Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Направления деятельности кафедры здоровьесберегающих технологий. Актуальность и важность инновации

31.07.2014 313 643
Дубровина Светлана Николаевна
Дубровина Светлана Николаевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт», руководитель экспериментальной методической кафедры здоровьесберегающих технологий МЭКИ

Зайцева Наталья Владимировна
Зайцева Наталья Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе

Михайловский экономический колледж-интернат

Современное состояние здоровья молодежи требует приоритетного внимания не только медицинских работников, но педагогов. На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс администрацию Михайловского экономического колледжа натолкнули приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.

 

В педагогическом коллективе уже накоплен достаточный опыт применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и не раз предметом обсуждения на методических советах были особенности организации учебно-воспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии; особенности образовательной среды, условий, способствующих сохранению и формированию здоровья  студентов с ограниченными физическими возможностями.

 

Обсудив эти вопросы, педагогическим коллективом на одном из таких методических советов, были определены следующие задачи на перспективу.

 

Одной из таких задач было определено развертывание опытно-экспериментальной и исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий в колледже.

 

В октябре этого года на базе МЭКИ заработали три экспериментальные кафедры, одна из которых - кафедра здоровьесберегающих технологий.

 

Была определена общая тема кафедры - «Система здоровьесберегающего образования в условиях современного колледжа при работе со студентами с ограниченными физическими возможностями».

 

Основные направления деятельности кафедры:

  1. Организационно-педагогическая работа;
  2. Исследовательская работа;
  3. Методическая работа.

 

Созданы рабочие группы на базе кафедры, а также разработаны и утверждены групповые и индивидуальные темы членов кафедры:

1. Реализация здоровьесберегающих технологий, ориентированных на индивидуальные особенности студента с ограниченными физическими возможностями в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей.

2. Помощь студентам в достижении душевного равновесия в эмоциональной сфере через духовное воспитание и их приобщение к морально-нравственным ценностям общества.

3. Формирование смысложизненных ориентаций личности в системе здоровьесбережения через приобщение студентов к народной культуре, заботу об их психологическом здоровье.

4. Рациональное использование времени в подготовке домашнего задания.

5. Здоровьесбережение (здоровый образ жизни) при адаптации студентов нового набора.

6. Теоретические и здоровьесберегающие основы метода аналогий  в курсе физики СПО.

7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках учебных дисциплин и профессиональных модулей.

8. Влияние положительных эмоций на здоровье обучаемых.

 

Было определено расположить кафедру на базе «Лаборатории информатики и ИКТ в профессиональной деятельности» (кабинет 24).

 

Ранее многими преподавателями колледжа уже были разработаны несколько брошюр с рекомендациями и памятками по здоровьюсбережению.

1. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии и их классификация.

3. Здоровьесберегающие технологии: проблема учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления и пути выхода из неё (из опыта работы).

4. Проблемы предупреждения патологических нарушений здоровья, непосредственно связанных с образовательным процессом.

5. Проблемы учебных стрессов. Пути решения.

 

В работе социальных педагогов и воспитателей большое внимание уделяется адаптации студентов нового набора к внутреннему распорядку колледжа и условиям проживания в общежитии, индивидуальной работе, обустройству быта, рационального использования времени, организации досуговой деятельности.

1. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса в МЭКИ (в кабинетах ЭВМ и ЦСОТЭ).

2. Осуществление работы по гигиеническому образованию и воспитанию у студентов, формированию  ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.

3. Мониторинг медицинского контроля за организацией физического воспитания, рационального питания, соблюдения санитарных правил и нормативов в учебных аудиториях и общежитии. Соответствие образовательного процесса гигиеническим нормам.

4. Организация рационального питания, соблюдения санитарных норм и правил в столовой МЭКИ.

 

Своеобразным кредо деятельности является: узнать каждого студента, помочь ему реализоваться как личность и научить адаптироваться в обществе. В направлении здоровьесберегающих технологий воспитательной службой ранее был подготовлен педагогический совет «Педагогика поддержки».

 

Таким образом, оказывается работа по изучению и внедрению здоровьесберегающих технологий уже начата и продолжается сегодня.

 

Разработан ряд анкет для мониторинга студентов, родителей и преподавателей здоровьесберегающей и валеологической направленности. Некоторые уже апробированы.

