Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема профессионального саморазвития обучающихся образовательной организации

02.07.2014 370 874
Трубичева Татьяна Юрьевна
Трубичева Татьяна Юрьевна, преподаватель экономических дисциплин, организатор по профессиональному самоопределению

Сокольский лесопромышленный политехнический техникум

В современных социально-экономических условиях работодатели заинтересованы в квалифицированных выпускниках  учреждений профессионального образования, обладающих высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных и информационно-коммуникационных компетенций. На предприятия ждут конкурентоспособных, целеустремленных, любящих свою профессию специалистов и рабочих.

 

Не случайно особо остро стоит проблема профессионального самоопределения и саморазвития студентов.

 

Тем не менее, представления молодежи о профессиях на рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности. Принятие решений о выборе профессии часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей, поэтому молодежь выбирает профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные» и «престижные».

 

Социальное и профессиональное самоопределение и саморазвитие студента выступает одним из центральных направлений деятельности профессиональной образовательной организации.

 

В Сокольском политехническом техникуме для решения данной проблемы создана и успешно реализуется  Модель профессионального самоопределения и саморазвития обучающегося для формирования кадрового потенциала рабочих и специалистов кластера лесной, деревообрабатывающей отрасли и деревянного домостроения.

 

Реализуемая профориентационная деятельность основана на личностно-ориентированном подходе, согласно которому студент является активным субъектом личностного и профессионального развития.

 

Опора на идею педагогического сопровождения в организации профориентационной деятельности позволяет индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и саморазвитии студентов.

 

В ходе подготовки будущих квалифицированных рабочих и специалистов формируются нравственные и ценностно-смысловые основы профессиональной деятельности работника, осознание студентами значимости труда в успешной профессиональной карьере, личностном и профессиональном развитии.

 

Профориентационная работа БОУ СПО ВО «Сокольский ЛПТ» направлена на организацию устойчивых связей между техникумом, образовательными учреждениями и предприятиями города и области, развитие интереса молодежи к освоению специальностей лесного комплекса деревообработки, деревянного домостроения, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональных компетенций выпускников, повышению качества их подготовки.

 

Для оказания помощи студентам в адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда, формирования способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации и для создания условий для профессионального саморазвития в техникуме создан Совет по профориентационной работе под руководством директора, в состав которого входят маркетолог, профориентаторы, социальные партнеры, студенты и преподаватели.

 

Исходя из понимания современных проблем кадрового рынка кластера лесной, деревообрабатывающей отраслей, Совет осуществляет следующую деятельность:

  1. Анализ формирования профессиональной направленности обучающихся и студентов.
  2. Обеспечение скоординированности действий техникума и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки рабочих и специалистов.
  3. Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития студентов на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
  4. Активизация ресурсного потенциала техникума для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения и саморазвития студентов.


Профориентационная работа в техникуме ведется по следующим направлениям:

 

1. Профессиональное просвещение

 

Проводится на этапах подготовки обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных школ города (района) и включает:

  • проведение для обучающихся школ анкетирования по профессиональному самоопределению, организация тематических экскурсий; 
  • активизация интереса обучающихся к выбору профессии. Проведение мероприятий: Урок Занятости, Профессиональные пробы, День открытых дверей.
  • работа с родителями обучающихся по профессиональному самоопределению (встречи с работниками предприятий города, дети которых стоят перед выбором профессии); 
  • организация и проведение встреч абитуриентов с преподавателями техникума, представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда; 
  • изготовление рекламных материалов для поступающих: справочников и буклетов о специальностях, рекламных листов, афиш, размещение информации на сайте техникума (http://ns.sokollpt.ru).

 

2. Профессиональное саморазвитие.

 

Проводится на этапе обучения в техникуме.

 

В рамках реализации ФГОС СПО студент должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Для этого в техникуме проводится активная работа по профессиональному саморазвитию, включающая в себя:

 

Дни карьеры, конкурсы профессионального мастерства, повышение квалификации, получение дополнительной профессии.

 

В целях повышения престижа выбранной специальности техникум устанавливает связи с высшими профессиональными учебными заведениями для заключения договоров по системе непрерывного профессионального образования на обучение выпускников техникума

 

3. Профессиональная адаптация.

 

Проводится во время учебной и производственной практики и продолжается на этапе становления молодого специалиста на производстве (система наставничества, работа психологов и специалистов кадрового отдела).

 

Таким образом, реализация данной Модели подразумевает получение следующих результатов:

  • удовлетворение спроса учреждений лесной, деревообрабатывающей отрасли в квалифицированных специалистах и рабочих, стабильное функционирование социального партнерства в сфере среднего профессионального образования;
  • достижение единых стратегических целей развития профессионального образования Вологодской  области;
  • внедрение системы методического и технологического обеспечения единой профориентационной образовательной информационной среды;
  • гармонизация программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей лесного комплекса и личности
  • развитие образовательных программ и технологий по формированию мотивационной основы получения профессионального образования
  • модернизация механизмов воспитания, развития личности обучающихся на основе осуществления профессиональных карьерных планов
  • улучшение социальной адаптации выпускников.

 

Литература:

  1. Крицкая А.Р. Формирование готовности обучающихся в профессиональном учебном заведении к самообразованию Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008. – С.32.
  2. Профессиональная подготовка учащихся на основе учёта требований рынка труда / Пальянов М.П., Гиль, Л. Б., Корделян Г.В., Тищенкова А.В., Копытов А.Д., Чинахов Д.А., Федотова Е.Е.. // Коллективная монография. – Томск: STT, 2007. – 88 с.
  3. ФГОС СПО.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*