Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе СПО

31.05.2023 377 564
Мельников Алексей Геннадьевич
Мельников Алексей Геннадьевич, директор

Часовских Галина Владимировна
Часовских Галина Владимировна, зам. директора по УМР

Курдюмова Валентина Борисовна
Курдюмова Валентина Борисовна, методист

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса

Сегодня наставничество является одним из наиболее важных средств воспитания и обучения молодого поколения. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Работая над темой наставничества, Константин Дмитриевич Ушинский еще в начале XX века, считал, что теоретические знания и опыт педагога-наставника должны дополнять друг друга. Профессиональная адаптация личности обучающегося напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

 Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса – многопрофильная образовательная организация многоуровневого, непрерывного профессионального образования, осуществляющая подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства.  

Сегодня учреждениям СПО необходимо учитывать направления и перспективы научно-технического развития современного производства. В данных условиях особенное значение приобретает правильно организованная система наставничества, которая дает возможность сосредоточить профессиональный опыт, знания, умения и передавать их наставляемым. Как показывает практика, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Если вовремя не помочь и не поддержать педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.  Помочь ему в этом может опытный наставник.

Наставничество – это эффективный инструмент адаптации начинающих педагогов к условиям образовательной деятельности и выполнению трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагога СПО; сохранения и развития педагогических традиций и опыта.

В колледже около 2% педагогов имеют опыт работы менее 3 лет.

Решение  задачи, касающейся развития потенциала молодых специалистов реализуется через образованную в колледже «Школу молодого педагога». Для того, чтобы реализация данного направления проходила эффективно, за начинающими специалистами закрепляются опытные педагоги-наставники. Наставник оказывает организационную, методическую, психолого-педагогическую помощь молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми начинающий педагог  встречается в профессиональной деятельности, поддерживает и способствует развитию его творческого потенциала.

Педагоги-наставники прошли обучение в Академии Минпросвещения по программе «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях». Модель наставничества в колледже  «педагог-педагог» помогает решать различные задачи: закрепление молодых педагогов, профессиональное развитие, продуктивная коммуникация и др.

В колледже также реализуется форма наставничества «студент – школьник». С целью привлечения выпускников школ наставники-студенты проводят профориентационную работу: участвуют в ярмарках рабочих мест, проводят мастер-классы, профессиональные пробы и др.  Школьники наблюдают за работой студентов, а затем пробуют свои силы по выполнению трудовых операций. Студенты-наставники в дни открытых дверей являются экскурсоводами, знакомя школьников с учебными кабинетами, лабораториями колледжа и историей учебного заведения. 

При реализации формы наставничества «работодатель – студент» к опытному работнику предприятия, на котором проходит производственная практика, временно прикрепляются обучающийся или малая группа обучающихся для включенного наблюдения за особенностями и технологиями работы во время производственной практики.

Наставники  на производстве - это квалифицированные кадровые инженерно-технические работники и рабочие, имеющие высокую профессиональную подготовку, богатый жизненный опыт и способные выполнять функции педагогов.

Последнее особенно важно, так как нельзя быть наставником по обязанности. Опыт показал, что успехов достигает тот, кто обладает педагогическим тактом, глубоко понимает всю меру своей личной ответственности за обучение молодежи. Наставник в этом случае обеспечивает соответствующее сопровождение наставляемого, делится опытом, знаниями и поддерживает студента. Это важный процесс знакомства и привыкания обучающихся колледжа к условиям и содержанию труда, организации рабочих мест, рабочему времени, особенностям мотивации, к работникам предприятия, на котором проходит производственная практика. Положительная социальная и профессиональная адаптация проявляется не только в освоении тонкостей и специфики профессии, приобретении навыков, умении ориентироваться в производственных ситуациях, но и способствует развитию личной мотивации трудовой деятельности и является одним из показателей обоснованности выбора профессии. Важно отметить, что наставничество во время производственной практики не должно заключаться только в передаче навыков. Задача наставника – познакомить с традициями и нормами, содействовать включению обучающегося в коллектив как равноправного члена, а также выделить тех, кто подходит для дальнейшей успешной работы на данном предприятии.

Большой вклад с систему наставничества и профориентации предприятия вносит общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринг Строительство Обслуживание» (ООО «ИСО» филиал в г. Ачинск). На предприятии реализуется проект «Квалификация НАСТАВНИК», участником проекта является Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса. Цель проекта: формирование кадрового обеспечения развития наставничества на рабочем месте. Использование современного инструментария и новейших технологий способствует быстрому внедрению в профессиональную среду и эффективной адаптации выпускников в реальном производстве. В ООО «ИСО» специалистами центра подготовки и развития персонала разработаны и внедрены дополнительные профессиональные программы для повышения квалификации специалистов-наставников в таких видах деятельности как строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; ремонт машин и оборудования; обработка металлических изделий. Наставники в своей работе используют рекомендации для оценки своих личностных качеств наставников, показатели оценок результативности своей деятельности.

  Таким образом, в результате реализации различных форм наставничества легче проходит процесс адаптации к новым условиям, происходит развитие профессиональной мотивации к трудовой деятельности у наставляемых. Гибкая и мобильная система наставничества в колледже дает возможность приумножить профессиональный уровень всех участников системы, предоставляя дополнительные возможности для качественной подготовки квалифицированных кадров.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*