Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ свете перехода нашего учебного заведения на стандарты нового поколения ФГОС СПО III поколения целями и задачами учебного предмета «Физическая культура» являются:
- подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитию основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно важными и прикладно-ориентированными двигательными навыками и движениями;
- воспитания бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умения их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;
- освоение знаний о ценности физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей готовность студентов к будущей профессии;
- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Однако, внедрение стандартов нового поколения в нашем колледже, с учетом известного нам контингента обучаемых, прибавило нам определенных трудностей.
К выпуску студенты должны иметь тот минимум освоения дисциплины:
УМЕТЬ: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья достижения и профессиональных целей.
ЗНАТЬ:
- о роли физической культуры в общекультурном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
Проблема в том, что стандарты разработаны для физически здоровых людей. Нам необходимо переложить и приспособить стандарты к студентам всех возрастных и нозологических групп.
Второй проблемой для нас, преподавателей физической культуры по внедрению новых стандартов стало сокращение аудиторной нагрузки.
В соответствии с решением коллегий Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, Российской Академии образования в предельный объем учебной нагрузки на всех ступенях образования рекомендуется отводить на предмет «Физическая культура» дополнительные часы в неделю (из регионального компонента), в исключительных случаях из компонента образовательного учреждения.
Для нашего колледжа случай, видимо не исключительный, потому что с введением новых стандартов объем аудиторной нагрузки сократился почти в 2 раза.
Физическое воспитание в нашем колледже осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Процесс физического воспитания в нашем колледже включает в себя:
- обязательные учебные занятия физической культурой;
- самостоятельные занятия физической культурой и спортом во внеурочное время;
- занятия в спортивных секциях;
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время;
- соревнования различных уровней, в том числе районных, областных, региональных, всероссийских).
Теперь подробнее о каждом из представленных компонентов учебного процесса.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Взависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
1) уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
2) уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.
5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики, т.е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.
Напомню, что ведущим принципом в работе со студентами является личностно-ориентированный, дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.
На теоретических занятиях студенты получают сведения о роли физической культуры, закаливания в поддержании здоровья, о самоконтроле, установки на самостоятельные занятия, познавательные сведения о различных видах спорта, о достижениях наших спортсменов. Теоретические знания сообщаются в виде лекций, систематических бесед в процессе урока, или защите рефератов и презентаций.
В этом году активно влилась в нашу работу лыжная подготовка и такой игровой вид как «бочча», все эти виды спорта адаптированы с учетом функциональных особенностей наших студентов.
Физическими упражнениями в режиме дня в нашем колледже являются физкультпаузы. Они направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности студентов в течение учебного дня.
Вторым большим компонентом учебного процесса определенным стандартами III поколения являются самостоятельные занятия студентов.
Если грамотно даны рекомендации и мотивации студентов, то самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс реабилитации наших студентов, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.
Если вы приедете в колледж вечером и зайдете в тренажерный или спортивный зал, то будете приятно удивлены количеством ребят, занимающихся спортом самостоятельно. Это не только футбол, неизменно пользующийся популярностью у большой группы ребят, но и баскетбол на колясках, а также силовые тренировки на брусьях и перекладине, в тренажерном зале практикуют многие наши студенты.
Студенты занимаются бегом, спортивной ходьбой, оттачивают своё мастерство в летних лыжных гонках. Тяжёлые студенты учатся ходить без костылей и колясок с помощью брусьев.
Много студентов играет вечерами в настольный теннис, а с наступлением тепла пробуют себя на корте и в большом теннисе.
Отдельно хочется сказать о работе спортивных секций во внеурочное время. Это секции волейбола, футбола, оздоровительного плавания, ритмической гимнастики, адаптивной физкультуры на базе спортивного комплекса «Метеор».
Подробнее хочется остановиться на спортивно-массовой работе, как большой и трудоемкой составляющей процесса физического воспитания.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствования физической подготовленности студентов.
Список используемой литературы
1. Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: Учебное пособие / Э.И. Сакун. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 208 с.
2. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов: учебно-методическое пособие для учителя /С.Г. Арзуманов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 413 с. : ил. – (Библиотека учителя).
3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
4. Физическая культура: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с.
5. Физическая культура: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Мин. Обр. РФ. Изд.: Дрофа. 2010 г. – 80с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – 240с.
7. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.