Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация работы кафедры дифференцированного обучения

31.07.2014 320 518
Алексеева Лидия Васильевна
Алексеева Лидия Васильевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин (химии и биологии) высшей квалификационной категории, руководитель экспериментальной методической кафедры дифференцированного обучения МЭКИ

Михайловский экономический колледж-интернат

В рамках стандартизации образования педагогический коллектив колледжа определил для себя несколько приоритетных направлений инновационного развития, одним из которых является проблема дифференцированного подхода, не новая  для учебных заведений России и нашего колледжа, но и  в настоящее время являющаяся  одним из ключевых направ­лений обновления образования.

 

В настоящее время педагогика переходит на проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение и на первый план теперь выдвигаются проблемы, связанные прежде всего с развитием каждой конкретной личности,  с выявлением ее индивидуальности, а значит необычайно остро встает проблема дифференцированного подхода к обучению.

 

Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся одной группы (учебного коллектива) сильно отличаются друг от друга. В одной группе можно наблюдать студентов с крайними противоположными друг другу уровнями развития (от высокого до низкого).

 

В данной ситуации преподаватель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижения результатов средними студентами. Средний темп работы, выбираемый преподавателем на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части студентов, для других он слишком быстрый, для третьих - излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний студентов зависят не от одной только деятельности преподавателя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием и, наконец, характером заболевания обучающихся. Мы понимаем, что нельзя работать по старинке, но в то же время нельзя полностью отрицать традиционные подходы в обучении, которые работали и подтверждали свою актуальность веками. Отсюда следует, что перед любым из нас постоянно стоит задача:

- нейтрализовать негативные  последствия подобных противоречий,

- создать такие  условия,  при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого студента  при классно-урочной форме обучения, то есть объединить традиционное и инновационное.

 

Каждый студент как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому для педагогов колледжа с самого начала обучения необходимо создать для каждого студента  не изолированную, а более разностороннюю образовательную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

 

Решение данной проблемы определило тему исследования нашей кафедры: «Пути реализации дифференцированного подхода в системе личностно-развивающего образования в работе со студентами с ограниченными физическими возможностями».


Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном коллективе-группе студентов с разными способностями, (а у нас и с разным характером заболевания с сопутствующими процессами), это создание наиболее благоприятных условий для развития личности каждого как индивидуальности.


Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения в организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей воспитанника, это действенное внимание к каждому студенту, его творческой индиви­дуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам ФГОС 3-его поколения. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Существенно важно, что при этом общий уровень образования в колледже должен быть одинаков для всех. 

 

Актуальность избранной темы обусловлена имеющимся противоречием между необходимостью повышения эффективности процесса обучения, усиления личностной направленности с целью воспитания свободно мыслящего,  активно действующего студента, испытывающего потребность в постоянном саморазвитии, и доминирующим в настоящее время традиционным подходом в обучении, не учитывающим личный и личностный опыт студента, его индивидуальные особенности.

 

Объектом исследования мы выбрали учебно-воспитательный процесс в колледже в условиях реализации личностно-ориентированного подхода.

 

Предметом исследования определили структурные и содержательно-технологические основы дифференцированного обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к студентам с ограниченными физическими возможностями.

 

Тематика выбранных нами исследований объясняется стремлением педагогов так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый студент был оптимально занят на уроках и в домашней подготовке к ним, а также творчески развивался во внеаудиторной  деятельности, с учетом его способностей и особенностей, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях, а в конечном итоге дать полноценную базовую подготовку студентам   группы.

 

Опыт преподавателей кафедры показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в только этом случае она должна дать наибольший эффект в условиях обычного учебной группы.

 

Перед вами представлены темы, над которыми педагоги нашей кафедры будут работать в ближайшие три учебных года.

  1. Методические основы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
  2. Проявление дифференцированного подхода при выполнении практических работ по химии студентами с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Индивидуальный подход и дифференцированное обучение на уроках бухгалтерского учёта как важное условие повышения эффективности процесса обучения.
  4. Реализация уровневой дифференциации при осуществлении контроля знаний при изучении экономических дисциплин как средство повышения эффективности урока.
  5. Дифференцированный подход к контролю знаний как важный этап современного урока.
  6. Организация дифференцированного обучения в условиях самостоятельной работы студентов.
  7. Разработка условий и показателей рациональной, оптимальной организации учебного процесса, способствующей дифференциации и индивидуализации обучения на уроках физической культуры.

 

Целью работы нашей кафедры является практическая реализация дифференцированного подхода к студентам с ограниченными физическими возможностями на основе разработки структурных и содержательно-технологических основ темы.

 

Задачи кафедры:

1) Изучение тенденций и характера дифференцированного обучения студентов с ограниченными физическими возможностями в условиях начала эксперимента;

2) разработка структурных и содержательно-технологических основ дифференцированного обучения студентов с ограниченными физическими возможностями;

3) апробирование и отработка собственной системы дифференцированного обучения;

4) учитывая возможности и потенциал колледжа, внедрение в учебно-воспитательный процесс собственной системы дифференцированного обучения в случае положительной динамики результатов при апробировании.

 

Мы выбрали доступные  методы исследования:

  • изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации по теме эксперимента;
  • методы аналогии, моделирования, независимых характеристик, экспертных оценок;
  • наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование и другие.


Организация дифференцированного подхода в обучении требует больших временных затрат при планировании и осуществлении учебного процесса, поэтому мы решили вести эксперимент на протяжении трёх учебных лет.


1. 2013-2014 годы - организационно-диагностический этап

Выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, овладение новым понятийным аппаратом,анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме дифференциации, выявление и формулирование противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации за счет изменения использования новых методик, технологий. Постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. Организация работы по ознакомлению обучающихся, педагогического коллектива с целями опытно-экспериментальной работы.

 

2.2014-2015 годы - собственно экспериментальный, практический

Разработка, апробирование  и овладение технологией дифференцированного обучения, реализация собственной модели дифференцированного обучения, отслеживание промежуточных результатов, выявление собственных затруднений и способов их устранения, корректировка испытываемых технологий, контрольные срезы, обработка данных, статическая и динамическая диагностика, мониторинг и анализ полученных результатов, корректировка гипотезы и модели новой системы дифференцированного обучения в соответствии с результатами.

 

3. 2015-2016 годы - обобщающе-внедренческий

Доведение педагогических идей и технологий до создания авторской системы работы, распространение новой системы работы в области дифференцированного обучения в педагогическом коллективе, направленная реализация наработанного временными творческими коллективами опыта; оформление.

 

Сейчас мы в начале работы, полны оптимизма и свежих идей. Нам предстоит большая кропотливая работа.

 

Мы считаем, что научная новизна исследования состоит в том, что личностно-ориентированное обучение впервые рассматривается в колледже как самостоятельная исследовательская проблема и экспериментально будет проверена эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, и мы предполагаем, что практическая значимость нашей работы заключается в том, что выводы и результаты её могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе Михайловского экономического колледжа-интерната.

 

Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М.: 1979.

2. Вишнякова С.М.  Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. 1999

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2003

4. Олешков М.Ю., Уваров В.М.  Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +,  2006

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006

6. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*