Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту

31.07.2014 289 513
Говорова Валентина Владимировна
Говорова Валентина Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» высшей квалификационной категории, зав. отделением «Экономика и бухгалтерский учёт»

Михайловский экономический колледж-интернат

Согласно общему плану работы Михайловского экономического колледжа-интерната и теме научно-методической и экспериментальной работы на предстоящий учебный год каждый из членов кафедры уже выбрал собственную тему и начал на первом этапе анализировать психолого-педагогическою литературу по проблеме исследования.

 

В рамках эксперимента мы работаем над темой «Индивидуальный подход и дифференцированное обучение на уроках бухгалтерского учёта как важное условие повышения эффективности процесса обучения». И мы начали работу над этим вопросом  и с теории, и с практики.

 

Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

 

В качестве примера можно назвать творческое, не совсем обычное, внеклассное мероприятие, проведенное в ноябре мной и педагогом-психологом колледжа в группах отделения «Экономика и бухгалтерский учёт»: «Бухгалтерская работа – это работа с людьми, среди людей и для людей».

 

Задача нашей кафедры - стать школой общественного становления личности  студента, помочь ему занять активную позицию в освоении опыта творческих дел, дать возможность для реализации потребностей и интересов.

 

Все мы знаем, что погружение студентов в решение коллективно-творческих дел, характеризующихся высокой интенсивностью внеурочного процесса, приносит свои плоды в последующей деятельности студентов, которые принимали активное участие во внеаудиторной работе.

 

 Творческая атмосфера приводит студентов к:

- совершенствованию умений по организации и проведению различных видов творческих дел в условиях коллектива;

-закреплению компетенций группового и межличностного общения.

 

Работая в творческой группе и отвечая за свой фронт работы, студентам, тем не менее, приходится обращаться друг к другу за советом и помощью, сообща решать какие-либо проблемы и выполнять наиболее трудную и ответственную часть работы. Все это стимулирует взаимное обучение и дает возможность менее подготовленным получить поддержку более подготовленных и улучшить свои показатели; наиболее подготовленные получают возможность почувствовать ответственность за работу в целом, добиваясь качественного выполнения порученной работы от менее подготовленных студентов.

 

Все это на языке педагогики называется уровневой дифференциацией.

 

Мероприятие «Бухгалтерская работа – это работа с людьми, среди людей и для людей» проходило в форме деловой игры. Студенты моделировали «Один день из жизни бухгалтерии и ее штата: «Главный бухгалтер», «Заместитель главного бухгалтера (сангвиник)», «Бухгалтер кассир (меланхолик)», «Бухгалтер по налогам (холерик)», «Бухгалтер по расчетам (флегматик)».

 

На этом мероприятии мы смогли «увязать» проблемы бухгалтерского учета и общей психологии, этику бухгалтера и вопросы группового и межличностного общения.

 

Мы дифференцировали студентов двух групп на малые группы по их способностям, психологической совместимости как способности адаптации к различным темпераментам и характерам, а также по использованному учебному материалу. Старались учесть, чтобы в каждой группе у нас был и артист, и творческая личность, и человек, владеющий хорошо ИКТ, и самый ответственный и самостоятельный студент, и менее ответственный студент, и человек, способный эффективно разрешать конфликты и предотвращать их. Чтобы каждый студент, работая в группе, взаимодополнял другого и учился у него в процессе групповой работы.

 

Представим жизненную ситуацию: все бухгалтеры разные по характеру и темпераменту.

Как и все, они допускают в работе ошибки, и не всегда качественно выполняют работу.

Главный бухгалтер обнаруживает все это и испытывает трудности в общении с такими бухгалтерами. Возникает проблема: «Как ему вести себя, как общаться с такими работниками?» Эту проблему наши выпускники начнут решать уже в недалеком будущем.

 

Ход мероприятия:


1 этап - теоретическое обоснование  возникшей проблемы.


