Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные направления подготовки современного специалиста

17.10.2011 4012 3 11240
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель

Кожемяко Николай Николаевич
Кожемяко Николай Николаевич, директор

Мариинский политехнический техникум
Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе – исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть - единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые экономические реалии и новые ориентиры развития.


Среднее профессиональное образование (СПО) занимает особое место в структуре образования и играет значительную роль в удовлетворении образовательных потребностей населения. Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов связана с противоречием между теоретическим и практическим характером реальной профессиональной деятельности. Выпускники не всегда способны перенести в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания. Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает обеспечение ее полноты и целостности.


«Известно, что в кадровой структуре различных отраслей высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена составляют от 60 до 85%, а в сфере услуг - более 90%. Их роль как «человеческого капитала» развития и дальше будет расти», – отметил президент Союза директоров ССУЗов России В.Демин. В условиях взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг большое значение имеет развитие профессионального образования, нацеленного одновременно на удовлетворение интересов личности, общества, производства. «В сложившихся социально-экономических условиях профессиональное образование является одним из эффективных путей обеспечения занятости населения, развития качества рабочей силы, подъема экономики и противодействия безработице» –  утверждают Т. С. Панина, А. В. Фаломкин. С учетом нынешнего состояния экономики формулируются приоритетные направления, одно из них инновационное образование. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.


Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний, овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Обеспечение повышения качества профессионального образования с целью подготовки специалистов, сочетающих в себе фундаментальность, широту подготовки и способность гибко реагировать на потребности практики, требует организации обучения на основе интеграции учебной, инновационно-производственной и научной деятельности.


В результате перед образовательным учреждением среднего профессионального образования возникает ряд взаимодополняемых друг друга проблем: со стороны учебного заведения: трудоустройство выпускников техникума по профилю специальности; со стороны работодателя: дефицит квалифицированных специалистов, адаптированных к экономическим реалиям современного общества, адекватно оценивающих свои жизненные приоритеты, социальную и экономическую значимость выбранной профессии.


С целью решения поставленных проблем в рамках изучения общепрофессиональных, специальных дисциплин в течение учебного года реализуются образовательные проекты. Целью проекта является создание условий для осознания студентами, в процессе обучения и воспитания, важности профессиональной деятельности, социальной значимости будущей профессии, их способности осмыслено и целенаправленно двигаться к намеченной цели – стать конкурентоспособными специалистами, готовыми к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.


Главная задача образовательного проекта заключается в формировании экономического мышления у студентов всех специальностей техникума, в соответствии с профессиональной направленностью, отвечающего требованиям рыночной экономики, полностью адаптированного к  современному рынку труда.


Первый этап реализации проекта: формирование у студентов системы знаний основных законов экономики, знакомство с содержанием предстоящего исследования.  На данном этапе обучающийся получает необходимые знания по дисциплине, формирует понятийный аппарат, учиться апеллировать экономическими терминами, законами и применять их при решении качественных ситуаций и задач. Студент должен осознавать: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». То есть задача преподавателя состоит в четкой профессиональной мотивации студента. Второй этап: ориентация студента в информационном пространстве, выстраивание своего понимания замысла предстоящего исследования. Основная цель – научиться выбирать из потока информации ту, которая необходима для реализации экономических замыслов, идей на основе использования новых информационных технологий. На этом этапе студенты формируют  умения анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, составлять прогнозы дальнейшего развития событий; получают навыки работы с источниками экономической информации: глобальной сетью Интернет, компьютерными телекоммуникациями, электронными базами данных, виртуальными библиотеками, интерактивным телевидением, газетами, журналами, радио, телевидением.


Одним из  видов профессиональной деятельности будущего специалиста со средним профессиональным образованием является экспериментально – исследовательская, которая предполагает: проведение  экспериментальных исследований в сфере профессиональной деятельности; контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования технологических процессов; поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово – хозяйственной деятельности организации.


