Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМодернизация российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов СПО, невозможна без создания единого образовательного пространства и кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Только в дуальной системе возможное полноценное освоение профессиональных компетенций.
Сегодня работодатель уже не позиционирует себя только потребителем, заказчиком квалифицированных кадров, а активно включается в образовательный процесс, регламентируя эту деятельность основной нормативной документацией:
В Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012г №273 «Об образовании» указывается, что образовательные организации получили большие полномочия в выборе стратегии развития, педагогических концепций и технологий организационных методов работы и формирования содержания образования. В Постановление Правительства РФ от 10.02.2014№92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования», сказано, что объединения работодателей участвуют в образовательном процессе на основе анализа рынка труда и с учетом стратегических ориентиров развития реального сектора экономики.
По данной проблеме В.В. Путин в декабре 2013г на заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, отметил: «..Бизнес и образовательные учреждения должны, наконец, иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно – и сферу деятельности. Кроме того, считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества..» Данный вопрос отражен еще в ряде законодательных документов, что указывает на безусловную его актуальность.
Мы проанализируем систему социального партнерства в образовательной организации Кыштымский филиал ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский медицинский колледж», как условие повышения качества практического обучения. С этой целью были выявлены структурные компоненты механизма социального партнерства в филиале колледжа, осуществлен мониторинг результативности, разработана Дорожная карта и План социального партнерства Кыштымского филиала ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский медицинский колледж» на 2014-2015 учебный год, как условие повышения качества практического обучения
В ходе работы над проблемой, оперировали следующими ключевыми понятиями:
Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Исходя из определения системы социального партнерства, были выделены около 20 действующих партнеров образовательной организации, виды и цели взаимодействия: Министерство здравоохранения и социального развития Челябинской области. Министерство образования и науки Челябинской области, Муниципальные органы власти, Лечебно-профилактические учреждения Челябинской области (государственные, муниципальные, частные), ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», Органы по трудоустройству и службы занятости, Муниципальное учреждение «Управление гражданской защиты Кыштымского городского округа», Иные образовательные организации СПО и ВПО города Кыштыма, школы, детские сады , родители, Органы по трудоустройству и службы занятости, Центральной городская библиотека, Городской краеведческий музей, Центр социального обслуживания населения г. Кыштыма, КДН и ЗП и ОДН УВД, военный комиссариат.
В филиале колледжа проводились маркетинговые исследования по удовлетворенности внешних потребителей в рамках системы менеджмента качества образовательной организации. Одним из критериев качества была успеваемость студентов на производственных и преддипломных практиках .
Из диаграммы следует, что показатели абсолютной успеваемости на преддипломной практике остаются на стабильно высоком уровне. А качественные показатели увеличиваются. Данный факт связан с тем, что студенты стали проходить стажировку в форме монопрактики, согласно заключенному трехстороннему договору с ЛПУ «О целевой подготовки социалиста, с обязательным последующим трудоустройством».
Вторым критерием качества стало трудоустройство выпускников
Трудоустройство выпускников за период 2010г-2013г
Из диаграммы следует, что в результате активизации социального партнерства, процент трудоустройства выпускников в ЛПУ повышается.
Колледж активно взаимодействует со своими выпускниками, развивая сотрудничество с ними при помощи различных мероприятий, нацеленных на их постоянное привлечение к учебно-воспитательному процессу в колледже.
В - третьих, мониторинг удовлетворенности внутреннего и внешнего потребителей сформированными общими и профессиональными компетенциями выпускников.
В анкетировании работодателей приняли участие 32 респондента, из них:
по должности: главного врача - 8 человек, что составляет 25% опрошенных;
руководители среднего звена главные медицинские сестры ЛПУ - 10 человек— 31,2% опрошенных; старшие медицинские сестры отделений( непосредственные руководители производственных практик) 14человека – 43,8 % опрошенных.
Удовлетворенность качеством подготовки молодых специалистов - выпускников Кыштымского колледжа
На вопрос «Насколько Вы удовлетворены в целом качеством профессиональной подготовки работающих у Вас выпускников
Из диаграммы следует:респонденты ответили, что
удовлетворены в полной мере - 70,5 %,
удовлетворены частично 29,5%;не удовлетворены - 0%
Уровень общепрофессиональной подготовки выпускника
Количество респондентов, оценившие уровень общепрофессиональной подготовки выпускников по десятибалльной системе.
На диаграмме видно: из 32 респондентов качеству общепрофессиональной подготовки 15 человек оценили на 7 баллов, 14 человек оценили на 8 баллов и 3 человека на 9 баллов п десятибалльной шкале.
Средний балл уровня общепрофессиональной подготовки составил -7,6
Уровень качества производственного обучения выпускника.
Из диаграммы следует: Из 32 респондентов качество производственного обучения оценили следующим образом: 5 человек оценили на 7 баллов, 21 человек оценили на 8 баллов и 6 человека на 9 баллов по десятибалльной шкале. Средний балл уровня общепрофессиональной подготовки составил - 8.0
Таким образом, оценка качества производственного обучения студентов колледжа основными потребителями образовательных услуг, в целом, удовлетворительная, имеющая положительную динамику за последние 3 года, но показатели требуют улучшения. Отсюда следует, что необходимо разработать план и инструментарий по совершенствованию системы социального партнерства образовательного учреждения с лечебно-профилактическими учреждениями. А также, необходимо внедрить независимые механизмы оценки и подтверждения уровня профессиональной квалификации выпускников колледжа работодателями (объединениями работодателей) и довести показатели сертификации выпускников до 100%, как условие обеспечения организаций здравоохранения высококвалифицированными кадрами.
Проектирование плана мероприятий подразумевает выработку механизма поэтапных действий (шагов), необходимого по изменению или дополнению уже сложившейся системы социального партнерства. Шаги обозначенных в Дорожной карте директора колледжа.
Шаг №1: создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений системы социального партнерства
Шаг №1 позволяет: определить состав и руководителей рабочей группы по разработке плана социального партнерства; определить порядок работы; провести текущую теоретическую подготовку членов совета и рабочей группы.
Шаг №2: определение изменений и дополнений к существующей системе социального партнерства в колледже.
Результатом шага №2 является новый проект плана совершенствования системы социального партнерства, как фактора повышения качества производственного обучения.
Далее должны определить свои ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений системы партнерства.
Шаг №3: разработка сводной программы изменений и дополнений
Результатом шага №3 является создание сводной программы изменений и дополнений системы социального партнерства в образовательной организации, соответствующей новым ФГОС.
Шаг №4: разработка плана-графика изменений и дополнений в реализации системы социального партнерства.
В результате шага №4 мы получаем план-график мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства по разделам:
Шаг №5: реализация и контроль запланированных изменений в системе социального партнерства образовательного учреждения
Результатом шага №5 является модернизированная система социального партнерства образовательной организации, соответствующая новым ФГОС и обеспечивающая ожидаемые изменения со стороны работодателей, в частности повышения качества производственного обучения студентов.
Контролирующим органом за функционированием разработанных мероприятий должен стать Совет независимой оценки качества выпускников колледжа из числа высококлассных специалистов системы здравоохранения. Их задачей будет: подтверждение соответствия квалификации студентов требованиям квалификационных характеристик, требованиям профессиональных стандартов; соответствие подготовки выпускников требованиям рынка труда Челябинской области.
Результатом внедрения предлагаемых мероприятий должно стать:
Список использованной литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.