педагогами и пришла к некоторым выводам, позвольте с вами ими поделиться.

 

Начну со студентов и их реакции на ФГОСы. У современного ученика, а позвольте мне начать именно оттуда, наряду со знаниями по предметам предполагается и формирование универсальных учебных действий (УУД) — совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Сюда же включена и способность к самостоятельной организации познавательного процесса. Универсальные учебные действия должны оцениваться с помощью системы мониторинга, и для их реализации проектируются специальные условия.

 

Напомним, что образовательный стандарт предполагает, что у учащихся будут сформированы четыре группы универсальных учебных действий:

личностные — самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;

регулятивные — управление своей деятельностью;

коммуникативные — речевая деятельность, навыки сотрудничества;

познавательные — работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения задачи, выполнение логических операций.

 

И в школе в первом классе предлагают сделать презентацию, в третьем провести анализ образа моря в «Сказке и рыбаке и рыбке», кстати, подструктура мозга отвечающая за анализ и синтез созревает у нормально развивающегося ребенка к 9-10 годам, но наверное в психологической педагогике другие законы, чем в физиологии. Но о трудностях и казусах  в школе, в ситуациях, в которые поставленные учителя, мы могли бы не говорить, если бы не одно но.

 

Ведь к нам должен прийти на первый курс студент, у которого компетенции уже сформированы, а мы их с вами только помогаем развивать, а формируем мы уже профессиональные. Это предполагается стандартом, как базис, фундамент, ведь теперь образование это не только знания, умения и навыки, но и личность воспитанника. Но ведь стандарты в школах введены только несколько лет назад и поэтому эти компетенции, конечно, есть у наших студентов, но их развитие на несколько другом уровне, чем требуется для реализации стандарта. Кстати, личностная и регулятивным УУД нам вполне бы хватило и уровня выпускника начальной школы, на мой взгляд.

 

Вернемся к УУД, что бы напомнить, что это такое и зачем это нужно.

 

Сформированные личностные компетенции дают нам с вами устойчивую мотивацию студента к обучению, мотивацию достижения и, как результат работу не в зоне актуального развития, а в зоне ближайшего развития.

 

Познавательные отвечают за сформированность высших психических функций и познавательных процессов. Их результатом является высокая успешность в усвоении учебного материала и переход к самообразованию.

 

Коммуникативные функции позволяют формировать внутренний план действий.

 

Регулятивные отвечают за умение регулировать свое поведение и владение навыками рефлексии.

 

По стандартам они уже должны быть, а в реальности мы вместо их развития вынуждены формировать их у студента. К нам должен прийти мотивированный и самостоятельный студент, который знает не только, что он хочет получить после изучения той или иной дисциплины и в целом по окончанию колледжа, но и как это сделать, он готов работать самостоятельно, а главное умеет это, он увлекается творческими заданиями, его не надо заставлять, а нужно направлять и можно даже пустить по индивидуальному образовательному маршруту по ряду дисциплин. А как результат получается студент не готовый к такой деятельности совершенно, а при этом ему трудно работать на самоконтроле, а при общей пропаганде свободы и гуманизации студент поставлен в жесткие рамки сроков и объемов выполнения материала. Отсюда стресс, у слабых студентов падение мотивации и состояние перегрузки. Даже сильные студенты трудно справляются с этим, так как из одной системы они попали в другую и им требуется не только адаптироваться к ней, но и у них просто УУД на другом уровне развития.

 

Хотя с момента разработки и экспериментального внедрения стандартов прошло немало времени, отношение к ним педагогического сообщества и родителей весьма противоречиво, скорее всего именно из-за этого.

 

Так как образование – это двусторонний процесс, который строиться на взаимодействии  субъект – субъект, то важным является и то, как себя чувствует педагог в процессе адаптации к новым стандартам. Мы все имеем немалый стаж, обладаем определенный педагогическими технологиями, умеем преподавать, так почему же многим из нас так трудно перейти на новые стандарты? Ответ достаточно прост. Опыт. Вспомните, когда в первые три года мы формировались как педагоги, то перебирали различные технологии, методы, формы и в конце концов нашли «свои», они составляли 70-80% нашего «багажа», а в оставшиеся 20-30% вошли наши эксперименты, поиск нового, это соотношение может колебаться, но не очень значительно, да и к «своим» мы привыкли и выучили их до автоматизма, сравним для простаты это с танцем.

 

Итак, у нас с вами умение танцевать в совершенстве вальс, румбу, ча-ча-ча и основной шаг, и поддержки, и темп и даже наиболее трудные моменты мы знаем, а уж аксессуаров, а точнее раздаточного материала за годы работы накоплено много. Шаг просто доведен до автоматизма. И вдруг нас ставят в акробатический рок-н-рол, те же руки, те же ноги, те же участники, и называется тоже танец, а вот танец совсем другой. И что же делать? Учиться заново и при этом на время отложить все такие привычные и любимы педагогические технологии. Вы меня возразите почему? Потому что привычка, стереотип поведения очень сложно ломается и мы так устроены, что легко возвращаемся в привычную деятельность, бессознательно или полусознательно. Поэтому для того, что бы получить новый опыт, освоить новые педагогические технологии уйдите из зоны актуального развития своего профессионализма в зону ближайшего развития.

 

И возвращаясь к метафоре про танец, как бы хорошо я не умела танцевать вальс мой рок-н-рол от этого не станет лучше, но есть и хорошая новость – пластика и владение собственным телом, координация движений во всех танцах одинаково нужны.

 

Следовательно, у нас только один выход – это учиться. Осваивать новые технологии, искать оптимальные и, простите, не возвращаться к предыдущим как бы они не были хороши, пока до автоматизма не доведете новые, а потом и только потом объединяйте свой опыт. И последнее. Говорят самые трудные больные – это врачи, а самые трудные ученики – учителя. Мы все принимаем критически и с большой долей скептицизма. Для сохранения нашего с вами психического здоровья я прошу вас открыться новому опыту, позволить другим себя научить и не бояться сделать ошибку, так как в отличие от замминистра наши дипломы не троечные и внутри каждого живет девочка-отличница и мальчик-перфекционист, который и сейчас трудно переживает поставленную учителем нет, не двойку, а часто даже «четверку». Вернитесь частично в состояние себя 20-летних, вспомните это замечательное ощущение новизны, радости творчества, адреналина и полета творчества, когда вы не знали приблизительно с вероятностью 80% как пройдет занятие. Это в чем-то наш шанс практически вернуться в то время.

 

Хотя как педагоги мы понимаем, что если человек сделал и ошибся (может даже переделал несколько раз), он это запомнит и в этом разберется лучше, чем тот, кто сделал все отлично с первого раза. Разрешите себе ошибаться, позвольте другим себя научить, делайте, пробуйте что-то новое и будьте терпимы к ошибкам других людей.

 

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. – М., 2008

2. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. -  СПб. 2007

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997

4. Селевко Г.К Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

5. Федеральный государственный образовательный стандарт в системе СПО

6. Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении». - М. 1993




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*