Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус». Поэтические картины природы. Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения»

05.03.2011 2387 8367
Баркова Земфира Кузьминична, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 63, г. Омск

     Цель: Расширить знания учащихся о М. Ю. Лермонтове. Познакомить со стихотворением «Парус», его основным мотивом. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.

 

     Оборудование. Гравюра Ф. Константинова, «Портрет М. Ю. Лермонтова», репродукция И. К. Айвазовского «Черное море», романс Варламова на слова Лермонтова «Парус».

 

Ход урока.

 

I Вступительное слово учителя. 29 января 1837 года по Петербургу разнеслась весть о смерти великого поэта А. С. Пушкина. В это же время быстро распространилось стихотворение «Смерть поэта». Автор гневно обличал подлинных убийц Пушкина: придворную знать и светское общество.

 

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

 

 - Кто же был этот поэт, который так смело высказался в стихотворении?

 

 - Читатели увидели в нем достойного наследника убитого Пушкина. Сегодня мы будем говорить о нем, о его стихотворении «Парус», о его думах в этом стихотворении, о том, в чём видел он смысл своей жизни.

 

1) Что вы знаете о поэте? Какие его произведения читали?

2) Почему на  гравюры Константинова он изображен на фоне гор?

 

 II  Чтение статьи учебника и составление плана.

 

III Когда поэту было 18 лет, он поздним летом приехал из Москвы в Петербург, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков. Отправившись на прогулку, он вышел на побережье и увидел раскинувшуюся морскую гладь. 

 

 - Какие чувства мог он в это время испытывать?

 

Точно ответить нельзя.

 

- Ребята, а кто из вас был на море? Чем оно вас поразило, запомнилось, что вы чувствовали в это время?

 

IV Рассказы ребят о море.

 

V Итак, человек, увидевший море, не может оставаться к нему равнодушным. Близость моря волнует человека, удивляет изменчивостью, непостоянством, то оно спокойно, то пенится и шумит. Также непостоянен и изменчив цвет: то лазурно-синее, то свинцово-серое. Возле моря, каким бы оно ни было, хочется размышлять о чем-то сокровенном, серьезном.

 

VI  Многие писатели и художники  посвятили воспеванию красоты моря свои произведения. Среди них В. Катаев, русский художник Айвазовский, которым написано около 6000 картин о море. Перед вами одна из его картин «Черное море» 1881 года .  Мы видим бескрайнюю ширь моря, его свободу, мощь.  Море не спокойно, перекатывающиеся волны  то прозрачно – зеленые, то густо – синие с белыми пенистыми гребешками, небо с грозовыми тучами. Все предвещает близкую бурю.

 

VII Каким  же увидел море Михаил Юрьевич Лермонтов, о чем он размышляет, увидев белеющий парус?

 

VIII Чтение наизусть стихотворения «Парус» учителем.

 

IX Анализ стихотворения.

1) Прочитайте строки, в который поэт рисует море и парус.

2) Назовите эпитеты, которые автор использует для описания моря.

3) Какое настроение возникает от этого при чтении стихотворения? (Яркий мир рождает чувство радости) .

4) Есть ли это чувство у нас? Что ему мешает?

5) Какая картина возникает  перед вами?

6) О чем размышляет Лермонтов? Прочитайте строки, в которых выразились его думы, чувства.

7) Почему Лермонтов в последней строке употребил слово мятежный? Какое значение имеет это слово? Подберите синонимы.

8) Можно ли так говорить о неодушевленном предмете?

 

Вывод. Так можно говорить о смелом, гордом человеке, который не ищет счастья, не боится моря, он ищет бури. Лермонтов вспоминал именно таких одиноких и мятежный людей, гордился ими и сочувствовал.

 

X Подготовка учащихся к выразительному чтению в парах. Подумайте, как можно прочитать стихотворение, чтобы в нем прозвучало «два голоса»  (Спокойный рассказ о море. Взволнованное выражение дум и чувств поэта). 

 

XI Прослушивание романса Варламова на слова Лермонтова.

 

1) Какое из произведений - стихотворение Лермонтова или романс Варламова -  вызвало у вас больше мыслей и чувств? Чем можно это объяснить?

2) Что звучит тревожнее – стихотворение или музыка на его слова?

 

XII Я прочту несколько строк из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», которые близки к теме сегодняшнего урока жаждой борьбы, свободы. В них и сам Лермонтов, который стремился к жизни, полной борьбы и тревоги.  Чтение отрывка.

 

Итог урока. Итак, скажите, в чем видят смысл своей жизни Лермонтов и герои его произведений? А не близко ли это и нам, сегодняшним людям?

Домашнее задание. Выучить наизусть «Парус», анализ на выбор одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «И скучно и грустно…».   



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*