 

Вашему вниманию представляется анкетирование двух групп бухгалтерского отделения: (были охвачены анкетированием как младший курс, так и старшекурсники, всего 28 студентов) - это 23 девушки и 5 юношей. Всего в анкете был 21 вопрос.

 

На вопрос: «Интересно ли Вы живете в колледже?» опрашиваемые ответили так, оказалось первокурсникам живется интереснее, чем третьему курсу.

 

При ответе на вопрос: «Устраивает ли Вас социально-психологический климат в колледже?» вышло, что студенты считают социально-психологический климат в колледже удовлетворительным.

 

Вопрос: «Влияют ли положительные эмоции на укрепление вашего здоровья?»  вызвал неподдельный интерес у студентов. Оказалось, и первокурсники, и студенты третьего курса считают, что положительные эмоции укрепляют их здоровье, а некоторые - затруднились с ответом.

 

Вопрос о курении – наш извечный вопрос. Выяснилось, что обе группы почти некурящие, хотя некоторые студенты изредка всё же покуривают. Здесь есть над чем подумать и поработать, и не только членам кафедры здоровьясбережения.

 

На вопрос: «По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…?» студенты давали много различных ответов. В основном они считают, что это отказ от вредных привычек, физическая культура и спорт. На втором месте – личная гигиена, на третьем – рациональное питание и положительные эмоции.

 

Кроме этого, студентам третьего курса бухгалтерского отделения была предложена в качестве самостоятельной работы подготовка сообщений по технике безопасности, охране труда и здоровьесбережению на уроках «Информационные технологии в профессиональной деятельности», на что студенты с удовольствием откликнулись. Итогом этой работы стала подборка методик, советов и упражнений для работы за персональным компьютером, чтобы избежать стресса, усталости глаз, неправильной осанки, излишнего шума и т.д.

 

Была продолжена работа физоргов при проведении физкультминуток во время занятий.

 

При проведении учебных занятий, открытых мероприятий многие педагоги стараются включать элементы здоровьесберегающих технологий.

 

Однако не все преподаватели осознают важность и серьёзность данной проблемы. Для того чтобы определить уровень владения нашими педагогами здоровьесберегающими технологиями, был разработан мониторинг.

 

Вот его результаты:

Первый вопрос мониторинга касался состава участвующих в нём педагогов. Участвовало 30 человек.

Второй вопрос мониторинга: выяснилось, что все преподаватели колледжа знакомятся с диагнозом студентов при их поступлении.

Третий вопрос мониторинга: сформулировать понятие «здоровье» смогла половина наших преподавателей и еще половина засомневалась с ответом.

Четвёртый вопрос мониторинга: сформулировать понятие «педтехнология» смогли 25 человек опрошенных и  сомневаются с ответом 10 человек.

Пятый вопрос мониторинга: дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии» смогли 27 преподавателей, что говорит о том, что эта проблема актуальна и знакома, преподаватели интересуются этим вопросом.

На шестой вопрос мониторинга: «Какие виды здоровьесберегающих технологий используются  в колледже?» Ответ  – все виды. На первом месте - физкультурно – оздоровительные, на втором месте - медико-профилактические и на третьем - технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанника. Нашими педагогами используются в работе все указанные виды здоровьесбережения.

 

И в заключении нам бы хотелось остановиться на некоторых основных позициях, по которым мы планируем вести работу кафедры здоровьесберегающих технологий:

  • приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);
  • развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;
  • воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т.д.);
  • воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
  • формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;
  • воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;
  • воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
  • развитие умений оказать первую медицинскую помощь;
  • формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

 

Мы уверены, здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в колледже будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

 

Хочется добавить, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья молодого поколения только в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.

 

Всем педагогам и воспитанникам желаем здоровья.

 

Список используемой литературы

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. 1999
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2003
  3. Олешков М.Ю., Уваров В.М.  Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +,  2006
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006
  5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004
  6. Конасова М. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе БОУ СПО "Вологодский промышленно-технологический техникум": автореферат магистерской диссертации: направление подготовки "Педагогическое образование" Вологда: [б.и.], 2013.- 13 с.
  7. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М . 2002
  8. Анисимова Н.В., Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка  условий обучения  М «Сфера», 2002
  9. Коростелев Н.Б  Воспитание здорового школьника: пособие для учителя  Просвещение 1988г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*