Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Правовое самосознание и правовая компетентность как залог успешного будущего (из опыта работы)

03.07.2014 3710 7159
Иванова Галина Александровна
Иванова Галина Александровна, преподаватель

Лущенко Татьяна Альбертовна
Лущенко Татьяна Альбертовна, заместитель директора по ВР и социальным вопросам

Мезенский педагогический колледж

«Народу необходимо и достойно знать законы своей страны, это входит в состав правовой жизни. Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам; оно утверждает и отрицает, оно формулирует и требует — для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и осознавали формулированное требование» (И. Ильин). Правовая социализация — это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения.

 

Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо противоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), либо в активном неприятии норм права, подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Подобные изменения правосознания личности именуются дефектностью ее правовой социализации. Иногда эта дефектность может принять совершенно крайние формы, при которых правовое начало сознательно и целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и многим иным причинам. В конечном счете, это приводит к так называемому правовому перерождению. И современное общество всё больше осознаёт свою зависимость от качества правового образования и воспитания.

 

Правовая культура создается постепенно. Без таких понятий как совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта правовая культура не может быть полноценной. Знание законов добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства помогает нам освоить первые сведения в области права. Мы начинаем проявлять интерес к различным отраслям права, к принципам и аксиомам его, из детективов приобретаем клочковатые знания по криминалистике, судебному процессу и т.д.

 

Таким образом, юридические знания - основа правовой культуры.

 

Следующая ступень — правовые чувства и, прежде всего,- чувство справедливости и чувство уважения к праву. Благодаря правовым чувствам, мы начинаем переживать те коллизии, в которых беспорядок берет верх над порядком, своеволие - над законом, у человека развивается чувство законности, пассивная законопослушность.

 

Но важно еще быть способным отстаивать законные права - свои и других людей, не мириться с нарушениями закона, которых порой бывает так много, что теряется вера в законность как принцип демократи­ческого права.

 

Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступление, не допустить превращения страны в удобное поле деятельности отечественных и зарубежных мафий.

 

В зависимости от степени осознания личностью позитивности права, полезности его проявлений выделяются виды индивидуальных правовых культур: обыденный, профессиональный, доктринальный (теоретический).

 

Правосознание и правовая культура людей складывается под воздействием различного сочетания факторов. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

 

Правовое воспитание личности - это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм; средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

 

Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

 

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

 

Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего законодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти, правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных организаций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка; распространение передового опыта правовой работы.

 

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями; когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания. И если человек до тридцати лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении; которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее - укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. Право пронизывает всю нашу жизнь. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи; не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к появлению проблем в нашей сложной и разнообразной жизни; Знание права может помочь избежать «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами; Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридиче­скими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли.

 

Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового индивидуального сознания, правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права до явно негативного отношения к нему.

 

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:

1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и разлаженный механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.

 

С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

 

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правовой системы. Любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Право понимается как некая рамка или поле действия человека в обществе.

 

Вышеизложенное нашло отражение в Программе правового воспитания студентов МПК, подготовленной кандидатом исторических наук Захаровым А.Л., в системе правового воспитания, разработанной замдиректора по ВР Лущенко Т.А., в комплексе мероприятий внеурочной деятельности, проводимых членами кафедры общих гуманитарных дисциплин: Захаровым А.Л., Ивановой Г.А. Выставкиной А.О.

 

Первоочередное внимание обращается на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, происходит смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности студентов, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий. Основой становится обращение к социальному опыту студента моделирование его поведения, воспитание через рассмотрение проблем, моделирование социальных ситуаций, в ходе которых учащиеся принимают определенные решения и аргументируют свою позицию. Деятельность предполагает разработку и осуществление социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы.

 

Проектная деятельность студентов предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, её анализу и разработке вариантов решения. В данном случае будущие специалисты приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в ок­ружающем сообществе.

 

Составной частью гражданско-патриотического воспитания студентов Мезенского педагогического колледжа является правовое воспитание, направленное на формирование высокой нравственно-правовой культуры. Выпускники педагогического колледжа в настоящее время должны быть не только законопослушными гражданами и хорошо ориентироваться в правовом поле, но и формировать уважение к законам у подрастающего поколения. Поэтому важнейшими задачами воспитательной работы в колледже являются: повышение уровня правовой культуры и правового сознания студентов, профилактика деформации правового сознания и правового нигилизма у студентов колледжа.

 

В процессе перехода российского общества на новые экономические отношения и формирования правового государства имеет место динамическое обновление правовых норм по всем направлениям государственной и общественной жизни.

 

Современное общество всё больше осознаёт свою зависимость от качества правового образования и воспитания. Сложность и ответственность задач, которые решаются в современных условиях, определяют принципиально новые требования к студентам, к системам их обучения, воспитания и профессиональной подготовки в целом. Согласно Концепции модернизации российского образования одним из приоритетов объявлено формирование правовых компетенций.

