Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование активных методик обучения при преподавании иностранного языка

02.06.2023 146 252
Ремигина Екатерина Александровна
Ремигина Екатерина Александровна, преподаватель

Новочеркасский медицинский колледж

Активные формы и методы обучения являются одним из основных факторов интенсификации процесса обучения. Под активными методами обучения чаще всего подразумевается комплексная социально-дидактическая технология, включающая, прежде всего такие виды социально-психологического тренинга, как ролевые игры, деловые игры, групповые дискуссии.

Ролевые игры, деловые игры и групповые дискуссии должны обладать дидактической структурой и функциями, а также различаться по уровню организации и по другим признакам, т.е. образовывать различные типы и виды. По мнению В.М. Филатова основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются [1]:

  • игровые и учебные цели, которые предусматривают поэтапное овладение студентами навыками и умениями педагогического общения, в том числе на иностранном языке;
  • содержание речевой игры, отражающее ролевые взаимодействия и взаимоотношения, которые базируются преимущественно на текущем учебном материале той или иной темы и которые приобретают определенную сюжетную организацию и развитие;
  • совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых студенты или участники курсов реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;
  • коммуникативные и лингводидактические условия, под которыми подразумеваются, прежде всего, игровые учебно-коммуникативные ситуации, создаваемые самими студентами или участниками курсов под руководством преподавателя;
  • реквизит, т.е. любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают в игре знаковое, сообщающее значение.

В процессе многолетнего использования ролевых игр, деловых игр и групповых дискуссий выявились их дидактическая, воспитывающая и  развивающая функция [2].

Дидактическая функция проявляется в создании адекватных условий для комплексного формирования у студентов коммуникативной компетенции и строго определенного объёма знаний, навыков и умений по конкретным учебным дисциплинам. Выбор студентом той или иной роли или позиции обуславливает, с одной стороны, усвоение определенного учебного материала в режиме индивидуальной работы и, с другой стороны, кооперацию с сокурсниками для успешного решения своей учебно-познавательной задачи и эффективной реализации своего ролевого поведения, что дополнительно стимулирует овладение, как специальными знаниями, так и коммуникативными и организаторскими умениями.

Воспитывающая функция формирует у студентов инициативность, а также чувство коллективизма и ответственность за свой конкретный вклад в решение общегрупповых задач.

Развивающая функция ролевых игр, деловых игр и групповых дискуссий заключаетя в формировании и развитии внимания, памяти, творческого воображения, способность к эмпатии. Выделение именно трёх функций носит условный характер и их можно продолжить.

Принимая во внимание необходимость овладения иностранным языком как средством общения, все ролевые игры могут быть разделены на социально-бытовые (термин Е.А. Маслыко) и профессиональные или деловые. Целью использования социально-бытовых  ролевых игр является формирование у студентов навыков и умений иноязычного устноречевого общения в общекультурном плане, развитие у них инициативности, ответственности и других ценных качеств личности, совершенствование культуры поведения в социально-бытовой сфере жизнедеятельности. Целью профессиональных ролевых игр является формирование у студентов навыков и умений профессиональной деятельности и делового общения на иностранном языке.

Согласно примерной программе дисциплины «Иностранный язык» основной целью курса в колледже является обучение «практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении». Иностранный язык стал обязательным компонентом профессиональной подготовки специалистов [3].

Остановимся кратко на принципах создания ролевой игры. Вначале, студентам предлагается выдвинуть идеи относительно общей коммуникативной ситуации, набора ролей и примерного хода предстоящей игры. Затем, студенты обсуждают выдвинутые предложения и останавливаются на том варианте, который устраивает всех или почти всех участников игры. Следующим этапом является распределение набора ролей и определение содержания ролевой игры.

Участники ролевой игры создают сценарий (то есть описывают содержание игры, выраженной в характере и последовательности действий обучаемых и преподавателей). При этом сценарий делится на основные этапы. Элементом сценария является игровой конфликт, то есть противоречие, обусловленное различной позицией игроков по поводу одной и той же проблемы. Это очень ответственный момент периода коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого студента к предстоящей игре, да и само проведение её.

Крайне необходимым компонентом является также подготовка комплекта игровой документации (создание опознавательных знаков, символов, эмблем, оформление материалов игры с использованием графики и плакатов).

Следует напомнить, что создание ролевой игры и её проведение проходит под руководством преподавателя.

В игре возникает немало незапланированных ситуаций, случаются казусы и недоразумения, что не должно смущать ни преподавателя, ни студентов, поскольку ролевая игра максимально воссоздаёт качества и свойства естественного межличностного общения. Нужно быть просто готовым к адекватным реакциям на неожиданные коммуникативные поступки участников ролевой игры.

Проведение ролевой игры, которое занимает обычно 15-25 минут, является заметным событием в жизни учебной группы, поскольку оно является не просто итогом работы, но и серьезным испытанием студентов на коммуникативную компетенцию, находчивость и творческий потенциал. Игра может быть проведена в любой, достаточно просторной аудитории, оформленной соответствующим образом.

Подведение итогов ролевой игры осуществляется обычно под руководством преподавателя и складывается из оценок и самооценок индивидуального вклада каждого студента в подготовку и проведение игры, адекватности иноязычных высказываний исполняемой роли и наличной коммуникативной ситуации, а также правдивости и выразительности ролевого поведения.

Исходя из вышеизложенного, нами была проведена ролевая игра "Эко – ТВ" для студентов первого курса. Целью ролевой игры являлось освоение студентами лексического материала по изучаемой теме "Защита окружающей среды". В качестве сюжета участниками ролевой игры была взята телевизионная передача "Экологические новости".

Материал для ролевой игры подбирался студентами самостоятельно, но подготовка монологических высказываний участников игры проводились под руководством преподавателя. Ролевая игра состояла из двух частей. Первая часть, а именно репортаж с места события (митинг жителей одного района города против строительства гаражей в парке отдыха) и социологический опрос жителей города, снималась на камеру. Вторая часть, выступление ведущей программы "Экологические новости", проводилась в аудитории оформленной под телевизионную студию.

Для проведения ролевой игры студентами были созданы серии плакатов на экологические темы, что помогает сохранить интерес учащихся к проблеме, и способствует активизации языкового материала.

Оценивалось умение участников  точно передать характер выбранной ими роли, владение тематической лексикой и быстрота реакции в незапланированных ситуациях.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: игровые методы обучения иностранному языку создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений, навыков у студентов. Пробуждают интерес к изучению иностранного языка и играют немаловажную роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование активных методик обучения при преподавании иностранного языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*