Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированный урок фортепиано

20.06.2014 1685 3159
Васильева Ирина Семеновна
Васильева Ирина Семеновна, преподаватель

Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских

В Якутском хореографическом колледже осуществляется комплексный подход к обучению. Это обусловлено тем, что в стенах одного учебного заведения учащиеся и студенты обучаются не только искусству балета, но и постигают азы музыкального образования, а также получают необходимый уровень знаний по общеобразовательным предметам. Мы, целая армия педагогов разных дисциплин, приобщая их к прекрасному, формируем нравственно – эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, учим видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, развиваем художественный вкус, образное мышление.

 

В связи с тем, что в пределах одного учебного  заведения будущие артисты балета обучаются сразу нескольким дисциплинам, появилась идея дополнить один учебный предмет другим. Претворение этой идеи в жизнь напрямую связано с проблемой интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Данная проблема видится наиболее сложной и недостаточно изученной. Необходимость ее решения побуждает педагогов к освоению и поиску новых педагогических решений, методов, форм и приемов обучения, способствующих развитию творческого потенциала учащихся. В условиях внедрения ФГОС нового поколения  вопрос  перехода на новое качество обучения стоит особенно остро.

 

Одним из вариантов обновления методики музыкального образования учащихся хореографического колледжа может выступить интегрированный урок фортепиано. Цель такого урока – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определенную эпоху, постижение ее картины мира в символах, образах, звуках. Интеграция  на современном этапе является одной из ведущих технологий в различных отраслях образования. Она усиливает мотивацию к учению, развивает креативность детей как устойчивое свойство личности, которое обусловливает способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. По мнению известного педагога Т. Браже, существенным результатом интеграции должно стать «единство в формировании у растущего поколения ценностей, изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования».

 

Самым близким к музыке из предметов гуманитарного цикла является литература. Основным компонентом литературы служит слово, музыки - особым образом организованный звук. Близость этих элементов подтверждается тем, что каждое слово обладает и значением, и звуковой оболочкой. Музыкальное и литературное произведения соединяются, прежде всего, на ассоциативном уровне. Акт прослушивания музыки и чтение литературного произведения приводят к осознанию общности настроения музыки и прочитанного текста. Умелый, грамотный выбор аналогий создает соответствующий эмоциональный настрой и не искажает восприятие. Выбор литературного и музыкального материала неограничен, какими – либо рамками. Очень большую роль играют вкус учителя, чувства учеников. Не менее важно, чтобы были привлечены произведения одной эпохи и идентичного стиля.

 

Каким же образом выстраивается интегрированный урок фортепиано? На таком уроке много импровизации, творческой непредсказуемости, свободного ассоциирования на уровне содержательных и дидактических связей между искусствами и отраслями знаний. Тем не менее, залогом успешного проведения занятия творческого характера является разумное планирование. Урок музыки с использованием литературного произведения – дело деликатное, требующее тщательной подготовки. Продумать важно все: тон урока, организацию внимания ученика.

 

Как пробу сил учителя, вначале полезно проводить разовые интегративные уроки разного уровня и характера. Но в целом интегрированный урок фортепиано представляет собой  блок уроков, объединенных общим замыслом. Причем первый урок – это беседа, где учитель рассказывает о жизни композитора и писателя, об эпохе, в которую они жили и творили, о роли созданных ими произведений в их творческой биографии. Предварительная беседа важна тем, что готовит ученика к предстоящей работе и настраивает его мысли и чувства на нужный лад.

 

Приведем пример апробированного на практике урока фортепиано с применением литературного произведения. В течение нескольких занятий на уроке фортепиано разучивалось произведение австрийского композитора Ф. Шуберта – фортепианная миниатюра «Серенада». Во вступительной беседе ученица услышала о том, что творчество Шуберта – заря романтического направления в музыке. В жанре песни – вся творческая сущность Шуберта, недаром его нарекли «соловьем и лебедем» песенности. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, пронизывает все творчество композитора. Порой она переплетается с темой скитальничества, одиночества, с темой природы. Лирике Шуберта присущи юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни.