На повышение качества профессиональной подготовки студентов влияет использование новых информационных технологий, поэтому профессиональная подготовка студентов техникума будет эффективнее, если  в процессе профессионального обучения ориентировать студентов на разнообразные формы участия в разработке  информационно – образовательных электронных ресурсов, связанных не только с учебным, но и профессиональным содержанием деятельности будущих специалистов.


Третий этап:  развитие навыков у студентов – будущих специалистов, просчитывать наперёд принятые решения, видеть перспективы. На данном этапе студенты ведут работу с конкретными данными предприятий, осуществляющих деятельность по профилю их специальности, занимаются разработкой модели профессиональной деятельности специалиста на основе встреч и переговоров с ведущими специалистами промышленных предприятий. Соответственно профессиональным функциям устанавливаются типовые профессиональные задачи, которые приходятся решать специалисту. Упор делается на прикладной характер применения знаний сформированных в результате прошедших этапов проекта. Работы могут носить как личный, так и коллективный характер. На основе проделанной аналитической работы происходит выделение трудностей, как проблемы для своего проекта: поиск данных, их интерпретация, планирование и проведение сравнительного анализа, построение выводов.


Логическим завершением этапа служит предложенный студентами комплекс мер направленных на решение анализируемого вопроса, затем совместным обсуждением определяется экономически эффективный выход. Причем каждая гипотеза подкрепляется аргументами, обосновывается фактами, это позволяет формировать у студентов грамотность речи, логичность изложение информации, последовательность мыслей. В результате получается диалог сторонников и противников предлагаемых решений, в конечном счете, приводящий к компромиссу.


Четвёртый этап: воспитание качеств ответственного отношения к результатам собственной деятельности, не только своей, но и, возможно, деятельности проектной группы. Проведение самоанализа проделанной работы способствует воспитанию личности современного типа адекватно оценивающей окружающую действительность, обладающей чёткой гражданской позицией и сформированными морально-нравственными принципами.


Пятый этап: представление готовых бизнес - проектов, рационализаторских разработок, с отзывами специалистов предприятий о возможности внедрения в производственный процесс. Защита работы носит публичный характер, после выступления перед аудиторией, задаются интересующие вопросы, оценивается не только сам проект, но и его защита. Причем презентация может происходить как в аудитории учебного заведения, так и с представлением проекта на предприятии – объекте исследования. В результате происходит оценка значимости и сложности выполненных работ, выполнение которых имеет наибольшую практическую значимость для будущего профессионала. Это позволит сделать важный шаг в повышении качества подготовки кадров и ориентировать это качество на внешнюю среду, что является  хорошей основой для дальнейших изменений в ответ на новые вызовыэкономики.Многое будет зависеть от того, как к их решению, подключится бизнес, работодатели, основные заказчики кадров. Выстраивание отношений с рынком труда, работодателями, инноватика в работе, расширение социального партнерства особенно по линии служб занятости.


На данном этапе реализуется креативные возможности личности студентов, повышается их самооценка; развиваются невостребованные в учебном процессе личностные качества. Что позволяет сформировать многосторонне развитую личность, реализующую свой потенциал в современных реалиях общества.

Изучение дисциплин строиться не на абстрактных примерах, а на конкретных экономических явлениях, происходящих в стране, области, городе. Таким образом, на начальных этапах реализации образовательного проекта,  студенты имеют представление о состояние отраслей, их специализации в целом и конкретных предприятий. Это достигается за счет знакомства и анализа информации в данной области, экскурсий на производство, социального партнерства, прохождения практик. В результате у студентов учебного заведения, формируются представления о будущей профессии, об уровне производства предприятий города и региона, системе социальных гарантий и оплате труда. На протяжении подготовки проекта руководители и специалисты организаций, общаясь со студентами, видят их интеллектуальный уровень, заинтересованность в профессиональном росте, на базе этого формируют спрос на рабочую силу и осуществляют подбор интересующих их кадров, именно тех студентов, которые положительно зарекомендовали себя в глазах работодателя. Результатом такого социального партнёрства является трудоустройство будущих специалистов по окончании учебного заведения. Всё это направленно на осознание необходимости получения образования не для наличия «корочек», а специальности – как профессионального будущего, приносящего материальное и моральное удовлетворение от результатов своего труда, чтобы на выходе из кризиса мы имели квалифицированную, настроенную на модернизацию рабочую силу, а не трудовой балласт.


