Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дифференцированный подход, как метод повышения качества и результативности обучения на уроках бухгалтерского учета

01.08.2014 875 1352
Логанова Татьяна Сергеевна
Логанова Татьяна Сергеевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» первой квалификационной категории

Михайловский экономический колледж-интернат

Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения направлено на модернизацию образования. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые введены новым образовательным стандартом. В Михайловском экономическом колледже-интернате обучаются и социализируются люди с ограниченными физическими возможностями. Поэтому задача преподавателя усложняется. Она в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить студентов знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.

 

Учебное занятие или урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента  сосредотачивается на учебном занятии. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

 

На мой взгляд, необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех студентов, максимально учитывая их индивидуальные особенности. Каждый студент должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать студентов по уровню их подготовки, стимулировать к деятельности тех студентов, которым хорошо дается учетно – экономические дисциплины, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

 

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями.

 

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым студентом?»

 

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

 

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.

 

В рамках деятельности нашей кафедры совместно с другими преподавателями, мы разработали тему нашей работы, это «Индивидуальный подход и дифференцированное обучение на уроках бухгалтерского учёта как важное условие повышения эффективности процесса обучения», а в качестве экспериментальной группы для своей работы я остановилась на одной из групп отделения «Экономика и бухгалтерский учёт».

 

Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:

1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых заданий, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых заданий, опираясь на указания преподавателя.

3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых заданий.

 

Индивидуальный подход применяется на занятиях различных форм: на практических и семинарских занятиях, на контрольных работах, на зачётных занятиях и т.д. Для обобщения пройденного материала по некоторым темам провожу уроки – конкурсы, на которых каждый студент имеет возможность показать свои знания по изученным темам. Урок проводится в виде соревнования двух команд. В команду объединяются студенты разного уровня знаний. Задания выдаются разной степени сложности и команда самостоятельно распределяет выполнение заданий между членами команды.

 

При контроле теоретических знаний мною разрабатываются вопросы разного уровня сложности, соответствующие различным оценкам. При этом студенту даётся возможность самому выбрать уровень сложности ответа.

 

Задания для практических занятий также составляются с учётом уровня сложности. Студенты на этих уроках выполняют разные объёмы работ в зависимости от личностных качеств.

 

В своей деятельности я выделяют следующие виды индивидуальной и дифференцированной работы:

1. устная – данный вид работы чаще применяю к тем студентам, которые в силу своих физических способностей не могут быстро и хорошо писать;

2. письменная – этот вид работы использую чаще всего со студентами, которые устно не могут сформулировать и высказать свои мысли, или может быть стесняются;

3. фронтальный опрос. Во время этого вида работы есть студенты, которые проявляют большую активность, чем другие;

4. опережающее обучение.  Накануне раздаю материал для следующего занятия с новой темой, но задания на дом, чтобы студенты прочитали этот материал, не даю. А на следующем занятии, объясняя новый материал, понимаю, что все-таки есть студенты, которые не только прочитали, но и вникли в него, и в процессе объяснения помогают мне и дополняют;

5. работа по карточкам(тестовые задания, самостоятельные и проверочные работы). Разрабатывая тестовые задания, задания для самостоятельных работ, вопросы, всегда про­думываю, кому, какому студенту в группе будет дано то или иное задание, а если этот студент будет отсутствовать, то кому другому. Учитывая индивидуальные способности и возможности студентов, я задания повышенного уровня сложности предоставляю студентам, с сильными сторонами учебной деятельности.

 

Каждая карточка–задание состоит из разноуровневых заданий.

 

Вот пример такой карточки, в которой предлагается 3 уровня заданий. Эта практическая работа по теме: «Лимит остатка наличных денежных средств в кассе».

Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы расчета лимита кассы.

Второй уровень – задачи в два, три действия на определение лимита кассы по всем изученным формулам.

Третий уровень – задачи, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий, а именно расчета лимита, указания теоретических аспектов, а также заполнения документов.

 

Не только я, но и все преподаватели, а особенно, преподаватели экономических дисциплин используют индивидуальный подход в процессе обучения и контроля знаний студентов. В силу того, что между дисциплинами экономического цикла существуют тесные межпредметные связи и освоение конкретной дисциплины часто опирается на знания по другим экономическим дисциплинам, преподавателям приходится предварительно проверять уровень освоения студентами уже изученных дисциплин. На основе этого и строится дальнейшая индивидуальная работа со студентами.

 

С целью реализации индивидуального подхода преподаватели учетно-экономических дисциплин проводят дополнительные занятия и консультации.    

 

Для повышения заинтересованности в изучении дисциплины студентам предлагаются индивидуальные задания для написания рефератов по изучаемой дисциплине, для подготовки сообщений на уроках.

 

Пытаясь создать образ выпускника нашего колледжа, при внедрении дифференцированного подхода в обучении и воспитании студента, я исхожу из того, что нет и не может быть единых жестких требований к каждому студенту, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека.

 

Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: студенты учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Студент становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие студента, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.

 

Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания студента, но и сознания преподавателя. Дифференцированное обучение вдохновляет педагога на создание такого образовательного процесса, в котором студент в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.

 

В заключении могу сказать, что применение индивидуального и дифференцированно­го подхода — дело сложное и требующее определенного опыта работы, поэтому начинать надо с учета всего не­скольких факторов и с работы с самыми сложными студентами, постепенно увеличивая количество факторов и охватывая всю группу.

 

Список используемой литературы

1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек», 1998.

2. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. Пособие для студ.учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство, 2002.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – стр. 336

4. Унт И.Э.  Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 576 с.

6. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*