Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение на занятиях приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) как средство достижения современного качества образования

17.10.2011 549 4465
Ефременко Елена Викторовна
Ефременко Елена Викторовна, преподаватель, методист

Мариинский политехнический техникум

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.  При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.


Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетентностныйподход в образованииосновывается на следующих принципах:

  • образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;
  • оценивание для обеспечения возможности студенту самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
  • разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной
    деятельности студентов на основе собственной мотивации и ответственности за результат.


Для реализации в учебном процессе этих компетенций преподавателю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных дисциплин. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода преподавателю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения со студентами.


Ключевые компетентности многофункциональны, надпредментны и многомерны, основываются на свойствах человека и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни.


Внедрение новых образовательных технологий обусловлено переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на выпускника техникума. Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно счастливым человеком.


Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.


Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции, - это технологии развития критического мышления. Она развивается в рамках проекта «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления».


«Развитие критического мышления через чтение и письмо» является одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании.


Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах.


Что же такое критическое мышление?


Словосочетание "критическое мышление " в русском языке подразумевает некую сосредоточенность на недостатках.


В английском языке понятие "критическое мышление" означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Студенты задаются вопросами: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Подтверждаются ли эти знания другими фактами?", "Как я могу использовать эту информацию?". Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире.


Цель технологии – развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.


Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живем в информационно насыщенное время и должны уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы - чтение и письмо, с которыми нам, преподавателям, приходится работать на каждом уроке, - малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Поэтому для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять подход к основным инструментам обучения - чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Именно в этом и поможет технология РКМЧП. Понятия «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо» являются в этой технологии базовыми.


Основными целями технологии РКМЧП являются:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  • развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.


Нашим студентам придется мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения. Для этого, им необходимо, обладать  способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, выстраивать конструктивные  взаимоотношения с другими людьми, самостоятельно заниматься своим обучением.


Таким образом, технология критического мышления нацелена на формирование компетенций необходимых каждому человеку во взрослой жизни.


Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.


Данная технология находится на стадии внедрения в образовательный процесс в нашем учебном заведении, накопления  методического материала, систематизации и требует глубокого осмысления. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных и надпредметных умений и компетенций студентов.


Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.


В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Фаза вызова

Фаза реализации смысла

Фаза рефлексии


Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Студент ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»


Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством преподавателя и с помощью одногруппников ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.


Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.


Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.


Следование структуре занятия, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и преподавателем, и студентом кардинально влияет на склад ума обеих сторон.


Приемы   технологии   развивают   умение   воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию


Приведу некоторые технологические приемы работы по РКМЧП


1. Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю - хочу узнать - узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг».Как правило, у студетов есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» помогают преодолеть эти трудности.

Прием «Знаю — хочу узнать - узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, студентам можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в группе студенты сами формулируют цели занятия: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале занятия, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.


Прием «Продвинутая лекция»- это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один студент ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии- идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в подгруппе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ преподавателя в интереснейший диалог студента со студентом, студента с преподавателем и со всеми подгруппами.


Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей подгруппы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей подгруппы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей подгруппы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих подгрупп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих подгрупп внутренний слух поможет гармония поэзии.


Приемы написания стихотворений по алгоритму:синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников.


Я считаю, что на сегодняшний день технология критического мышления является самой простой для реализации в тех условиях, в которых мы находимся.


В русле компетентностного подхода к обучению данная технология является не только актуальной, но и результативной.

 

Используемая литература:

Ресурсы Интернета

• Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

• Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

• Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*