 

Прослушав «Серенаду», ученица в звуках музыкального произведения услышала контрасты мрака и света, переходы от отчаяния к надежде. Когда ей был задан вопрос о том, какие чувства обуревали героя в момент признания в любви, то ответ прозвучал примерно такой: «Он был безответно влюблен». То есть, с первого прослушивания ученица  пришла к разгадке волшебства. Ведь известно, что жанр серенады переводится как « ночная песнь о любви», где герой – любовник под окном возлюбленной признается ей в своих пылких чувствах.

 

В «Серенаде» Шуберта минорная тональность музыки в середине произведения сменяется на мажорную, а затем вновь возвращается. С помощью этого приема романтическим героем как будто задается вопрос: «Любит ли она меня?» Вслед за этим вырастает другой вопрос: «А как признавались в любви  романтические герои литературных произведений?» Ученице трудно дать самостоятельный ответ. Поэтому педагогом была дана подсказка, что исповедальную повесть о любви можно найти среди произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. Ученице, было задано на дом прочитать его повесть «Первая любовь». Здесь необходимо подчеркнуть то, что педагог предварительно перечитала текст произведения. Для детского восприятия оно довольно сложное, поэтому очень важно было в предварительной беседе остановиться на основных моментах, раскрывающих сущность поэтики произведений Тургенева. Так же, как и произведения Шуберта, они создавались по законам лирической поэзии. Основное, что сближает и литературное, и музыкальное произведения, это прием противопоставления. «Смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости» - так охарактеризована главная героиня повести. А основной мотив повести заключен в следующих строках: «Сквозь слезы и сквозь грусть, навеянную то певучим стихом, то красотою вечера, проступало, как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни». Так же, как и в «Серенаде», в повести описана история безответной любви юного героя. Писатель проникновенно передает саму диалектику любви, мгновенные переходы от безысходного горя, нестерпимой обиды к светлой радости.

 

По мере разучивания педагог и ученица вновь и вновь обращались к тексту повести, находя в нем новые отклики с музыкой. Сам процесс работы над музыкальным произведением прошел незаметно; даже те моменты, которые могли привести к некоторым затруднениям в техническом, ритмическом исполнении пьесы (например, триоли), были преодолены легко и непринужденно. Чтобы передать то, как был влюблен юный Володя в Зинаиду Засекину, нашлись нужные красивые интонации, исполнение стало ярким и осмысленным. Ученица старалась звуками музыки рассказать о «неожиданном счастье», которое «обрадовало и испугало».

 

Безусловно, были и трудности в ходе работы: это сложность восприятия и понимания литературного произведения в силу возраста, отсутствие читательского опыта; недостаточный первоначальный уровень культурологических знаний. Несмотря на это, от результата творческого тандема моральное удовлетворение получили обе стороны – и ученица, и педагог.

 

В заключение надо подчеркнуть то, что в рамках интегрированного урока фортепиано можно использовать его художественные, воспитательные, учебные возможности и реализовать на материале классического наследия мировой художественной литературы с учетом его жанрового своеобразия. Интегрированный урок фортепиано решает следующие задачи:

1) Определяет роль литературы в углубленном восприятии, понимании и интерпретации музыкального произведения;

2) Формируются дополнительные знания и умения;

3) Развивается эстетический вкус учащихся.

 

Творчески работающий, ищущий педагог найдет и иные способы привлечения на урок фортепиано других учебных предметов и видов искусства. Совместная работа учителя и ученика на таком уровне образует как бы самобытный оркестр, в котором важен каждый голос. И такие уроки, выходящие за рамки одной лишь музыки и позволяющие соприкоснуться с миром художественных образов, тайных символов, скрытых между строками литературных произведений, оставляют яркие эстетические впечатления.

 

Список использованной литературы:

  1. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе.  – 1996. - № 5.- С. 151.
  2. Виноградова С. М. Взаимодействие музыки. – Л: Знание, 1984. – 17 с.
  3. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 3. – М., Музыка, 1981. – с. 130 – 135.
  4. Тургенев И. С.  Повести. – М., Правда, 1989. – с. 219 – 327.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*