Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тенденции социального развития общества через призму образовательного пространства техникума

23.06.2014 1029 2036
Козина Марина Георгиевна
Козина Марина Георгиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам

Донской банковский колледж

Современное среднее профессиональное образование, социальные процессы, происходящие в российских техникумах, находятся под воздействием факторов, которые определяют социально-экономическое, политическое и духовно-нравственное развитие нашего общества. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях и связях с другими людьми. Без приобщения человека к обществу не возможен процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.

 

Студенчество средних специальных профессиональных организаций является специфической социальной группой, в которой отражаются все противоречия и тенденции социального развития общества. Сегодня студенты оказались одним из наиболее восприимчивых социальных слоев, связанных с рыночными отношениями и формированием новых социально-политических реалий. Направленность и характер протекания процесса социализации студенческой молодежи в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития всего общества. Преобразование социума не может быть успешным, если оно не обеспечивается развитием молодого поколения.

 

Процесс социализации начинается с рождения и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в жизни. И здесь ведущее значение имеют процессы воспитания, образования и, конечно же, самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации является предметом изучения различных наук и систем знаний: философии, социологии, социальной психологии, психологии, педагогики, истории и этнографии. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение человека: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и даже профессиональное окружение.

 

Проанализировав подходы различных психологов и социологов к определению стадий социализации, наиболее верными можно считать следующие стадия социализации:

  • до трудовая - включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • трудовая – охватывает период зрелости человека. Но демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
  • после трудовая - наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Именно среднее профессиональное образование создает молодому специалисту фундамент для самореализации. Специфика банковского профиля обучения обязывает весь педагогический коллектив техникума работать не только в направлении социализации студентов, но и в подготовке будущих выпускников к реализации профессиональных умений и навыков в ходе учебной, производственной практики и, как результат, готовность к профессиональной банковской деятельности. Успешная социализация студентов – одно из ведущих направлений ДБТ. Реализация этого направления осуществляется - созданием для студентов с первого курса обучения условий свободы, творчества, личностного принятия и уважения, совместное взаимодействие. Ведь специалист банковского дела должен обладать не только определенным запасом учебных знаний, но и владеть общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

Социализация студенческой молодежи в процессе обучения включает не только усвоение знаний и умений, но приобретение навыков жизни во взрослом обществе, которые обеспечивают успешную деятельность как результат самореализации. Становления и самореализации личности студента в нашем техникуме происходит следующим образом. В каждой учебной группе техникума есть социальный педагог, который не только регулирует учебный процесс, но и помогает студентам справиться с трудностями, возникающими в процессе адаптации и обучения, организует образовательные и культурно-массовые мероприятия, где каждый студент может проявить себя и свои способности. С другой стороны внутри ДБТ действует орган студенческого самоуправления – студенческий Президентский совет (СПС). Принимая участие в студенческом самоуправлении, студенты имеют возможность реализовать не только профессиональные знания и навыки, полученные на уроках спец. дисциплин, но также проявлять и развивать организаторские, лидерские качества, что в дальнейшем очень многим пригодится в работе.

 

Значение и функция профессиональной организации в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности студента в профессиональной сфере. В частности в нашем техникуме студенты имеют возможность непрерывного образования. Вот, уже более 15 лет Донской банковский техникум сотрудничает с Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ), 98% выпускников ДБТ становятся студентами заочного отделения (факультет «Финансы и кредит») и успешно одновременно, делая карьеру в банках, получают высшее экономическое образование.

 

Таким образом, возрастает роль профессиональной организации, в условиях которого происходит очередной этап процесса социализации, а именно - становления личности, наделенной такими духовно-нравственными качествами как чуткость, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, рассудительность, трудолюбие и другие.

 

Очевидно, что техникум берёт на себя не малую ответственность при таком сложном, и очень важном процессе социализации. Ведь обществу нужны люди,  реализующие свои таланты, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад во всеобщее развитие и благосостояние. И здесь особая роль принадлежит творческой деятельности студентов. Деятельности, которая  организуется во вне учебное время и выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, а также в создании межличностных отношений, позволяющих снять социальные проблемы студентов в группе. Развитие творческого потенциала студента связано не только с решением проблемы адаптации к обучению в техникуме, но и в связи со становлением молодого специалиста как личности.

 

В нашем техникуме существует так же психологическая служба, которая помогает решать многие проблемы, но основная из них как раз таки социализация.

 

Значение этапа социализации в жизни человека трудно переоценить: человек приобретает убеждения, формы поведения (одобряемые обществом), ориентиры, необходимые ему для полноценной жизни в обществе. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный и самодостаточный человек. Социализация в период обучения студентов играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так сложно и проблематично. Ведь обучение в техникуме - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому процессу достойное внимание.

 

Литература:

1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе обучения. – Москва, 2007.

2. Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.

3. Гуляихин В.Н., Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.

4. Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 - Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.

5. Фёдорова П.С. Социально-психологические характеристики образовательной среды высшего учреждения профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С.162-165.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*