 

Правовая компетентность - совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять своё социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Правовая компетентность предполагает:

  • знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
  • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
  • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учётом состязательности юридических процедур;
  • определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
  • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
  • готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.


Правовая компетентность включает в себя три основных компонента: когнитивный, предполагающий знание Конституции РФ; международных документов о правах человека, законов РФ, прав человека, прав ребёнка; правовых понятий и терминов; мотивационный,заключающийся в проявлении отношения к закону, праву в целом, правовым поступкам сверстников и взрослых, правонарушениям и правонарушителям; деятельностный,проявляющийся в участии во внеурочной работе, в деятельности детских общественных организаций, в правовых акциях, в гражданских, трудовых, семейных и др. правоотношениях.

 

Педагогическими условиями формирования правовой компетентности являются:

1) актуализация правовой информации субъектами образовательного процесса и её включение в содержание учебных дисциплин;

2) инициирование социально-правовой деятельности обучающихся;

3) активизация внеучебной деятельности обучающихся и усиление её правовой направленности.

 

Исходя из этого, в колледже велась работа по созданию эффективной системы правового воспитания студентов, в основу которого был положен деятельностный подход.

 

Для полноценного правового образования и воспитания обязательным и необходимым условием является социальная практика. Создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры считаются наиболее эффективными формами правового образования и воспитания.

 

Только реальное включение обучающихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления.

 

Чтобы реализовать данный подход, в колледже был разработан социальный проект «Правовое самосознание и правовая компетентность как залог успешного будущего» и создан студенческий Клуб знатоков права.

 

Система правового воспитания в колледже должна включать в себя три уровня:

1) первый уровень - образовательный. Включает в себя изучение вопросов права в таких учебных курсах, как «Обществознание», «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», а также на классных часах, лекториях, семинарских занятиях и научно-практических конференциях;

2) второй уровень- исследовательский. Предполагает самостоятельное изучение студентами правовых вопросов через написание докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выполнение творческих работ (компьютерные презентации, фотовернисажи и т.д.);

3) третий уровень- практический. Предполагает участие самих студентов в правовом просвещении через деятельность научного студенческого общества «Посейдон», студенческой газеты «Филин», студенческого Клуба знатоков права, студенческого Пресс-центра.


Важнейшее место в системе правового воспитания и образования занимает студенческий Клуб знатоков права. Клуб знатоков права является структурным элементом студенческого самоуправления и одной из форм подготовки специалистов с глубокими знаниями правовых аспектов профессиональной деятельности, с высокой правовой культурой. Основнойцелью деятельности Клуба является формирование правовой культуры студентов, что означает правовую образованность личности, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

 

Задачами деятельности Клуба знатоков права являются:

  • правовое обучение студентов, их знакомство с нормами права, правами и обязанностями;
  • формирование правосознания и правового кругозора будущих педагогов;
  • формирование умения у студентов грамотно использовать нормативно-правовые документы на практике, понимать законы и подзаконные акты, ориентироваться во всём многообразии правовых документов, обеспечивать соблюдение законодательства;
  • распространение правовых знаний среди студентов колледжа;
  • профилактика правонарушений среди студентов;
  • формирование у студентов ответственного отношения к своим поступкам и деяниям, их соответствие правомерному поведению;
  • создание условий для самореализации студентов, их творческой активности.

В рамках Клуба работают четыре секции, которые созданы по определённым видам деятельности:

  • информационно-техническая: по сбору информации, подготовки материалов к лекциям, семинарам, научно-практическим конференциям и т.д.;
  • пропагандистская (лекторская группа): по правовому просвещению студентов (чтение лекций, проведение бесед, викторин, конкурсов и т.д.);
  • оформительская: по созданию наглядно-агитационных материалов (плакатов, мультимедийных презентаций, видеороликов, фотогазет, информационных листов «Консультация юриста» и т.д.)
  • по связям с общественностью.

 

Студенческий Клуб знатоков права осуществляет свою работу через организацию и проведение лекций, семинаров, конференций, тренингов, деловых игр, круглых столов, встреч с представителями правоохранительных органов и т.д.

 

В рамках Клуба создана лекторская группа, члены которой проводят лектории для студентов колледжа по актуальным правовым вопросам.

 

Члены Клуба не только читают лекции, но и выпускают стенгазеты, плакаты по правовым вопросам, готовят тематические мультимедийные презентации, занимаются исследовательской деятельностью.

 

Система правового воспитания, модель которой представлена, требует дальнейшего совершенствования. Необходимо внедрять новые формы проведения заседаний студенческого Клуба знатоков права; развивать исследовательскую работу студентов в рамках работы Клуба; развивать проектную деятельность как наиболее эффективную форму правового образования и воспитания студентов колледжа.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*