2 этап - представление сотрудников бухгалтерии студентами в презентациях MS PowerPoint и видеороликах.

Рассматривались подходы в общении, модели взаимодействия с сотрудниками бухгалтерии, разными по темпераменту. Все работы оригинальны, разнообразны по содержанию, каждая «со своей изюминкой» и «бухгалтерским юмором» раскрывала представляемый тип темперамента работника бухгалтерии.

Перед каждым участником и присутствующими стояла задача исправить качество работы подчиненного, а не его самого.


Поэтому на 3 этапе критики предлагали рекомендации о том, как оптимально критиковать главному бухгалтеру сотрудников с различными темпераментами.


4 этап – театрализованные миниатюры, подготовленные студентами-исполнителями ролей, где они на практике воплощали рекомендации критиков по поводу того, как вести себя с подчиненными.

Причем, здесь мы, дифференцировав студентов, пошли на эксперимент - на то, чтобы студент-сангвиник (например, студент М. обыграл роль холерика. Это делалось намеренно, чтобы ребята смогли побывать в другой для себя жизненной ситуации и наметили стратегию дальнейшего поведения.

И еще один момент: используя индивидуальный подход, мы предложили студенту, никогда не бывавшему на сцене и не обладающими актерскими способностями, проявить себя на сцене, помогли ему перевоплотиться так, чтобы в нем засверкала его индивидуальность и появилась вера в свои силы. Пример тому нигде неучаствующий, незаметный студент Е., а также студент М., упорно бравший уроки актерского мастерства даже у студента 1 курса, блестяще обыграл роль холерика, хотя на самом деле таковым не являлся. Или студент К., который замечательно выступил в роли критика, что приятно удивило присутствующих.

Сама структура дифферециации, выбранная мной и психологом, позволила НЕ БЫТЬ ПАССИВНЫМИ НИКОМУ, А ТОЛЬКО АКТИВНЫМИ - ВСЕМ!!! И работа, облечённая в творческую форму, соединила студентов, породила новые виды деловых отношений между ними - равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников.


5 этап – просмотр различных жизненных ситуаций старых кинофильмов (которые они захотели обязательно потом посмотреть, т.к. отдельные студенты их не знали) и выработка стратегии дальнейшего поведения.

Непринужденная, творческая, театрализованная обстановка этого мероприятия позволила всем присутствующим еще раз убедиться в том, что профиль нашей специальности не только серьезный, но и эмоциональный, деловой, оригинальный и подобные мероприятия дают профессиональную путевку в жизнь нашим выпускникам.


На 6 этапе -рефлексия, когда преподаватель обращался к студентам с вопросом: «Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленных целей»? И студенты отвечали: «Мероприятие необычное, оно позволило нам сформировать в себе коммуникативные профессиональные функции, а также мы научились, как нам действовать дальше и вести себя на предстоящей работе, учитывая индивидуальные особенности и типы темперамента наших будущих коллег».

 

Мы уверены, что деловая игра обязательно поможет студентам в будущем:

- узнать когда и как можно обсуждать промахи подчиненных, а также стоит ли их критиковать;

- убережет от недопонимания или конфликтов с сотрудниками, которые посчитали ваши замечания несправедливыми или некорректными.

 

Содержание и цели мероприятия полностью были реализованы. Разыгрываемые роли бухгалтеров по различным участкам работы, действительно, отражают поведение сотрудников в зависимости от типа темперамента и характера работы. Студенты показали, как вести себя с окружающими людьми в коллективе.

 

Реализуются интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Их работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности молодого человека, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.

 

Список используемой литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.: Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 2009. -288с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Э.Ф. Зеер. -М.: Изд-во УОРФ, 2009.- 336 с.

3. Климов Е.А.  Введение в психологию труда. М.: «Ганга», 2011

4. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов  пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2009. -576с

5. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 2000

6. Бороздина А. В. Психология темпераментов. М., 2005




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*