Особая важность образовательного проекта заключается в том, что каждая из групп студентов работает с теми предприятиями и организациями, которые осуществляют деятельность в той области знаний по специальности, которую они выбрали в качестве будущей профессиональной деятельности. Это способствует формированию представлений о перспективах и возможностях, открывающихся перед будущими специалистами. В этом и состоит практическая значимость предложенного проекта, реальная возможность применения его на практике в условиях реализации конкретной системы организации учебного процесса при изучении общепрофессиональных, специальных дисциплин. Естественно, что не все студенты ответственно подойдут к решению поставленных задач, это обусловлено множеством факторов как интеллектуального, так и физиологического  характера, поэтому необходима поддержка талантливой молодежи, способной заниматься творчеством, быть лидерами в учебной среде, а затем на производстве.


По итогам конкурсного движения, определяются лидеры конкурсных проектов, из огромного количества материалов созданных в ходе инновационной деятельности можно выбрать лучшие наработки, способные к практическому внедрению; корректировать понимание инновационной деятельности в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями.


Тесное сотрудничество с работодателями и биржей труда в городе, позволяет проводить мониторинг анализа спроса и предложения на рабочую силу и прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах. Совместно с работодателями, возможно в перспективе, формировать программы трудоустройства и закрепления выпускников, включать студентов в инновационные, социальные программы развития предприятий, причём не формально, а сообразно реальным и перспективным потребностям рынка труда.


В результате реализации проекта ожидается формирование личности конкурентоспособного специалиста, которого отличает: профессиональная мобильность: способность планировать и организовывать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий в своей профессиональной деятельности; компетентность: обладание профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне, умениями совершенствовать своё профессиональное мастерство, умение настии личную ответственность за результаты своего труда; профессиональная самостоятельность: готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, проявлению настойчивости в достижении жизненного успеха через профессиональную деятельность; стойкая жизненная позиция; высокая нравственная и духовная культура; трудолюбие; стремление к высокому качеству труда.


Создание модели выпускника среднего профессионального образовательного учреждения, обладающего инновационными качествами личности: готового к экспериментам, уверенного в себе, ориентированного на будущее обеспечит качество кадрового потенциала для экономики Кузбасса. В соответствии с новыми потребностями рынка необходим переход  к интегрированной и мобильной подготовке универсальных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.


Молодые специалисты основа развития России. Ежегодно более 1,5 миллионов выпускников пополняет рынок труда. Продумывая пути повышения качества подготовки кадров, необходимо на первое место выдвигать задачу профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов для экономики Кузбасса.

    

Список литературы:

1. Костюшина, Н.П. Формирование профессиональных интересов студентов техникума [Текст]: Дис. … канд.пед.наук. : 13.00.08. / Н. П. Костюшина. –  Саратов : 2005. – 156c.

2. Материалы V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений России. [Электронный ресурс] // Среднее специальное образование России: пути развития. М. : Альфа–М, 2009.

3. Материалы областного совета директоров [Текст] // ГОУ СПО «Профессиональный колледж г.Новокузнецка».  – Новокузнецк : 2007.

4. Некоторые аспекты применения информационных технологий в профессиональном  образовании [Текст] : методические  рекомендации  / сост. В.Г. Сафонова. – Новокузнецк : Изд –во МОУ ДПО ИПК, 2007. – 92 с.




Назад к списку

Комментарии
При таком статусе и таких высоких званиях в публикациях надо делиться опытом работы, а не переписывать тексты из литературных источников и интернет-ресурсов
Надежда Николаевна
Пожалуй, я тоже соглашусь с предыдущим комментарием.
Андрей Бутман
Да, конкретизироваться надо, а так только с общими высказываниями достичь чего-нибудь вряд ли возможно
хамзаев М

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*