Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦель: Расширить знания учащихся о М. Ю. Лермонтове. Познакомить со стихотворением «Парус», его основным мотивом. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.
Оборудование. Гравюра Ф. Константинова, «Портрет М. Ю. Лермонтова», репродукция И. К. Айвазовского «Черное море», романс Варламова на слова Лермонтова «Парус».
Ход урока.
I Вступительное слово учителя. 29 января 1837 года по Петербургу разнеслась весть о смерти великого поэта А. С. Пушкина. В это же время быстро распространилось стихотворение «Смерть поэта». Автор гневно обличал подлинных убийц Пушкина: придворную знать и светское общество.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
- Кто же был этот поэт, который так смело высказался в стихотворении?
- Читатели увидели в нем достойного наследника убитого Пушкина. Сегодня мы будем говорить о нем, о его стихотворении «Парус», о его думах в этом стихотворении, о том, в чём видел он смысл своей жизни.
1) Что вы знаете о поэте? Какие его произведения читали?
2) Почему на гравюры Константинова он изображен на фоне гор?
II Чтение статьи учебника и составление плана.
III Когда поэту было 18 лет, он поздним летом приехал из Москвы в Петербург, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков. Отправившись на прогулку, он вышел на побережье и увидел раскинувшуюся морскую гладь.
- Какие чувства мог он в это время испытывать?
Точно ответить нельзя.
- Ребята, а кто из вас был на море? Чем оно вас поразило, запомнилось, что вы чувствовали в это время?
IV Рассказы ребят о море.
V Итак, человек, увидевший море, не может оставаться к нему равнодушным. Близость моря волнует человека, удивляет изменчивостью, непостоянством, то оно спокойно, то пенится и шумит. Также непостоянен и изменчив цвет: то лазурно-синее, то свинцово-серое. Возле моря, каким бы оно ни было, хочется размышлять о чем-то сокровенном, серьезном.
VI Многие писатели и художники посвятили воспеванию красоты моря свои произведения. Среди них В. Катаев, русский художник Айвазовский, которым написано около 6000 картин о море. Перед вами одна из его картин «Черное море» 1881 года . Мы видим бескрайнюю ширь моря, его свободу, мощь. Море не спокойно, перекатывающиеся волны то прозрачно – зеленые, то густо – синие с белыми пенистыми гребешками, небо с грозовыми тучами. Все предвещает близкую бурю.
VII Каким же увидел море Михаил Юрьевич Лермонтов, о чем он размышляет, увидев белеющий парус?
VIII Чтение наизусть стихотворения «Парус» учителем.
IX Анализ стихотворения.
1) Прочитайте строки, в который поэт рисует море и парус.
2) Назовите эпитеты, которые автор использует для описания моря.
3) Какое настроение возникает от этого при чтении стихотворения? (Яркий мир рождает чувство радости) .
4) Есть ли это чувство у нас? Что ему мешает?
5) Какая картина возникает перед вами?
6) О чем размышляет Лермонтов? Прочитайте строки, в которых выразились его думы, чувства.
7) Почему Лермонтов в последней строке употребил слово мятежный? Какое значение имеет это слово? Подберите синонимы.
8) Можно ли так говорить о неодушевленном предмете?
Вывод. Так можно говорить о смелом, гордом человеке, который не ищет счастья, не боится моря, он ищет бури. Лермонтов вспоминал именно таких одиноких и мятежный людей, гордился ими и сочувствовал.
X Подготовка учащихся к выразительному чтению в парах. Подумайте, как можно прочитать стихотворение, чтобы в нем прозвучало «два голоса» (Спокойный рассказ о море. Взволнованное выражение дум и чувств поэта).
XI Прослушивание романса Варламова на слова Лермонтова.
1) Какое из произведений - стихотворение Лермонтова или романс Варламова - вызвало у вас больше мыслей и чувств? Чем можно это объяснить?
2) Что звучит тревожнее – стихотворение или музыка на его слова?
XII Я прочту несколько строк из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», которые близки к теме сегодняшнего урока жаждой борьбы, свободы. В них и сам Лермонтов, который стремился к жизни, полной борьбы и тревоги. Чтение отрывка.
Итог урока. Итак, скажите, в чем видят смысл своей жизни Лермонтов и герои его произведений? А не близко ли это и нам, сегодняшним людям?
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.