Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в МЭКИ при переходе на ФГОС СПО 3-его поколения

01.08.2014 195 383
Тямисова Елена Викторовна
Тямисова Елена Викторовна, преподаватель общеобразовательных дисциплин (физической культуры) высшей квалификационной категории

Михайловский экономический колледж-интернат

В свете перехода нашего учебного заведения на стандарты нового поколения ФГОС СПО III поколения целями и задачами учебного предмета «Физическая культура» являются:

- подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитию основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно важными и прикладно-ориентированными двигательными навыками и движениями;

- воспитания бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умения их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

- освоение знаний о ценности физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей готовность студентов к будущей профессии;

- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Однако, внедрение стандартов нового поколения в нашем колледже, с учетом известного нам контингента обучаемых, прибавило нам определенных трудностей.

 

К выпуску студенты должны иметь тот минимум освоения дисциплины:

УМЕТЬ: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья достижения и профессиональных целей.

ЗНАТЬ:

- о роли физической культуры в общекультурном и социальном развитии человека;

- основы здорового образа жизни.

 

Проблема в том, что стандарты разработаны для физически здоровых людей. Нам необходимо переложить и приспособить стандарты к студентам всех возрастных и нозологических групп.

 

Второй проблемой для нас, преподавателей физической культуры по внедрению новых стандартов стало сокращение аудиторной нагрузки.

 

В соответствии с решением коллегий Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, Российской Академии образования в предельный объем учебной нагрузки на всех ступенях образования рекомендуется отводить на предмет «Физическая культура» дополнительные часы в неделю (из регионального компонента), в исключительных случаях из компонента образовательного учреждения.

 

Для нашего колледжа случай, видимо не исключительный, потому что с введением новых стандартов объем аудиторной нагрузки сократился почти в 2 раза.

 

Физическое воспитание в нашем колледже осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

 

Процесс физического воспитания в нашем колледже включает в себя:

- обязательные учебные занятия физической культурой;

- самостоятельные занятия физической культурой и спортом во внеурочное время;

- занятия в спортивных секциях;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время;

- соревнования различных уровней, в том числе районных, областных, региональных, всероссийских).

 

Теперь подробнее о каждом из представленных компонентов учебного процесса.

 

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Взависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

1) уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

2) уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для кор­рекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболева­ний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.

5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

 

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики, т.е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

 

Напомню, что ведущим принципом в работе со студентами является личностно-ориентированный, дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.

 

На теоретических занятиях студенты получают сведения о роли физической культуры, закаливания в поддержании здоровья, о самоконтроле, установки на самостоятельные занятия, познавательные сведения о различных видах спорта, о достижениях наших спортсменов. Теоретические знания сообщаются в виде лекций, систематических бесед в процессе урока, или защите рефератов и презентаций.

 

В этом году активно влилась в нашу работу лыжная подготовка и такой игровой вид как «бочча», все эти виды спорта адаптированы с учетом функциональных особенностей наших студентов.

 

Физическими упражнениями в режиме дня в нашем колледже являются физкультпаузы. Они направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности студентов в течение учебного дня.

 

Вторым большим компонентом учебного процесса определенным стандартами III поколения являются самостоятельные занятия студентов.

 

Если грамотно даны рекомендации и мотивации студентов, то самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс реабилитации наших студентов, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

 

Если вы приедете в колледж вечером и зайдете в тренажерный или спортивный зал, то будете приятно удивлены количеством ребят, занимающихся спортом самостоятельно. Это не только футбол, неизменно пользующийся популярностью у большой группы ребят, но и баскетбол на колясках, а также силовые тренировки на брусьях и перекладине, в тренажерном зале практикуют многие наши студенты.

 

Студенты занимаются бегом, спортивной ходьбой, оттачивают своё мастерство в летних лыжных гонках. Тяжёлые студенты учатся ходить без костылей и колясок с помощью брусьев.

 

Много студентов играет вечерами в настольный теннис, а с наступлением тепла пробуют себя на корте и в большом теннисе.

 

Отдельно хочется сказать о работе спортивных секций во внеурочное время. Это секции волейбола, футбола, оздоровительного плавания, ритмической гимнастики, адаптивной физкультуры на базе спортивного комплекса «Метеор».

 

Подробнее хочется остановиться на спортивно-массовой работе, как большой и трудоемкой составляющей процесса физического воспитания.

 

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствования физической подготовленности студентов.

 

Список используемой литературы

1. Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: Учебное пособие / Э.И. Сакун. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 208 с.

2. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов: учебно-методическое пособие для учителя /С.Г. Арзуманов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 413 с. : ил. – (Библиотека учителя).

3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

4. Физическая культура: учеб. пособие  для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с.

5. Физическая культура: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Мин. Обр. РФ. Изд.: Дрофа. 2010 г. – 80с.

6. Виленский М.Я.  Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – 240с.

7. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*