Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема профессионального саморазвития обучающихся образовательной организации

02.07.2014 1308 2610
Трубичева Татьяна Юрьевна
Трубичева Татьяна Юрьевна, преподаватель

Сокольский лесопромышленный политехнический техникум

В современных социально-экономических условиях работодатели заинтересованы в квалифицированных выпускниках  учреждений профессионального образования, обладающих высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных и информационно-коммуникационных компетенций. На предприятия ждут конкурентоспособных, целеустремленных, любящих свою профессию специалистов и рабочих.

 

Не случайно особо остро стоит проблема профессионального самоопределения и саморазвития студентов.

 

Тем не менее, представления молодежи о профессиях на рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности. Принятие решений о выборе профессии часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей, поэтому молодежь выбирает профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные» и «престижные».

 

Социальное и профессиональное самоопределение и саморазвитие студента выступает одним из центральных направлений деятельности профессиональной образовательной организации.

 

В Сокольском политехническом техникуме для решения данной проблемы создана и успешно реализуется  Модель профессионального самоопределения и саморазвития обучающегося для формирования кадрового потенциала рабочих и специалистов кластера лесной, деревообрабатывающей отрасли и деревянного домостроения.

 

Реализуемая профориентационная деятельность основана на личностно-ориентированном подходе, согласно которому студент является активным субъектом личностного и профессионального развития.

 

Опора на идею педагогического сопровождения в организации профориентационной деятельности позволяет индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и саморазвитии студентов.

 

В ходе подготовки будущих квалифицированных рабочих и специалистов формируются нравственные и ценностно-смысловые основы профессиональной деятельности работника, осознание студентами значимости труда в успешной профессиональной карьере, личностном и профессиональном развитии.

 

Профориентационная работа БОУ СПО ВО «Сокольский ЛПТ» направлена на организацию устойчивых связей между техникумом, образовательными учреждениями и предприятиями города и области, развитие интереса молодежи к освоению специальностей лесного комплекса деревообработки, деревянного домостроения, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональных компетенций выпускников, повышению качества их подготовки.

 

Для оказания помощи студентам в адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда, формирования способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации и для создания условий для профессионального саморазвития в техникуме создан Совет по профориентационной работе под руководством директора, в состав которого входят маркетолог, профориентаторы, социальные партнеры, студенты и преподаватели.

 

Исходя из понимания современных проблем кадрового рынка кластера лесной, деревообрабатывающей отраслей, Совет осуществляет следующую деятельность:

  1. Анализ формирования профессиональной направленности обучающихся и студентов.
  2. Обеспечение скоординированности действий техникума и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки рабочих и специалистов.
  3. Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития студентов на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
  4. Активизация ресурсного потенциала техникума для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения и саморазвития студентов.


Профориентационная работа в техникуме ведется по следующим направлениям:

 

1. Профессиональное просвещение

 

Проводится на этапах подготовки обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных школ города (района) и включает:

  • проведение для обучающихся школ анкетирования по профессиональному самоопределению, организация тематических экскурсий; 
  • активизация интереса обучающихся к выбору профессии. Проведение мероприятий: Урок Занятости, Профессиональные пробы, День открытых дверей.
  • работа с родителями обучающихся по профессиональному самоопределению (встречи с работниками предприятий города, дети которых стоят перед выбором профессии); 
  • организация и проведение встреч абитуриентов с преподавателями техникума, представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда; 
  • изготовление рекламных материалов для поступающих: справочников и буклетов о специальностях, рекламных листов, афиш, размещение информации на сайте техникума (http://ns.sokollpt.ru).

 

2. Профессиональное саморазвитие.

 

Проводится на этапе обучения в техникуме.

 

В рамках реализации ФГОС СПО студент должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Для этого в техникуме проводится активная работа по профессиональному саморазвитию, включающая в себя:

 

Дни карьеры, конкурсы профессионального мастерства, повышение квалификации, получение дополнительной профессии.

 

В целях повышения престижа выбранной специальности техникум устанавливает связи с высшими профессиональными учебными заведениями для заключения договоров по системе непрерывного профессионального образования на обучение выпускников техникума

 

3. Профессиональная адаптация.

 

Проводится во время учебной и производственной практики и продолжается на этапе становления молодого специалиста на производстве (система наставничества, работа психологов и специалистов кадрового отдела).

 

Таким образом, реализация данной Модели подразумевает получение следующих результатов:

  • удовлетворение спроса учреждений лесной, деревообрабатывающей отрасли в квалифицированных специалистах и рабочих, стабильное функционирование социального партнерства в сфере среднего профессионального образования;
  • достижение единых стратегических целей развития профессионального образования Вологодской  области;
  • внедрение системы методического и технологического обеспечения единой профориентационной образовательной информационной среды;
  • гармонизация программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей лесного комплекса и личности
  • развитие образовательных программ и технологий по формированию мотивационной основы получения профессионального образования
  • модернизация механизмов воспитания, развития личности обучающихся на основе осуществления профессиональных карьерных планов
  • улучшение социальной адаптации выпускников.

 

Литература:

  1. Крицкая А.Р. Формирование готовности обучающихся в профессиональном учебном заведении к самообразованию Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008. – С.32.
  2. Профессиональная подготовка учащихся на основе учёта требований рынка труда / Пальянов М.П., Гиль, Л. Б., Корделян Г.В., Тищенкова А.В., Копытов А.Д., Чинахов Д.А., Федотова Е.Е.. // Коллективная монография. – Томск: STT, 2007. – 88 с.
  3. ФГОС СПО.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*