Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременное состояние здоровья молодежи требует приоритетного внимания не только медицинских работников, но педагогов. На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс администрацию Михайловского экономического колледжа натолкнули приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.
В педагогическом коллективе уже накоплен достаточный опыт применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и не раз предметом обсуждения на методических советах были особенности организации учебно-воспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии; особенности образовательной среды, условий, способствующих сохранению и формированию здоровья студентов с ограниченными физическими возможностями.
Обсудив эти вопросы, педагогическим коллективом на одном из таких методических советов, были определены следующие задачи на перспективу.
Одной из таких задач было определено развертывание опытно-экспериментальной и исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий в колледже.
В октябре этого года на базе МЭКИ заработали три экспериментальные кафедры, одна из которых - кафедра здоровьесберегающих технологий.
Была определена общая тема кафедры - «Система здоровьесберегающего образования в условиях современного колледжа при работе со студентами с ограниченными физическими возможностями».
Основные направления деятельности кафедры:
Созданы рабочие группы на базе кафедры, а также разработаны и утверждены групповые и индивидуальные темы членов кафедры:
1. Реализация здоровьесберегающих технологий, ориентированных на индивидуальные особенности студента с ограниченными физическими возможностями в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. Помощь студентам в достижении душевного равновесия в эмоциональной сфере через духовное воспитание и их приобщение к морально-нравственным ценностям общества.
3. Формирование смысложизненных ориентаций личности в системе здоровьесбережения через приобщение студентов к народной культуре, заботу об их психологическом здоровье.
4. Рациональное использование времени в подготовке домашнего задания.
5. Здоровьесбережение (здоровый образ жизни) при адаптации студентов нового набора.
6. Теоретические и здоровьесберегающие основы метода аналогий в курсе физики СПО.
7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках учебных дисциплин и профессиональных модулей.
8. Влияние положительных эмоций на здоровье обучаемых.
Было определено расположить кафедру на базе «Лаборатории информатики и ИКТ в профессиональной деятельности» (кабинет 24).
Ранее многими преподавателями колледжа уже были разработаны несколько брошюр с рекомендациями и памятками по здоровьюсбережению.
1. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии и их классификация.
3. Здоровьесберегающие технологии: проблема учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления и пути выхода из неё (из опыта работы).
4. Проблемы предупреждения патологических нарушений здоровья, непосредственно связанных с образовательным процессом.
5. Проблемы учебных стрессов. Пути решения.
В работе социальных педагогов и воспитателей большое внимание уделяется адаптации студентов нового набора к внутреннему распорядку колледжа и условиям проживания в общежитии, индивидуальной работе, обустройству быта, рационального использования времени, организации досуговой деятельности.
1. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса в МЭКИ (в кабинетах ЭВМ и ЦСОТЭ).
2. Осуществление работы по гигиеническому образованию и воспитанию у студентов, формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
3. Мониторинг медицинского контроля за организацией физического воспитания, рационального питания, соблюдения санитарных правил и нормативов в учебных аудиториях и общежитии. Соответствие образовательного процесса гигиеническим нормам.
4. Организация рационального питания, соблюдения санитарных норм и правил в столовой МЭКИ.
Своеобразным кредо деятельности является: узнать каждого студента, помочь ему реализоваться как личность и научить адаптироваться в обществе. В направлении здоровьесберегающих технологий воспитательной службой ранее был подготовлен педагогический совет «Педагогика поддержки».
Таким образом, оказывается работа по изучению и внедрению здоровьесберегающих технологий уже начата и продолжается сегодня.
Разработан ряд анкет для мониторинга студентов, родителей и преподавателей здоровьесберегающей и валеологической направленности. Некоторые уже апробированы.
Вашему вниманию представляется анкетирование двух групп бухгалтерского отделения: (были охвачены анкетированием как младший курс, так и старшекурсники, всего 28 студентов) - это 23 девушки и 5 юношей. Всего в анкете был 21 вопрос.
На вопрос: «Интересно ли Вы живете в колледже?» опрашиваемые ответили так, оказалось первокурсникам живется интереснее, чем третьему курсу.
При ответе на вопрос: «Устраивает ли Вас социально-психологический климат в колледже?» вышло, что студенты считают социально-психологический климат в колледже удовлетворительным.
Вопрос: «Влияют ли положительные эмоции на укрепление вашего здоровья?» вызвал неподдельный интерес у студентов. Оказалось, и первокурсники, и студенты третьего курса считают, что положительные эмоции укрепляют их здоровье, а некоторые - затруднились с ответом.
Вопрос о курении – наш извечный вопрос. Выяснилось, что обе группы почти некурящие, хотя некоторые студенты изредка всё же покуривают. Здесь есть над чем подумать и поработать, и не только членам кафедры здоровьясбережения.
На вопрос: «По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…?» студенты давали много различных ответов. В основном они считают, что это отказ от вредных привычек, физическая культура и спорт. На втором месте – личная гигиена, на третьем – рациональное питание и положительные эмоции.
Кроме этого, студентам третьего курса бухгалтерского отделения была предложена в качестве самостоятельной работы подготовка сообщений по технике безопасности, охране труда и здоровьесбережению на уроках «Информационные технологии в профессиональной деятельности», на что студенты с удовольствием откликнулись. Итогом этой работы стала подборка методик, советов и упражнений для работы за персональным компьютером, чтобы избежать стресса, усталости глаз, неправильной осанки, излишнего шума и т.д.
Была продолжена работа физоргов при проведении физкультминуток во время занятий.
При проведении учебных занятий, открытых мероприятий многие педагоги стараются включать элементы здоровьесберегающих технологий.
Однако не все преподаватели осознают важность и серьёзность данной проблемы. Для того чтобы определить уровень владения нашими педагогами здоровьесберегающими технологиями, был разработан мониторинг.
Вот его результаты:
Первый вопрос мониторинга касался состава участвующих в нём педагогов. Участвовало 30 человек.
Второй вопрос мониторинга: выяснилось, что все преподаватели колледжа знакомятся с диагнозом студентов при их поступлении.
Третий вопрос мониторинга: сформулировать понятие «здоровье» смогла половина наших преподавателей и еще половина засомневалась с ответом.
Четвёртый вопрос мониторинга: сформулировать понятие «педтехнология» смогли 25 человек опрошенных и сомневаются с ответом 10 человек.
Пятый вопрос мониторинга: дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии» смогли 27 преподавателей, что говорит о том, что эта проблема актуальна и знакома, преподаватели интересуются этим вопросом.
На шестой вопрос мониторинга: «Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в колледже?» Ответ – все виды. На первом месте - физкультурно – оздоровительные, на втором месте - медико-профилактические и на третьем - технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанника. Нашими педагогами используются в работе все указанные виды здоровьесбережения.
И в заключении нам бы хотелось остановиться на некоторых основных позициях, по которым мы планируем вести работу кафедры здоровьесберегающих технологий:
Мы уверены, здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в колледже будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Хочется добавить, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья молодого поколения только в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.
Всем педагогам и воспитанникам желаем здоровья.
Список используемой литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.