Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое обеспечение проектирования контрольно-оценочных средств по дисциплине

02.07.2014 1447 2994
Ефимова Надежда Александровна
Ефимова Надежда Александровна, методист

Сокольский лесопромышленный политехнический техникум

ВВЕДЕНИЕ.


Качество образования - ключевое понятие современного процесса обучения. Сегодня понятие качества лежит в основе оценки педагогических технологий, образовательных программ, деятельности учебных заведений, подготовки выпускников. В связи с реализацией ФГОС СПО, в VIII разделе «Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)» которого указано о необходимости создания фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и освоенные обучающимися компетенции, перед образовательной организацией особо остро встал вопрос о разработке конкретных форм и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине, модулю.

 

В чем же сложность оформления комплекта контрольно-оценочных средств по дисциплине, МДК, профессиональному модулю?

 

В первую очередь, в отсутствии необходимой нормативной базы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.


Известно, что структура оценочной деятельности включает определение предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания.

 

Оценочные средства представляют собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, образовательными и профессиональными стандартами. Таким образом, мы переходим к понятию «фонда оценочных средств», главная цель которого - установление соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям ФГОС.

 

Основные задачи ФОС - контроль и управление процессом приобретения необходимых знаний, достижением целей реализации ОПОП, обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности выпускников.

 

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине может состоять из двух частей: средства для текущей аттестации студентов, средства для промежуточной аттестации студентов.

 

Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства, заключается в том, что они должны стать своеобразным и естественным продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения. Это позволяет студенту более четко осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а педагогу направлять деятельность студента в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций. Так, если преподаватель работает на основе технологии развития критического мышления, то для оценки умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств целесообразно будет использовать такие методы, как составление концептуальных таблиц, решение ситуационных и проблемных задач, перекрестную дискуссию, синквейн и т.д.

 

В зависимости от уровня и особенностей образовательной программы, целей оценки, оценочные средства могут конструироваться на разных уровнях сложности и неопределенности. Они могут иметь однозначное решение (например, решение математических задач, знание исторических дат и событий). Оценочные средства могут предполагать многозначные ответы, как при решении проблемных ситуаций или кейсов. Возможны оценочные средства, не имеющие на сегодня признанных решений. Правда, они используются довольно редко.

 

Мы будем задавать лишь общие критерии оценки ответа: обоснованность, оригинальность и т.п. Так, тесты обычно имеют высокую степень нормирования.

 

Нельзя забывать о том, что помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей. По итогам оценивания следует проводить анализ учебно-профессиональных достижений обучающихся, отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

 

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ФОС.


На каждом этапе должна осуществляться коллективная проектно-аналитическая деятельность педагогического коллектива, координируемая методической службой учебного заведения.

 

1 этап. Устанавливается полный состав требований к первокурснику, студенту на разных этапах обучения и выпускнику. Требования, содержащиеся в ФГОС, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей, академических свобод учебного заведения, а также имеющихся профессиональных стандартов.

 

2 этап. Создается паспорт компетенций, т.е. перечень и структура формируемых компетенций по уровням и этапам обучения, начиная со студентов первого курса и до выпускников.

 

3 этап. Разрабатывается полный состав требований к системе оценки компетенций студентов на каждой стадии контроля.

 

4 этап. Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с учетом дополнительных компетенций, обусловленных особенностями специальности или направления подготовки.

 

5 этап. Формируется структура и содержание оценочных средств для каждого этапа обучения студентов. Для каждой дисциплины формулируется задания, по результатам выполнения которых можно судить о степени освоения студентом учебного материала и достижения им определенного уровня сформированности компетенции.

 

6 этап. Создается спецификация проверяемых компетенций и соответствующих им заданий, ориентированных на каждый этап контроля. Определяется число заданий и время, необходимое для ответов. Устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания.

 

7 этап. Разрабатываются параллельные наборы оценочных материалов, равнозначных по содержанию, сложности и сумме входящих в низ заданий. Для обеспечения и информационной защищенности процедур оценивания рекомендуется иметь не менее пяти наборов заданий.

 

8 этап. Структура и содержание оценочных средств сопоставляются с требованиями к структуре и уровням компетенций на данной стадии обучения студентов.

 

9 этап. Подготавливаются «ключи» - набор правильных ответов на каждое задание по вариантам.

 

10 этап. Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня умений, знаний и сформированности компетенций студентов требованиям ФГОС, ОПОП, профессиональным стандартам.

 

11 этап. Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов оценочных средств.

 

СТРУКТУРА КОС ПО ДИСЦИПЛИНЕ: паспорт комплекта контрольно-оценочных средств; результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке; совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и динамики формирования общих компетенций студентов при освоении содержания учебных дисциплин; совокупность заданий, предназначенных для предъявления студенту на промежуточной аттестации, инструкция по выполнению и критерии их оценки; методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной  работы для студентов; рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО.

 

При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.

 

Литература:

 

1. ФГОС СПО

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2009.

3. Михайлова Н.С., Минин Н.Г., Муратова Е.А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб.пособие. Томск, 2008.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*